Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.
Введение
1 Теоретические основы аудита
1.1 Сущность и виды аудита
1.2 Роль аудита в системе финансового контроля
2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и направления совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 34
Приложение Б. Рейтинг аудиторских организаций Республики Беларусь по
Для более качественного выполнения функций, возложенных на Министерство Финансов в нем созданы Управление аудита, отдел методологии аудита и отдел лицензирования и контроля.
Национальный банк Республики Беларусь определяет порядок осуществления аудиторской деятельности и разрабатывает методологию аудита в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности и осуществляет контроль за соблюдением порядка лизинговой деятельности у этих субъектов национальной экономики [26, c. 167].
Таким образом, В Республике Беларусь одной из предпосылок возникновения аудиторской деятельности являлся переход к рыночной экономике и создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. В целом, начиная с 1991 г., начинает формироваться национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. В настоящий момент основным законодательным актом, регламентирующим организацию аудиторского контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. №3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона от 18 декабря 2002 г. № 164-З; с изменениями и дополнениями), в котором и определены основные правовые основы аудиторской деятельности.
3 Проблемы и направления совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь
Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса необходимо проанализировать основные показатели аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
На 1 июля 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 551 аудиторов-индивидуальных предпринимателей и 137 аудиторских организаций, против соответственно 508 и 133 на тот же период 2009 года. Цифры свидетельствуют об устойчивом росте данного сегмента предпринимательской деятельности. Количество аудиторских организаций в Беларуси за год (с 1 июля 2009 года по 1 июля 2010 года) возросло на 3%, число аудиторов – индивидуальных предпринимателей – на 8,5%. Рейтинг 15 крупнейших аудиторских организаций республики по итогам 2009 года представлен в приложении Б. В отчетном периоде аудиторскими организациями оказано услуг в целом, включая проведение обязательного аудита и выполнения установленного спектра сопутствующих услуг, на сумму 39,5 млрд. руб., что на 4,8 млрд.руб., или 113,8 процента больше, чем в первом полугодии 2009 года. Динамика суммы оказанных аудиторскими организациями услуг представлена в диаграмме ниже, которая является наглядным доказательством роста объема денежного выражения оказываемых услуг [8].
Рисунок 1 – Динамика суммы оказанных аудиторскими организациями услуг в 2006-2009 гг.
Примечание – Источник: самостоятельная разработка на основе [6].
Аудит наращивает свои объемы не только в денежном выражении (по общей сумме оказываемых услуг), а и по количеству обслуживаемых организаций. Аудит в первом полугодии 2010 года был проведен в 5025 организациях, в аналогичном периоде 2009 года – в 4617 (рост 8,8 процента). Превалирует аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности – 4399 проверок. В 128 случаях проведен аудит правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета. Проводился также аудит достоверности консолидированной отчетности банковской группы, банковского холдинга, целевого использования кредитов и инвестиций, финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта). С учетом роста числа проаудированных организаций и индекса изменения цен за 2009 год можно отметить практически неизменную среднюю стоимость единицы услуг [8].
В порядке оценки структурных изменений следует отметить уменьшение удельного веса непосредственно аудита и соответствующий рост сопутствующих аудиту услуг. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, ведь проведение обязательного аудита определено законодательством, а потребность в сопутствующих услугах вытекает, как правило, непосредственно из хозяйственной, производственной деятельности. При этом максимальный удельный вес среди сопутствующих услуг занимает консультирование по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности, информационным обслуживанием, выполнением в установленном порядке услуг по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В результате аудита за первое полугодие текущего года в 2933 организациях были установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 58% от количества проаудированных организаций. У 2233 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 26 млрд. руб. В результате аудита в январе-июне 2010 г. практически у трех тысяч хозяйствующих субъектов установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, у 2,2 тыс. юридических лиц выявлены недоплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на более чем 26 млрд. руб. И установлены переплаты налогов, сборов и других обязательных платежей суммарно на 9,7 млрд. руб. [8].
Однако, несмотря на положительные тенденции, существующие в развитии аудиторского контроля, в республике имеется ряд проблем в его организации. В частности существует необходимость преобразования системы органов контроля в республике. Поскольку аудит сравнительно новой формой финансового контроля необходимо модернизировать регулирование аудиторской деятельности. Современный аудит, особенно в развитых Западных странах - это аудит, основанный на риске. Это процесс, в котором использованы положительные стороны не только подтверждающего, а также системно-ориентированного аудита, но и аудита, преимущественно основанного на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях. Независимые аудиторы могут работать индивидуально, но чаще они объединяются в фирмы и организации (это более эффективно), которые могут иметь различные наименования.
В странах Запада функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (только в США их более сорока пяти тысяч), от частных, состоящих из одного человека или нескольких присяжных бухгалтеров (таких фирм около 90-95 %), до огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями. Необходимо отметить, что наибольшее развитие финансовый аудит получил в США, Великобритании, Австралии — то есть в тех странах, где активно развит фондовый рынок и особенно сегмент акций [14].
В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Данная концепция реализуется также и в Республике Беларусь.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно аудиторскими объединениями. Тенденции развития профессиональных объединений не обходят стороной и нашу страну. Так, 14 января 2010 г. зарегистрирована Ассоциация аудиторских организаций. В нее входят 27 компаний, в которых работает 209 аудиторов с общим объемом выручки за прошлый год более 14 млрд. белорусских рублей [14].
В концепции по развитию аудита, принятую общим собранием Ассоциации 17 марта 2010 года, высказываются концептуальные подходы к развитию национального аудита. Особенно важным представляется законодательное закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества. В данной концепции представлены направления по совершенствованию аудита в области регулирования аудиторской деятельности, снижения рисков пользователей аудиторских заключений, развитию международного сотрудничества .
Еще одной важной проблемой является уровень организации бухгалтерского учета в республике, так как отчетная документация и регистры учета являются главными объектами контроля.
В условиях перехода од административных методов управления экономикой к преимущественно экономическим аудиторский контроль, равно как и другие виды финансового контроля, должны выходить на другую ступень своей деятельности, занявшись контролем эффективности использования средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ. Понятие «контроль эффективности» не сводится лишь к поискам экономической выгодности (прибыльности) тех или иных финансовых операций. Суть его – в оценке управленческих решений и действий по целому ряду показателей (экономических, социальных, экологических, правовых и др.). В некоторых государствах с развитой рыночной экономикой используется до 50 таких показателей.
Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:
1. счетная правильность;
2. законность (соблюдение законов, правил, инструкций);
3. экономическая прибыльность;
4. контроль эффективности [26, c. 38].
Контроль осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы. Но это ведь только начало контроля, основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности совершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.
Наряду с этим национальную систему аудиторского контроля нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи республики как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее. В связи с этим в республике назрела необходимость перехода международным аудиторским стандартам. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности. Нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства об аудиторской деятельности, подлежат непосредственному применению, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.
Международные аудиторские стандарты предусматривают описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условии и целей аудита. Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер, они определяют профессиональные нормы и правила. Аудитор в некоторых случаях имеет право отступать от данных норм [19, c. 67].
Необходимость перехода Республики Беларусь МСА обуславливается тем, что стандарты позволяют строить аудиторскую деятельность по требованиям международной аудиторской практики и требуют от аудиторов высокого профессионализма, поэтому аудиторские заключения республики будут признаваться и на международном уровне, они также будут способствовать повышению эффективности аудиторской работы.
Процесс разработки международных стандартов аудита начался в 70-е годы под руководством Международной федерации бухгалтеров — International Federation of Accountants (IFAC, или МФБ), основанной с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.
В настоящее время членами МФБ являются около 159 профессиональных организаций из 124 стран, представляющих более 2,5 млн. бухгалтеров и аудиторов.
Аудиторские стандарты делятся на три группы: общие стандарты аудита; стандарты практической работы; стандарты составления отчета.
Общие стандарты аудита предусматривают следующие основные положения:
1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности.
2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы точка зрения аудитора (или аудиторов) должна оставаться независимой.
3. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля на предприятии [19, с. 67].
Стандарты практической работы по аудиту включают следующие положения:
1. Данный стандарт требует, чтобы работа аудитора была хорошо спланирована, прежде всего, должен быть составлен план проведения проверки. При разработке плана уделяется внимание определению величины аудиторского риска. С этой целью проводится предварительный анализ результатов производственной деятельности предприятия. Такой предварительный анализ способствует выработке верного направления аудита.
2. Для того чтобы определить объем работы аудита, необходимо изучить и проанализировать внутренний контроль, установить, насколько можно доверять его выводам. Удовлетворительная структура внутреннего контроля снижает вероятность ошибок и нарушений.
3. Чтобы получить убедительное основание для составления заключения, необходимо получить достаточно показательные материалы.
Стандарты составления отчета (заключения):
1. В заключении необходимо указать, какие именно финансовые отчеты проверялись и составлены ли они в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.
2. В отчете необходимо указать, соблюдались ли установленные положения и правила ведения бухгалтерского учета постоянно в течение текущего аудируемого периода.
3. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное.
4. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.
Как было отмечено выше, в Республике Беларусь аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с утвержденными Правилами аудиторской деятельности. Однако на пути сближения с МСА Министерством финансов был разработан План приведения республиканских правил аудиторской деятельности в соответствие с международными стандартами аудита [19, c. 69].
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование