Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Введение……………………………………………………………….……..…….3
1. Сущность, причины и механизмы инфляции………………...………..……...6
1.1.Основные причины роста цен в период инфляции…………………..…...6
1.2. Альтернативные концепции инфляции. Теоретический аспект….……..7
1.2.1. Инфляция, вызванная повышением заработной платы……....…….7
1.2.2. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения.……..8
1.2.3. Инфляция спроса и издержек производства………….…………..…8
1.3. Индекс потребительских цен – как важнейший показатель развития инфляции………………………………………………………….……………….12
1.4. Механизмы инфляции…………………………………….……………….14
1.5. Какова же природа российской инфляции? ………………….………….19
1.6. Последствия инфляции……………………………………….……….......22
2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования….………………..26
3. Особенности борьбы с инфляцией в России………………….……………....31
3.1. Особенности кризиса в России……………………………………………31
3.2. Антиинфляционная политика в России…………………….………...…..33
3.3. Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу………………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………...........…42
Список литературы……………………………………………………………..…43
Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяйственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому не оправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.
Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.
Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит. На него устанавливаются монопольно высокие цены, как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.
Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный. Создание товарных рынков связано с переходом от государственно - монополистических структур к конкурентным. Сейчас ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.
Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.
В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник - прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего, необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений. Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.
Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это не позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет никакой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом, увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.
3.2. Антиинфляционная политика в России
Антиинфляционная политика в России проходила в следующих направлениях:
1. Сокращение инфляции спроса:
а) Погашение инфляционных ожиданий населения, повышение
доверия к рублю.
Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась:
45% - инфляционными ожиданиями;
25% - повышением цен на топливо;
20% - увеличением совокупной денежной массы;
7% - удорожанием с/х. продукции
3% - прочие факторы.
б) Меры по стабилизации валютного курса (т.н. “валютный коридор”). При этом под “Валютным коридором” понимается способ принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.
Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте.
Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг). Компенсация расширения денежной массы в обращении за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России. Введение правительством прямых ограничений на удорожание продукции:
в) Сдерживание роста зарплаты. Все эти меры направлены на сжатие совокупного спроса.
2. Снижение инфляции издержек:
Повышение производительности труда. В первом полугодии 1996 года темпы роста цен на сырье были ниже темпов роста цен на готовую продукцию. Это обусловило снижение темпов роста себестоимости промышленной продукции, а значит инфляции издержек. Несмотря на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции существенно снизился - с январского (1992 г.) пика в 245 % до 8% в мае 1995 г.1 В основе этого успеха лежат действия российских реформаторов по последовательному уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией ЦБ. Были сокращены кредиты правительству и коммерческим банкам.
Самым крупным источником инфляции является дефицит федерального бюджета. Решающим фактором провала всех попыток финансовой стабилизации 1992-95 гг. явились политические причины: отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику. Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали полного сбалансирования бюджета.
Первая крупная попытка проведения макроэкономической стабилизации в начале 1992 г. дала сильный толчок росту безработицы.
Таб. 32 - Рост безработицы в анализируемый период.
Год | Доля безработных от экономически и активного населения |
1992 | 0.4% |
1993 | 1.0% |
1994 | 2.2% |
1995 | 2.6% |
Раньше доходы населения в 1992-95 гг. имели тенденцию к росту. Но в начале 1995 г. произошло резкое падение реальных доходов. Продолжала усиливаться дифференциация доходов населения: богатые богатели, а бедные слои общества все сильнее нищали. Однако, не смотря на предпринятые меры, не были устранены основные причины российской инфляции:
Продолжающийся спад производства. За первое полугодие 1996 года объем выпуска продукции снизился на 6% по сравнению с первым полугодием 1995 года.
Таб. 41
Отрасли | Спад производства |
Легкая промышленность | 24% |
Черная металлургия | 3% |
Химическая промышленность | 13% |
Пищевая промышленность | 4% |
Таб. 52 - Рост неплатежей в бюджет.
Период | Общая задолженность по обязательствам в народном хозяйстве |
3. Увеличение объема бартерных сделок.
3.3. Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу
Уменьшение темпов инфляции до относительно "безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени. Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
1) предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 5% в среднем за месяц;
2) создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.
Одним из вариантов про граммы по преодолению высоких темпов инфляции может быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий. Несомненно, что в 1998-2000 Г.Г. расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту
инвестиционной активности, Т.е. до 35-40% в год. для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и реryлирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий:
1. Реryлярная установка ориентиров ("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
2. Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
4. Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
5. Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.
6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
7. С тем, чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время сохранение "валютного коридора".