Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.
Введение
1 Теоретические основы аудита
1.1 Сущность и виды аудита
1.2 Роль аудита в системе финансового контроля
2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и направления совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 34
Приложение Б. Рейтинг аудиторских организаций Республики Беларусь по
В целом, начиная с 1991 г., формируется национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь [25, с. 35].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь на основе принципов мировой практики» от 9 июня 1992 г. № 137 было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую бухгалтерскую отчетность, утвержденную аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем. К сожалению, эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а потом – в связи с отменой данного постановления с момента принятия Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» (18 октября 1994), в котором данный аспект не был предусмотрен.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» от 17 августа 1992 г. № 506 был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в республике. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. № 145 Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединяла всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятым Верховным советом республики 8 ноября 1994 г., за Республиканской аудиторской палатой были закреплены «функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения законодательства об аудиторской деятельности, содействие развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике...». Кроме того в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, выдающих эти лицензии, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 27 августа 1995 г. № 465, выдача лицензий на занятие аудиторской деятельностью осуществлялась также Аудиторской палатой [26, c. 140].
Наряду с созданием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организации. Так, если через год после создания аудиторской палаты были внесены в Государственный реестр 266 аудиторов и 38 аудиторских организаций, то к моменту издания Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» от 28 июля 1999 г. № 30 цифры соответственно составили 1657 и 157. Кроме того, к этому времени были дополнительно зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и внесены в Государственный реестр в Аудиторской палате 405 аудиторов. Активизации роста численности аудиторов и аудиторских фирм в Республике Беларусь в этот период способствовало установление в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь «О юридических лицах негосударственной собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке» от 17 июня 1996 г. № 398 [26, с. 140].
Таким образом, для первого этапа развития аудита в Республике Беларусь в период с 1991 по 1999 г. характерны разработка законодательной и нормативной базы, рост численности аудиторских фирм, образование общественной организации аудиторов.
Второй этап развития аудита в республике начался с момента издания вышеуказанного Декрета Президента от 28 июля 1999 г. № 30. Этим декретом были внесены коренные изменения в организацию и регулирование деятельности. В соответствии с декретом осуществлением методологического руководства аудитом, контроль за осуществлением аудиторской деятельности в Республике Беларусь, выполнение функции по ее лицензированию, а также ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов республики. Введенные в организацию аудиторской деятельности изменения усилили влияние государства на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением.
В связи с происходящими в республике изменениями в области организации аудита, а также в целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и выполнения иных сопутствующих аудиту услуг были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г., которые утверждены 18 декабря 2002 г. и издан Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12.02.2004 г. № 67, отменивший Декреты Президента Республики Беларусь от 28.07.1999 г. № 30 и от 31.01.2000 г. В соответствии с вновь изданным указом были определены критерии для проведения обязательного аудита и повышена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита [26, c. 140].
В тот же период в республике начата разработка национальных аудиторских стандартов – правил аудиторской деятельности, которые на данный момент используются и называются Республиканские правила аудиторской деятельности, в соответствии с которыми осуществляется деятельность аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей.
Существовавшая ранее Аудиторская палата прекратила свою деятельность в 1999 г. после принятия Декрета Президента. В декабре 2001 г. в Минске состоялся 1-ый всебелорусский конгресс бухгалтеров и аудиторов, на котором был сформирован оргкомитет, задачей которого стало создание общественной организации аудиторов. В настоящее время такая организация создана – Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Беларусь.
Таким образом, для второго этапа развития аудита в Республике Беларусь характерны: усиление государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей эту деятельность; ее унификация путем разработки и внедрения национальных аудиторских стандартов в практику работы аудиторских организаций и аудиторов [26, с. 141].
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 04.01.2010), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов республики в форме правил аудиторской деятельности.
Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, разрабатываемым Министерством финансов.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять 60граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор. Аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности. Лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации, аудиторы-ипдивидуальные предприниматели, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:
по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
составлению деклараций о доходах и имуществе;
анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
информационному обслуживанию;
автоматизации бухгалтерского учета и внедрению иyформационных технологий;
оценке предпринимательских рисков;
разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению
бизнес-планов;
проведению маркетинговых исследований;
обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью [3, с. 43].
Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности – включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерства финансов о выдаче лицензии. Сведения об аудиторах и аудиторских организациях, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, вносится Министерством финансов в Государственный реестр аудиторов и 60аудиторский организаций, полученной от Национального банка Республики Беларусь [15].
Аудит не может проводиться:
аудиторами, являющимися (аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых являются) учредителями, участниками, собственниками имущества аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
аудиторами состоящими (аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых которых состоят) в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, являющихся ее учредителями (участниками, собственниками имущества), в отношении аудируемых лиц, для которых эта аудиторская организация является учредителем (участником, собственником имущества), в отношении дочерних и зависимых организаций, а также филиалов и представительств организаций, указанных выше, в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников, собственников имущества);
аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета, за период восстановления, ведения бухгалтерского учета [15].
В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь в соответствии с их полномочиями и компетенцией.
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности, а также он имеет право освобождать организации от обязательных аудиторских проверок. Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. В соответствии с п.1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности», ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;
банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж;
коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс.евро.
Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и включаются в состав расходов в пределах норм, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь:
разрабатывает методологию аудита;
принимает нормативно-правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;
устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях) и проводит аттестацию аудиторов;
ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном порядке;
осуществляет контроль за соблюдением аудиторами действующего законодательства республики при осуществлении ими аудиторской деятельности;
осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности [15].
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование