Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.
Введение
1 Теоретические основы аудита
1.1 Сущность и виды аудита
1.2 Роль аудита в системе финансового контроля
2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и направления совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 34
Приложение Б. Рейтинг аудиторских организаций Республики Беларусь по
Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой - в страховых и перестраховочных организациях.
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности.
Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности.
Специальный аудит – это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил, норм, обычно имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовые операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т.д [26, c. 143].
Аудит на соответствие требованиям это аудит, в процессе которого осуществляется проверка хозяйственных процессов и финансовых операций на предмет их соответствия установленным актам законодательства и инструктивным материалам, а также соблюдения процедур и правил, которые предписаны должностным лицам.
1.2 Роль аудита в системе финансового контроля
Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле. Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) и общественный контроль. Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему этого органа управления. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых коллективах [25, c. 7].
В общей структуре финансового контроля аудиторский контроль занимает свое определенное место. Являясь формой осуществления вневедомственного финансового контроля он не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Аудит и государственный финансовый контроль в организационном аспекте объединяет их независимость. Причем независимость аудиторов гораздо большая, чем независимость государственных контролеров. Кроме того, при проведении аудиторских проверок и осуществлении контрольно-ревизионной работы используются одни и те же приемы и способы документального и фактического контроля, требуется одна и та же квалификация и контролеров-ревизоров, и аудиторов, в основе которой находятся знания в области бухгалтерского учета и других экономических дисциплин. При осуществлении контроля, особенно при проверке правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее реальности и достоверности, могут быть использованы с определенными оговорками нормы и правила аудиторской деятельности по исследуемым вопросам. В то же время при проведении аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов могут быть успешно использованы методики ревизии отдельных объектов учета. Общие черты ревизии и аудита являются следствием того, что они являются формами последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов [26, с. 143].
Однако было бы ошибочным ставить знак равенства между аудитором и ревизором, так как между ними имеются значительные отличия. Ревизия, всегда проводится по приказу, распоряжению вышестоящих органов управления или государственных органов, а аудит, даже обязательный, - на основании договора, заключенного с субъектами предпринимательской деятельности. То есть, по характеру деятельности аудит – это вид предпринимательской деятельности, конечной целью которого является извлечение прибыли из оказываемых услуг, а ревизионная деятельность – это деятельность специалистов соответствующих контролирующих органов по выявлению приказов, распоряжений и предписаний о проведении ревизий и проверок. Если же сравнивать процесс ревизии и аудита, то можно сказать, что ревизия представляет собой вертикальный процесс, в котором присутствуют вертикальные управленческие связи, назначение вышестоящими органами, отчет перед ними об исполнении. Аудит же является горизонтальным процессом – в нем присутствуют горизонтальные управленческие связи, равноправие с заказчиком аудита, представление ему результатов проверки в соответствии с заключенным договором [26, с. 144].
Таким образом, аудит и ревизия нельзя назвать идентичными понятиями, более детальный сравнительный анализ их представлен в приложении А.
Необходимо также определить основные цели и задачи аудита. Под целью аудита понимается решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора (аудиторской фирмы) и заказчика аудиторских услуг (клиента) [3, c. 39].
Основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:
установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т.е. полноты, достоверности и точности отражения в отчетности показателей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состояния расчетов и финансовых результатов за определенный период проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь;
установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операции нормативным правовым актам Республики Беларусь;
получение аудиторских доказательств, позволяющих аудитору выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности [24, c. 149].
Указанные цели присущи внешнему и обязательному аудиту, а также аудиту финансовой отчетности.
Основные цели аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом вопросами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности расчетов с бюджетом по налогам и сборам, оптимизацией налогообложения, разработкой мероприятий по оздоровлению финансового состояния предприятия, оптимизации затрат и результатов легальности и др [26, c. 148].
Цели внутреннего, инициативного и специального аудита имеют некоторые особенности.
Цель внутреннего аудита заключается в обеспечении функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). Этот вид аудита осуществляется постоянно на предприятии его же работниками в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями.
Целью инициативного и специального аудита является оказание помощи, субъекту предпринимательской деятельности, консультирование его по вопросам финансового, налогового, хозяйственного законодательства, представление объективной информации о финансовом состоянии, налогообложении, проверка отдельных сторон его деятельности, оказание клиенту других сопутствующих аудиту услуг. Как правило, все эти вопросы оговариваются в договоре о проведении аудиторской проверки.
С учетом различий в целях разные задачи стоят и перед этими видами аудита. Рассмотрим задачи, стоящие перед внешним и внутренним аудитом, которые, в общем, объединяют все рассмотренные виды аудита [26, с. 1486, c/].
Для выполнения определенных целей в процессе осуществления внешнего аудита решаются следующие задачи:
- устанавливаются правильность составления баланса и других форм отчетности, достоверность пояснительной записки;
- определяется, все ли активы и пассивы отражены в отчетности; все ли документы использованы при ее составлении; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Наряду с этим внешний аудит может решать и другие задачи:
- по организации, восстановлению, постановке и ведению бухгалтерского учета;
- по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;
- по анализу производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
- по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем клиента путем консультирования его должностных лиц и специалистов.
Все эти задачи должны быть оговорены условиями договора о проведении аудиторской проверки [26, c. 149].
Внутренний аудит, исходя из поставленных перед ним целей, может решать следующие задачи:
- проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;
- проверка достаточности и соответствия системы экономических регламентов и регуляторов действующим правовым актам и уставу предприятия;
- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- экспертиза бухгалтерской отчетности, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
- экспертиза достоверности отнесения затрат на себестоимость, полноты отражения выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), точности формирования финансовых результатов;
- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетно-платежной дисциплины, изменению структуры производства и ассортимента выпускаемой продукции;
- организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов вневедомственного контроля.
Аудиторы отдела внутреннего аудита предприятия могут решать также другие организационно-управленческие, правовые и иные задачи, связанные со спецификой видов деятельности экономических субъектов [26, c. 150].
Таким образом, в экономической литературе нет однозначного толкования аудита. В Республике Беларусь законодательно установлено следующее определение аудиторской деятельности – аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. С точки зрения классификационных признаков в современной практике аудита Республики Беларусь можно выделить несколько его видов в зависимости от: субъекта (внутренний и внешний); порядка назначения (внутренний и инициативный); объекта (общий, банковский и страховой); организационного признака (первоначальный и согласованный); направления проверки (аудит финансовой отчетности, специальный аудит на соответствие требованиям).
Аудиторский контроль, являясь формой осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. В общей структуре финансового контроля аудиторский контроль занимает свое определенное место. Безусловно, у аудита присутствуют некоторые сходные черты с ревизией, однако было бы ошибочным ставить знак равенства между ними, так как между аудитом и ревизией имеются достаточно значительные отличия. Цели аудита, а следовательно, и его задачи, в зависимости от вида аудита имеют некоторые особенности и в некоторых аспектах различаются, однако существуют общие цели для все видов. Основные цели аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом вопросами.
2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
В Республике Беларусь одной из предпосылок возникновения аудиторской деятельности стало создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. При создании совместных предприятий иностранные инвесторы были заинтересованы в обеспечении сохранности и возвратности вложенных в национальную экономику капиталов, а для этого им нужна была достоверная информация, отражающая реальное финансовое состояние участников инновационных программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо было формирование независимых организационных структур для проведения финансовых проверок результатов деятельности инвестируемых предприятий.
Кроме того, возникновение аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов и прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Учредители и акционеры, а также держатели ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторы заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии и платежеспособности организаций, реальности и обоснованности их бизнес-планов на текущий и предстоящий периоды. Такую информацию пользователи финансовой отчетности могли получить только по результатам проведения независимого финансового контроля [26, c. 138].
Формирование независимого контроля в республике шло по следующим направлениям:
- организация хозрасчетных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь;
- учреждение кооперативов по оказанию консультационных услуг;
- создание акционерных обществ по оказанию аудиторских, а также консалтинговых услуг [26, с. 140].
В этот период были созданы первые независимые аудиторские
организации в Республике Беларусь: «Внешаудит», «Белэкоаудит»,
«Минскаудит» и др. Их создание связано с выходом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О контрольно-ревизионной службе» от 30 сентября 1991 года № 367. Этим постановлением было отмечено, что «современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования». И далее, в пунктах 4 и 5: «Признать целесообразным создание в республике аудиторской службы... Определить в качестве важнейших задач аудиторской службы подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности обслуживаемых предприятий и организаций и проверку соблюдения ими действующего законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность». Этим же постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование