Аудит финансовых вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений
2) Рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений

Содержание

Введение………………………………………………………..……………….2-3
1.Теоретические и методологические основы аудита учета финансовых вложений ………….…………………....................................................................4
1.1. Основные законодательные и нормативные документы регулирующие объект проверки …….………………………………………………………….4-5
1.2.Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений………………...5-8
1.3.Основные направления и методика аудита учета финансовых
вложений ………………….…………………………………………………...8-21
2.Практическая часть …………………………………………………………..22-38
Заключение…………………………………………………………………...….39
Список использованной литературы……………………………………….......40

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 68.58 Кб (Скачать)

     - Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений.

     Аудиторы  на основе полученной информации заполняют  заранее разработанные тесты. По результатам тестирования устанавливается  оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.

     - Установить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями.

     Аудиторы  рассматривают хозяйственные операции, в результате которых произошло  изменение размера и состава  финансовых вложений предприятия. Аудитору следует установить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59. Для этого необходимо проверить, что такой резерв формируется  в конце года по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных  бюллетенях и т.п.

     Аудиторы  должны подтвердить полноту и  своевременность выполнения учетных  записей. При отражении доходов  в учете должен применяться принцип "начисления". Начисленные доходы должны отражаться в составе прочих доходов на счете 91.

     - Оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.

     Для этого аудиторам целесообразно  самостоятельно провести инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием  в акте названия, серии, номера, номинальной  и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты  каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих организаций. Если результаты инвентаризаций, поведенных аудиторами и сотрудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлением годового отчета.

     - Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.

     -)Налогообложение.

     Источники информации для проверки учета финансовых вложений.

     Источники информации для проверки учета финансовых вложений можно разделить на несколько групп:

     1) Приказ об учетной политике организации. По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться с:

     - порядком признания доходов от  финансовых вложений доходами  от обычных видов деятельности (профессиональные участники рынка  ценных бумаг) или операционными  доходами;

      - рабочим планом счетов, используемых  для отражения ценных бумаг;

     - применяемой формой бухгалтерского  учета и перечнем учетных регистров,  составляемых бухгалтерией организации;

     - документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных  с учетом ценных бумаг;

     - перечнем лиц, которым предоставлено  право подписи документов, оформляющих  операции с ценными бумагами;

     - формами первичных документов, разработанных  и утвержденных организацией для учета ценных бумаг.

     2) Первичные учетные документы по учету финансовых вложений, в том числе:

     - документы приема-передачи вкладов  в уставные капиталы 
других организаций;

     - документы приема-передачи вкладов  в совместную деятельность;

     - свидетельства на суммы произведенных  вкладов в другие 
предприятия;

     - документы приема-передачи ценных  бумаг;

     - платежные поручения и выписки  банка;

     - приходные и расходные кассовые  ордера.

     3) Документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе:

     - учредительные документы;

     - выписки из реестра акционеров;

     - выписки из протоколов собраний  акционеров, учредителей, 
совета директоров и т.п.;

     - сертификаты акций и другие  ценные бумаги;

     - договоры займа;

     - договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества).

     4) Учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы- 
ордера, ведомости, машинограммы (в случае применения вычисли 
тельной техники) по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые 
вложения», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», а также 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы» и т.д.

     К этой группе можно также отнести  регистры налогового учета по налогу на прибыль.

     5. Формы учетной документации по инвентаризации:

     - приказ о создании комиссии  по инвентаризации;

     - ведомости результатов инвентаризации;

      - инвентаризационные описи ценных  бумаг, бланков строгой 
отчетности и т.п.
 

     Этапы проведения аудита.

    1.Ознакомительный этап

 

     Основной  задачей аудита финансовых вложений является подтверждение в финансовой отчетности информации о финансовых вложениях. Аудитору необходимо изучить  весь комплект предоставленной бухгалтерской  отчетности и установить, что:

  • данные об остатках на счетах финансовых вложений на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам 140 «Долгосрочные финансовые вложения» и 250 «Краткосрочные финансовые вложения» бухгалтерского баланса (форма № 1).
  • данные о приобретении ценных бумаг и иных финансовых вложений соответствуют данным, указанным по строке 300 отчета о движении денежных средств (форма № 4).
  • суммы дивидендов, полученных в течение отчетного периода, соответствуют данным отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
  • финансовые результаты в результате выбытия финансовых вложений в течение отчетного периода соответствуют данным отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

     Кроме того, на данном этапе аудита финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основании данных первичных документов и учетных регистров, подтверждаются права собственности на них, изучается  система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая  целесообразность финансовых вложений.

    2.Основной  этап

 

     На  данном этапе аудита финансовых вложений производятся подтверждение первичной  оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений, проверка своевременного и  полного отражения в бухгалтерском  учете операций с финансовыми  вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в  учете доходов по операциям с  финансовыми вложениями.

     Подтверждение первичной оценки системы внутреннего  контроля и бухгалтерского учета  финансовых вложений заключается в  следующем. Аудитор устанавливает:

  • определен ли круг лиц, ответственных за сохранность ценных бумаг и обеспеченность неразглашения коммерческой тайны;
  • созданы ли условия, обеспечивающие сохранность финансовых вложений и информации о них;
  • произведена ли классификация финансовых вложений на соответствующие группы;
  • формируются ли резервы под обесценение ценных бумаг.

     В соответствии с требованиями ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к  бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Поэтому аудитору необходимо выяснить, складывается ли стоимость  финансовых вложений из следующих составляющих:

  • сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу;
  • сумм, уплачиваемых организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. Если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или на увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;

     Если  организация взяла кредит на приобретение ценных бумаг и начислила проценты по заемным средствам до момента  перехода права собственности на ценные бумаги, то проценты в бухгалтерском  учете должны быть включены в первоначальную стоимость финансовых вложений.

     В случае изменения первоначальной стоимости  финансовых вложений необходимо учитывать, что стоимость может меняться только в случаях, установленных  законодательством и ПБУ 19/02.

     Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой  финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации  .

     Основные  виды нарушений, которые могут быть выявлены у организации в результате проведения аудита финансовых вложений:

  • не ведется аналитический учет финансовых вложений;
  • отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением установленных требований;
  • неправильно формируется первоначальная стоимость финансовых вложений;
  • существуют активы в составе финансовых вложений, не являющихся таковыми;
  • несвоевременно отражаются доходы по операциям с ценными бумагами
  • нарушается порядок проведения инвентаризации.

    3.Заключительный этап

     По  окончании работ аудитор формирует  мнение по результатам проверки данного  участка учета, составляет пакет  рабочих документов, формулирует  часть аудиторского отчета, относящуюся  к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией  руководителю проверки .

     Формирование  плана и программы аудита.

     Осуществляя аудит финансовых вложений аудиторская  организация (аудитор) должна выделить для себя основные направления проверки, а именно:

      - Аудит вложений в ценные бумаги.

     - Аудит вложений в уставные  капиталы других организаций.

     - Аудит вложений в совместную  деятельность.

     - Аудит учета вложений в займы.

     Аудиторская проверка учета финансовых вложений планируется на основе сводного общего плана и сводной программы  аудита экономического субъекта.

Информация о работе Аудит финансовых вложений