Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.
Введение
1 Теоретические основы аудита
1.1 Сущность и виды аудита
1.2 Роль аудита в системе финансового контроля
2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и направления совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 34
Приложение Б. Рейтинг аудиторских организаций Республики Беларусь по
Обобщив, можно выделить следующие основные направления совершенствования аудиторской деятельности в республике:
1. Совершенствование регулирования аудиторской деятельности - распределение функций государственного и общественного регулирования аудита, которое основано на обобщении опыта развитых государств, в которых управление аудитом осуществляется общественными организациями, либо государством и общественными организациями.
К компетенции органов государственного регулирования следует относить:
ведение контрольного реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
утверждение национальных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
утверждение единой системы проведения тендеров на аудит.
установление ограничений допуска аудиторов к обязательному аудиту (членство в общественном объединении, уровень качества);
организация условий для подготовки кадров по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) и МСА (Международные стандарты аудита);
обобщение статистической отчетности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
иные, установленные законодательством функции [10].
Функции общественного регулирования:
контроль качества аудита и контроль выполнения аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь;
разработка и внедрение методологического обеспечения национальных и международных стандартов аудита;
обеспечение финансовой устойчивости национальных аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
представление интересов аудиторов в органах исполнительной и законодательной власти;
разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их в органы государственной власти;
унификация рабочей документации аудиторов с целью снижения затрат времени на выполнение работы и контроль;
разработка единых требований к содержанию договоров оказания аудиторских услуг с целью предотвращения недобросовестной конкуренции и упрощения контроля;
использование единых методик расчета трудоемкости аудита с целью реализации национальных правил и МСА на этапе планирования;
разработка и внедрение системы аттестации и повышения квалификации аудиторов, основанной на знании современной методологии аудита, МСА;
разработка системы показателей и методов их обработки для проведения тендеров на аудит с целью минимизации мошенничества;
ведение реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
досудебное урегулирование споров между аудиторами и заказчиками;
внедрение методики построения рейтинга аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, приближенной к международным стандартам;
обеспечение взаимодействия аудиторских организаций (аудиторов — индивидуальных предпринимателей) и координация их деятельности при совместном проведении аудита;
разработка механизма, обеспечивающего равные экономические условия деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций.
организация взаимодействия с органами государственного и внутреннего контроля министерств и ведомств [10].
2. Снижение рисков пользователей аудиторских заключений
Снижение рисков пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности является самой сложной задачей аудита. Перспективными представляются следующие направления ее решения:
контроль качества процесса аудита в соответствии с действующими правилами и МСА;
внедрение современных технологий оценки качества аудита как услуги, имеющей потребительские свойства;
реализация методики обоснования при заключении договоров на проведение аудита условий выполнения задания, методики расчета стоимости и объема оказываемых услуг, необходимого времени, уровня существенности и аудиторских рисков;
внедрение механизмов противодействия нарушениям этики, недобросовестной конкуренции, ограничениям объема аудиторских процедур аудиторами и заказчиками аудита.
3. Развитие международного сотрудничества
вступление в международную организацию бухгалтеров с целью признания международным сообществом аудиторских заключений, выдаваемых белорусскими аудиторами;
разработка и внедрение объединением аудиторов системы контроля качества процесса аудита, соответствующей международным стандартам; обеспечение подготовки кадров по МСФО и МСА;
гармонизация республиканских правил аудиторской деятельности с МСА;
расширение возможностей получения аудиторами квалификации DipIFR(диплом по Международной Финансовой Отчетности) и полной сертификации АССА (международного признаваемая сертификация в сфере бухгалтерского учёта и финансов.);
взаимодействие с международными аудиторскими организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь и других странах;
участие в международных симпозиумах, съездах, конференциях по аудиту и бухгалтерскому учету [10].
О росте доверия к аудиту в республике можно отнести то обстоятельство, что, в соответствии с Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», разрешено не назначать плановые проверки в отношении предприятий, получивших безусловно положительное аудиторское заключение [11].
Большое внимание необходимо уделять и обучению аудиторов. Качественный аудит от начала до конца должен быть проведен по строго определенным правилам. Для этого существует определенная иерархия работников — от ассистента аудитора до управляющего партнера. На всех ступенях этой лестницы нужно пройти тщательный отбор, обучение, чтобы к любому виду аудиторских работ допускался только подготовленный надлежащим образом сотрудник. Так, в KPMG (международной аудиторской компании) обучение строго стандартизировано и вместе с тем ведется по индивидуальному плану. Если работник профессионально совершенствуется, выполняет все требования внутренних стандартов фирмы, ему можно доверить определенную работу. При этом внутренние стандарты обучения, методологии аудита, контроля качества, управления рисками, существующие в KPMG и других международных аудиторских компаниях, гораздо строже, чем не только национальные, но и международные стандарты аудита. В транснациональных компаниях регулярно проводится выборочная проверка каждого местного офиса силами вышестоящих подразделений. Это обеспечивает требуемый уровень качества и, соответственно, доверие пользователей — от менеджмента фирм-клиентов до мировых финансовых институтов и правительств. В этом сила глобальных аудиторских брендов. В Республике Беларусь же аудитор должен раз в 3 года проходить недельный курс повышения квалификации [11].
Необходимо также отметить еще одну значительную проблему в развитии белорусского аудита. Сегодня многие фирмы и так сталкиваются с нехваткой кадров. Сейчас в стране насчитывается 137 аудиторских организаций, а аттестованных аудиторов — 1238. Но из них 498 предпочитает работать самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой статус избавляет от многих проблем и позволяет поддерживать низкие цены. Получается, что в среднем фирмы могут рассчитывать на 5,4 штатных работника. Впрочем, немало специалистов, имея аттестат аудитора, предпочитают работать бухгалтерами, преподавателями и т. п. А привлекать их на время не позволяет подп. 7.3 Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 № 1346, требующий оказывать аудиторские услуги только силами штатных работников. Однако некоторые организации могут привлечь в полном объеме свой персонал лишь сезонно, а содержать его в период небольшого спроса на аудиторские услуги им невыгодно. Не в состоянии обычно сразу обеспечить объем работ вновь созданные фирмы. Тем не менее, именно нарушение лицензионных требований в отношении штатной численности и наличия совместителей вызывает множество претензий контролирующих органов. К тому же нередко совместители числятся на нескольких фирмах, а порой, как свидетельствуют документы, и работы в разных местах выполняют одновременно. Подозрительны и случаи занижения и невыплаты зарплаты, длительных отпусков за свой счет и ряд других ухищрений, которые приводят аудиторские фирмы к лишению лицензий. На данный момент в Беларуси минимальное количества в фирмах аттестованных аудиторов – три. Однако существует предложение по изменению законодательства и увеличению этого количества с 3 до 5. Можно предположить, что в данных условиях произойдет слияние части фирм. Некоторые справятся с задачей самостоятельно, а кое-кто вынужден будет закрыться [17].
Например, в России с 9.09.2003 г. в аудиторских фирмах также должно быть не менее 5 аудиторов. Но там одновременно запретили проводить обязательный аудит предпринимателям, что заставило их наниматься в фирмы. В Беларуси же подобная норма не планируется. По мнению Министерства финансов, субъекты хозяйствования должны иметь возможность выбирать аудит по своему усмотрению [17].
Если до недавнего времени проверки аудиторов сводились к сверке соблюдения лицензионных требований, то теперь встал вопрос о качестве аудита. Обычно в мире оно определяется соответствием оказываемых услуг аудиторским стандартам, роль которых у нас выполняют 38 правил аудиторской деятельности, обеспечивающие достаточно серьезную правовую и методологическую основу аудита в стране. Проще оценить итоги работы аудиторов тем, будут ли в дальнейшем претензии к аудируемым лицам у контролирующих органов. Например, в США акт Сарбейнса-Оксли предусматривает многомиллионные штрафы и уголовную ответственность аудиторов и топ-менеджеров компаний в случае выявления фактов фальсификации финансовой отчетности. Поэтому все большим спросом пользуется страхование аудиторского риска на случай вреда от невыявления нарушений. Страхование при обязательном аудите в Республике Беларусь является особым лицензионным требованием. Тем не менее, аудиторы эти расходы не могут отнести на затраты, поскольку они относятся к добровольным видам страхования, не упомянутым в соответствующих указах Президента [17].
Следовательно, в республике существует необходимость создания органа, контролирующего деятельность аудиторских организаций в стране. Например, в США в 2002 г. функции регистрации и контроля аудиторских фирм, разработки стандартов были переданы Совету по надзору за аудитом и бухучетом в публичных компаниях, в России проверками контроля качества 7,3 тыс. аудиторских фирм занимаются 5 аккредитованных Министерством финансов РФ аудиторских объединений. В Беларуси сегодня зарегистрированы две общественные организации аудиторов. Однако их полномочия достаточно узки и они не очень активны [17].
Таким образом, проанализировав основные показатели аудиторской деятельности в Республике Беларусь, можно прийти к заключению, что цифры свидетельствуют об устойчивом росте данного сегмента предпринимательской деятельности. Аудит наращивает свои объемы не только в денежном выражении, а и по количеству обслуживаемых организаций. Однако, несмотря на положительные тенденции в республике существует ряд проблем в организации аудиторского контроля, среди них можно выделить: необходимость преобразования системы органов контроля в республике, повышение уровня организации бухгалтерского учета, присутствует необходимость перехода к международным стандартам аудиторской деятельности. Аудиторский контроль, равно как и другие виды финансового контроля, должны выходить на другую ступень своей деятельности, занявшись контролем эффективности использования средств субъектов хозяйствования. В качестве основных направлений совершенствования аудиторской деятельности можно выделить следующие: закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества. Существует проблема нехватки аттестованных аудиторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы:
1. В экономической литературе нет однозначного толкования аудита. В Республике Беларусь законодательно установлено следующее определение аудиторской деятельности – аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
2. С точки зрения классификационных признаков в современной практике аудита Республики Беларусь можно выделить несколько его видов в зависимости от: субъекта (внутренний и внешний); порядка назначения (внутренний и инициативный); объекта (общий, банковский и страховой); организационного признака (первоначальный и согласованный); направления проверки (аудит финансовой отчетности, специальный аудит на соответствие требованиям).
3. Аудиторский контроль, являясь формой осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. В общей структуре финансового контроля аудиторский контроль занимает свое определенное место. Безусловно, у аудита присутствуют некоторые сходные черты с ревизией, однако было бы ошибочным ставить знак равенства между ними, так как между аудитом и ревизией имеются достаточно значительные отличия.
4. Цели аудита, а следовательно, и его задачи, в зависимости от вида аудита имеют некоторые особенности и в некоторых аспектах различаются, однако существуют общие цели для все видов. Основные цели аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом вопросами.
5. В Республике Беларусь одной из предпосылок возникновения аудиторской деятельности являлся переход к рыночной экономике и создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. В целом, начиная с 1991 г., начинает формироваться национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. В настоящий момент основным законодательным актом, регламентирующим организацию аудиторского контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. №3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона от 18 декабря 2002 г. № 164-З; с изменениями и дополнениями), в котором и определены основные правовые основы аудиторской деятельности.
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование