Банковская система РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения.

Исходя из этой цели, были поставлены задачи:

изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
проанализировать работу кредитных организаций:
выявить влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России;
проанализировать активные и пассивные операции банковской системы;
обозначить проблемы банковской системы Росси и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Банковская система: понятие и признаки
Структура банковской системы РФ
2.ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1Определение пассивных операций

2.1.1Анализ пассивных операций банковской системы

2.2Определение активных операций

2.2.1Анализ активных операций банковской системы

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 217.01 Кб (Скачать)

     Удельный  вес учтенных векселей в портфеле ценных бумаг уменьшился за 2009 год  с 8,4 до 5,4%, при незначительном росте  — с 0,7 до 0,8% — их доли в активах  банковского сектора. В портфеле учтенных векселей 76,9% (на 1.01.2009 — 50,2%) приходилось  на векселя российских банков. Объем  вложений в эти векселя вырос  за 2009 год в 1,8 раза, до 180,0 млрд. рублей. Вложения в векселя прочих российских организаций сократились на 45,3%, а их доля в объеме учтенных векселей снизилась с 47,3 до 22,0%.

     Самыми  крупными держателями долговых обязательств на 1.01.2010 являлись банки, контролируемые государством, и крупные частные  банки — им принадлежало соответственно 41,6 и 39,4% долговых обязательств, приобретенных  банковским сектором.

     Удельный  вес вложений в долевые ценные бумаги в портфеле ценных бумаг на 1.01.2010 составил 9,6% против 8,2% на 1.01.2009; за год их объем увеличился более  чем в 2 раза — до 411,8 млрд. рублей (в 2008 году отмечалось снижение вложений в долевые ценные бумаги на 38,8%).

     В 2009 году произошли некоторые изменения  в распределении вложений в долевые  ценные бумаги по группам банков. Доля крупных частных банков в этих вложениях на 1.01.2010 составила 74,0% против 70,4% на 1.01.2009. Доля банков, контролируемых государством, сократилась с 19,1% на 1.01.2009 до 13,3% на 1.01.2010.

     В связи с кризисом в течение 2009 года (особенно в первом полугодии) рынок МБК высокой активностью  не отличался. Объем требований по предоставленным  МБК за 2009 год увеличился на 9,0% (в 2008 году — на 76,4%) — до 2725,9 млрд. рублей, а их доля в активах банковского  сектора выросла с 8,9 до 9,3%. Объем  кредитов, размещенных в банках-резидентах, за 2009 год увеличился на 18,6%, а их доля в активах — с 2,4 до 2,7%, в  банках-нерезидентах — соответственно на 5,4%; при этом их доля в активах  банковского сектора осталась неизменной и составила 6,5%.

     Удельный  вес валютных активов в совокупных активах банковского сектора  в условиях укрепления курса рубля  во втором полугодии 2009 года сократился до 27,6% на 1.01.2010 (против 32,3% на 1.01.2009).

     Для более полного анализа  активных операций рассчитаем следующие показатели. 
 

     Таблица 4 

Показатели 2007 2008 2009
1. уровень  доходных активов А1 84,28 79,76 82,43
2. уровень  просроченной задолженности А2 0,92 1,51 3,45
3. Уровень  просроченной задолженности А  2.1 1,29 2,12 5,11
 

     Первый  показатель – уровень доходных активов  – за весь анализируемый период соответствует рекомендуемой величине (более 80%). Однако данный показатель в 2008 году снизился на 5,4%. В 2009 году данный показатель увеличился на 3,3%, однако этого  недостаточно, чтобы достичь уровня 2007 года. Это объясняется тем, что в 2008 году, в связи с кризисом, в банковской системе возникли проблемы с ликвидностью и банкам понадобились средства для поддержания текущей ликвидности. В 2009 году ситуация нормализовалась, но банки не смогли нарастить  свои доходы до уровня 2007 года.

     За  весь анализируемый период возрастает уровень просроченной задолженности (А2). Это характеризуется тем, что  банки сокращают уровень кредитования, при этом  просроченная задолженность  по ссудным операциям растет. В 2007-2008 годах данный показатель соответствует  рекомендуемой величине, а в 2009 году данный показатель увеличился на 128% и  превышает рекомендуемую величину. Также рост данного показателя говорит  о том, что темп роста просроченной задолженности превышает темп роста  активов в целом.

     Также возрастает показатель уровня просроченной задолженности А2.1. Он также в 2007-2008 годах соответствует рекомендуемой  величине, а в 2009 году он увеличился в 2.5 раза и превышает рекомендуемую  величину. Также рост данного показателя говорит о том, что темп роста  просроченной задолженности превышает  темп роста ссудной задолженности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

     Выше  были приведены показатели, позитивно  характеризующие деятельность банков за последние годы. Но есть, конечно, и проблемы. Их можно выделить несколько  главных. Самая главная, по – моему, состоит в том, что при таком  хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес  по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и  экономики далеко недостаточны. Возьмём  наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, - в крупных рыночно  развитых странах, как правило, объём  выданных кредитов банков даже превышает  объём ВВП, то есть, кредиты активно  работают в производстве, экономике  и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас  же, при хорошей динамике роста  кредитов, их удельный вес по отношению  к ВВП составляет лишь 18%. Это, безусловно, мало. Поэтому многие предприятия  ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.

     Вторая  проблема, - это низкая капитализация  банков. На декабрь 2008 года, доля капитала банков по отношению к ВВП составляет примерно 6%. Хотя это и больше по сравнению с тремя прошлыми годами, когда данный показатель равнялся 4%, но это крайне недостаточно. Поэтому  рост ресурсной базы и капитализации  банков должны стать первейшей задачей  нашей банковской системы.

     Другая  проблема связана с конкуренцией на российском банковском рынке с  иностранными банками, прежде всего, в  контексте возможного присоединения  к ВТО и еще большей открытости, а так же в условиях либерализации  валютного законодательства. Здесь  действует прогноз Михаила Касьянова, о том, что 90% российских банков не могут  выдержать конкуренции с иностранными банками. Конечно, речь не идет о том, что российские банки разорятся, обанкротятся, и так далее, речь идет о том, что они могут маргинализоваться  как универсальные банки и  выживут только в случае, если найдут какую-то нишу по выполнению отдельных  функций кредитных организаций. То ли будут расчетно-кассовыми, казначейскими  центрами крупных компаний или финансово-промышленных групп. То ли будут обслуживать население  в конкретном регионе, своего рода сберегательные кассы, строительные общества в случае обслуживания накопительных схем жилищного  строительства. Может произойти  распределение по более мелким нишам. При том, что конкуренцию как  универсальные банки может выдержать  действительно ограниченное число, скажем, 10-15-20%, можно обсуждать, но понятно, что это число не столь велико. Поэтому основной проблемой российской банковской системы является консолидация и повышение надежности, это во-первых, и во-вторых, не дожидаясь этой повышенной конкуренции, многие кредитные организации  должны разойтись по тем нишам, где  они могут предъявить свои конкурентные преимущества, выполняя лишь отдельные  функций, в том числе даже не являясь  банками, а лишь кредитными банковскими  учреждениями. Тогда конкуренция  с иностранными банками, которые  даже без снятия такого ограничения, как право на открытие филиалов, уже сейчас при дочерних структурах активно работают в России, будет  не так страшна. Кроме того, иностранные  банки ищут возможности расширения сетей и набора банковских услуг. Если российские банки это сделают, тогда такая конкуренция не будет  неожиданной для них, и они  не будут впопыхах принимать те или  иные решения. Думаю, что надо в рамках документов денежно кредитной политики провести эти меры. В частности  упрощать процедуры слияния и  поглощения банков, нормативными требованиями подталкивать банки к слияниям и  поглощениям, к консолидациям. Все  это должно делаться не через количественные показатели, в том числе размер капитала и так далее, хотя и здесь  это не помешает, но, прежде всего, через  нормативы достаточности капитала, через другие параметры надежности банков.

     Есть  и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных  историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система  страхования вкладов, в которой  будут участвовать все банки  на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять  опасения, которые возникают в  связи с большой открытостью  российской экономики и банковской сферы, в частности.

     Меры  для укрепления банковского сектора  можно условно сгруппировать  по семи направлениям.

     1. Монетарные меры 

     Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний  рубля к бивалютной корзине соответствует  расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие. Основная задача государства сейчас – подтвердить твердые намерения  по поддержанию адекватного курса  рубля и обеспечить его стабильность.

     Кроме того, представляется необходимым снизить  ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это  позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать  производство и внутренний спрос, снизить  уровень дефолтов заемщиков. В противном  случае мы можем получить и высокую  инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса  является стандартной мировой практикой.

     2. Повышение капитализации банковской  системы 

     Мерами  в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части  прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования  капитала банков.

     3. Консолидация банковского сектора 

     Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность  решать задачи по финансовому обеспечению  отечественных производителей. В  данном направлении положительную  роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том  числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных  средств (капитала) для кредитных  организаций, усовершенствовать процедуру  реорганизации кредитных организаций  и упростить процедуры их банкротства. Именно с этой целью государство  увеличивает с 1 января 2010 года минимальный  уставной капитал для банков до 90 миллионов рублей, а с 2012 года - до 180 миллионов рублей.

     4. Формирование базы пассивов банков  за счет источников внутреннего  рынка 

     Учитывая  острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие  меры:

     • обеспечение предсказуемости условий  предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

     • увеличение размера гарантий по вкладам  физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов  в более защищенные банковские системы  мира;

     • страхование средств юридических  лиц в банках;

     • законодательное закрепление возможности  открытия безотзывных вкладов –  данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную  думу Федерального собрания Российской Федерации;

     • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более  чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

     • обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

     5. Расширение спектра государственных  гарантий 

     Государственные гарантии – одно из важнейших направлений  укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью  государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению  внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных  гарантий может быть реализовано  за счет:

     • поддержки внутреннего спроса через  финансирование программ по приобретению населением товаров длительного  пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной  компенсации стоимости товара);

     • включения 30 – 50 крупнейших банков в  программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий  малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

     • покрытия обязательств перед банками  тех граждан, которые потеряли возможность  обслуживать кредиты (в том числе  ипотечные) в результате кризиса.

Информация о работе Банковская система РФ на современном этапе