Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
проанализировать работу кредитных организаций:
выявить влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России;
проанализировать активные и пассивные операции банковской системы;
обозначить проблемы банковской системы Росси и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Банковская система: понятие и признаки
Структура банковской системы РФ
2.ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1Определение пассивных операций
2.1.1Анализ пассивных операций банковской системы
2.2Определение активных операций
2.2.1Анализ активных операций банковской системы
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Удельный вес учтенных векселей в портфеле ценных бумаг уменьшился за 2009 год с 8,4 до 5,4%, при незначительном росте — с 0,7 до 0,8% — их доли в активах банковского сектора. В портфеле учтенных векселей 76,9% (на 1.01.2009 — 50,2%) приходилось на векселя российских банков. Объем вложений в эти векселя вырос за 2009 год в 1,8 раза, до 180,0 млрд. рублей. Вложения в векселя прочих российских организаций сократились на 45,3%, а их доля в объеме учтенных векселей снизилась с 47,3 до 22,0%.
Самыми крупными держателями долговых обязательств на 1.01.2010 являлись банки, контролируемые государством, и крупные частные банки — им принадлежало соответственно 41,6 и 39,4% долговых обязательств, приобретенных банковским сектором.
Удельный вес вложений в долевые ценные бумаги в портфеле ценных бумаг на 1.01.2010 составил 9,6% против 8,2% на 1.01.2009; за год их объем увеличился более чем в 2 раза — до 411,8 млрд. рублей (в 2008 году отмечалось снижение вложений в долевые ценные бумаги на 38,8%).
В 2009 году произошли некоторые изменения в распределении вложений в долевые ценные бумаги по группам банков. Доля крупных частных банков в этих вложениях на 1.01.2010 составила 74,0% против 70,4% на 1.01.2009. Доля банков, контролируемых государством, сократилась с 19,1% на 1.01.2009 до 13,3% на 1.01.2010.
В
связи с кризисом в течение 2009
года (особенно в первом полугодии)
рынок МБК высокой активностью
не отличался. Объем требований по предоставленным
МБК за 2009 год увеличился на 9,0% (в
2008 году — на 76,4%) — до 2725,9 млрд. рублей,
а их доля в активах банковского
сектора выросла с 8,9 до 9,3%. Объем
кредитов, размещенных в банках-
Удельный вес валютных активов в совокупных активах банковского сектора в условиях укрепления курса рубля во втором полугодии 2009 года сократился до 27,6% на 1.01.2010 (против 32,3% на 1.01.2009).
Для
более полного анализа активных
операций рассчитаем следующие показатели.
Таблица
4
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 |
1. уровень доходных активов А1 | 84,28 | 79,76 | 82,43 |
2. уровень просроченной задолженности А2 | 0,92 | 1,51 | 3,45 |
3. Уровень просроченной задолженности А 2.1 | 1,29 | 2,12 | 5,11 |
Первый
показатель – уровень доходных активов
– за весь анализируемый период
соответствует рекомендуемой
За
весь анализируемый период возрастает
уровень просроченной задолженности
(А2). Это характеризуется тем, что
банки сокращают уровень
Также
возрастает показатель уровня просроченной
задолженности А2.1. Он также в 2007-2008
годах соответствует
3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Выше были приведены показатели, позитивно характеризующие деятельность банков за последние годы. Но есть, конечно, и проблемы. Их можно выделить несколько главных. Самая главная, по – моему, состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Возьмём наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, - в крупных рыночно развитых странах, как правило, объём выданных кредитов банков даже превышает объём ВВП, то есть, кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас же, при хорошей динамике роста кредитов, их удельный вес по отношению к ВВП составляет лишь 18%. Это, безусловно, мало. Поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.
Вторая проблема, - это низкая капитализация банков. На декабрь 2008 года, доля капитала банков по отношению к ВВП составляет примерно 6%. Хотя это и больше по сравнению с тремя прошлыми годами, когда данный показатель равнялся 4%, но это крайне недостаточно. Поэтому рост ресурсной базы и капитализации банков должны стать первейшей задачей нашей банковской системы.
Другая
проблема связана с конкуренцией
на российском банковском рынке с
иностранными банками, прежде всего, в
контексте возможного присоединения
к ВТО и еще большей
Есть и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система страхования вкладов, в которой будут участвовать все банки на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять опасения, которые возникают в связи с большой открытостью российской экономики и банковской сферы, в частности.
Меры для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.
1. Монетарные меры
Установленный
в январе 2009 г. коридор колебаний
рубля к бивалютной корзине соответствует
расчетному уровню поддержки и, вероятно,
обеспечивает при текущих макроэкономических
параметрах определенное равновесие.
Основная задача государства сейчас
– подтвердить твердые
Кроме
того, представляется необходимым снизить
ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это
позволит повысить доступность кредитов
для предприятий и населения,
и как результат, стимулировать
производство и внутренний спрос, снизить
уровень дефолтов заемщиков. В противном
случае мы можем получить и высокую
инфляцию и сведем к минимуму внутренний
спрос и экономическую
2.
Повышение капитализации
Мерами
в данном направлении могут быть:
введение нулевой ставки налога на
прибыль в случае ее реинвестирования
в собственный капитал банка,
освобождение от налогообложения части
прибыли инвесторов, направляемой на
формирование уставного капитала банков,
законодательное упрощение
3.
Консолидация банковского
Это
направление призвано повысить устойчивость
банковской системы и ее способность
решать задачи по финансовому обеспечению
отечественных производителей. В
данном направлении положительную
роль может сыграть механизм предоставления
капитала крупнейшим банкам (в том
числе частным) для приобретения
неплатежеспособных банков в дополнение
к долговому финансированию, предоставляемому
Агентству по страхованию вкладов
(АСВ). Также необходимо повысить требования
к минимальному размеру собственных
средств (капитала) для кредитных
организаций, усовершенствовать процедуру
реорганизации кредитных
4.
Формирование базы пассивов
Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:
•
обеспечение предсказуемости
• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;
•
страхование средств
•
законодательное закрепление
• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);
• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.
5.
Расширение спектра
Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:
• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);
• включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;
• покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.
Информация о работе Банковская система РФ на современном этапе