Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:38, курсовая работа
В процессе рассмотрения вопросов учета кредитов и займов необходимо рассмотреть документирование операций получения, возвращения кредита, а также выплаты процентов банку; синтетический и аналитический учет вышеуказанных операций. Также в данной работе рассмотрим особенности учета кредитов банка, полученных для работников предприятия.
Получение кредита – очень важный и ответственный шаг для предприятия. Получив кредит (при разумном его использовании), предприятие имеет дополнительную возможность для своего дальнейшего развития и увеличения объемов производства продукции (работ, услуг). Ответственность же этого шага заключается в появлении новых обязательств.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы учета и аудита кредитов
и займов………………..………………………………………….5
1.1. Теоретические основы учета кредитов и займов…………………5
1.1.1. Основные положения организации учета кредитов
и займов …..…………………………………………………………5
1.1.2. Типовая корреспонденция счетов по операциям с
кредитами и займами………………………………………………14
1.2. Теоретические основы аудита кредитов и займов ………………....15
1.2.1. Основные положения организации аудита кредитов
и займов …..……………
Источники информации для проверки
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.
Альтернативным учетным решением по учету банковских кредитов в данном случае может быть способ начисления и учета процентов по полученным кредитам.
При первом способе проценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 (26, 99)
Кредит счета 51 (52) – на сумму начисленных и уплаченных процентов.
Второй способ заключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:
Дебет счета 20 (26,99)
Кредит счета 66 (67) – на сумму начисленных процентов;
Дебет счета 66 (67)
Кредит счета 51 (52) – на сумму уплаченных процентов.
В случаях, когда на предприятии используют второй способ учета банковских процентов, начисленные проценты учитываются отдельно от кредитов.
К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:
Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.
К ним относятся:
выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;
приходные кассовые ордера;
расходные кассовые ордера;
Согласно
п. 14 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Документы,
которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами,
подписываются руководителем
Без
подписи главного бухгалтера или
уполномоченного им на то лица денежные
и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства
В случае
разногласий между
Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Аналитический учет по банковским кредитам на предприятии должен быть организован в следующих разрезах:
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.
При
аудите банковских кредитов аудитор
часто встречается с тем, что
на предприятии не ведется аналитический
учет кредитов. Поэтому в целях
экономии рабочего времени аудитору
не всегда следует сразу приступать
к проверке правильности начисления
процентов по банковским кредитам,
если на предприятии плохо отлажен
аналитический учет кредитов. В подобных
случаях аудитору следует сгруппировать
все кредитные договоры по определенным
признакам и только затем начать
проверку правильности начисления и
отражения в бухгалтерском
Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.
В настоящее время на отечественных предприятиях применяют следующие основные формы учета:
Следует
отметить, что большое количество
предприятий, где только часть бухгалтерского
учета компьютеризирована, синтезируют
журнально-ордерную или мемориально-ордерную
форму учета с
Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.
Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы:
При
аудите банковских кредитов, учет которых
ведется экономическим
Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать следующие документы:
бухгалтерский баланс по ф. № 1,
отчет о прибылях и убытках по ф. № 2,
отчет о движение денежных средств по ф. № 3,
отчет о движении капитала по ф. № 4,
приложение к бухгалтерскому балансу по ф. № 5,
Также, в отчетности обязательно надо указать:
Банковские кредиты находят отражение в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств, приложении к бухгалтерскому балансу.
Планирование аудиторской проверки
Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки. Нормы, применяемые при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РК 25.12.1996 года, Протокол № 6).
Процесс планирования аудита заключается в следующем:
- Определении его стратегии и тактики;
- Составлении общего плана аудиторской проверки;
- Разработке аудиторской программы;
- Определении объема конкретных аудиторских процедур;
- Оценке объема аудиторской проверки.
В соответствии с указанным
стандартом аудиторская фирма или
аудитор, работающий самостоятельно в
качестве предпринимателя, должны планировать
аудит еще до написания письма-
Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования аудита всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на данном предприятии и знания деятельности клиента.
Как показывает опыт, на планирование аудита приходится 5-10% времени, затраченного на проверку в целом, не являющуюся первой при работе с данным клиентом. В случаях, когда аудиторская проверка производится на предприятии и данной аудиторской фирмой впервые, затраченное на планирование время может составить до 20%. Это объясняется тем, что планирование аудита должно базироваться на знании деятельности клиента, тщательном изучении ее особенностей и условий окружающей клиента окружающей среды.
Следует отметить, что каждая
аудиторская фирма или аудитор,
работающий самостоятельно в качестве
индивидуального
Последовательность
2.1 Договоров с банком, договоров о займах.
2.2 Порядка кредитования и оформления кредитов.
2.2.1 Сроки и уплаченные проценты.
2.2.2 Проверка соблюдения законодательства
2.3 Соблюдение валютного законодательства
2.4 Наличие необходимых разрешений, лицензий.
3. Полнота полученных кредитов и займов.
3.1 Проверка целевого
использования и проверка
3.1.1 Отражение в учетных регистрах.
3.1.2 Отражение в отчетности.
Аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована исходя из произведенной аудитором оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
Цель данной аудиторской
проверки – получить
Для
того чтобы сделать обоснованные
выводы о правильности отражения
в бухгалтерском учете
Согласно п. 2.3 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.
Внешние
аудиторские доказательства формируются
из информации, полученной от третьей
стороны в письменном виде (обычно
по письменному запросу
Смешанные аудиторские