Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…….3

1. Сущность, причины и механизмы инфляции………………...………..……...6

1.1.Основные причины роста цен в период инфляции…………………..…...6

1.2. Альтернативные концепции инфляции. Теоретический аспект….……..7

1.2.1. Инфляция, вызванная повышением заработной платы……....…….7

1.2.2. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения.……..8

1.2.3. Инфляция спроса и издержек производства………….…………..…8

1.3. Индекс потребительских цен – как важнейший показатель развития инфляции………………………………………………………….……………….12

1.4. Механизмы инфляции…………………………………….……………….14

1.5. Какова же природа российской инфляции? ………………….………….19

1.6. Последствия инфляции……………………………………….……….......22

2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования….………………..26

3. Особенности борьбы с инфляцией в России………………….……………....31

3.1. Особенности кризиса в России……………………………………………31

3.2. Антиинфляционная политика в России…………………….………...…..33

3.3. Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………...........…42

Список литературы……………………………………………………………..…43

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

      Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше галопирующей инфляции.

     После либерализации цен в  России 1995 г. лишь небольшой перечень  цен на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и коммунальные услуги регулируются по-прежнему государством. Стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены все условия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создании эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику характеристики особенностей инфляционных процессов, стал широко применятся термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями пост социалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом экономических и политических дискуссий.

      Инфляция как таковая – это  денежный феномен, означающий  снижения покупательной способности  денег. В условиях свободного  рыночного образования инфляция  выражается, прежде всего, в росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемым соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роса цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отросли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

      Одиноко, проблема инфляции в  переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получивших название «инфляцией спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжении производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющий структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

 
 

1.6. Экономические последствия инфляции

 

      Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

- перераспределение доходов и богатства;

- отставание цен государственных предприятий от рыночных;

- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

- ускоренная материализация денежных средств;

- нестабильность  экономической информации;

- падение реального процента;

- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

      Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое из них - перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.

      Понятно, что чем неожиданнее, быстрее, а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

      Второе последствие инфляции - отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

      Практический совет предприятиям - вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

      Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века.

      Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

      Еще одно последствие несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому - паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с “затовариванием” складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

      Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

      Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: «Предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это “инфляция телефонного номера”). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы».1 Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

      Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

      И в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример - Польша весной 1990 г., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы, (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования

 
 
 

      Поскольку современная экономика инфляционная в силу своих особенностей, те, кто планирует инфляционную, могут рассчитывать лишь  на то, чтобы установить над инфляцией надежный контроль, удерживая умеренный рост цен. Именно эта задача, а не искоренение Iинфляции реально разрешима. Даже в экономически развитых государствах мира пока научились лишь контролировать инфляцию. Разработан и многократно проверен на практике целый комплекс мер антиинфляционного государственного регулирования. С определенной условностью их можно разделить на две части. Известна антиинфляционная стратегия, которая объединяет цели и методы  долговременного характера. Существует антиинфляционная тактика, от которой можно ждать результатов в пределах сравнительно небольшого периода времени.

      Одна из важнейших задач антиинфляционной  стратегии состоит в гашении  инфляционных ожиданий. Практика  показывает, что антиинфляционные  ожидания, скорее всего, преодолевались  там, где выполнялись, по крайней мере, два условия.

      Первое  из них – всемирное  укрепление механизма рыночной  системы. Только они способны  вызвать увеличение количества  и повышения качества товаров,  снизить цены или хотя бы  замедлить их рост. Лишь при  таком положении вероятно изменение психологии потребителей. Пока потребитель не убедится в том, что колебания цен приобрели рыночные отношения, он сохранит приверженность к инфляционному увеличению текущего спроса.

 Другое  условие – существование правительства,  которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства граждан. Заслужить это доверие можно только тогда, когда правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществляемые и легко проверяемые, антиинфляционные задачи, информирует об этом население и добивается решения этих задач. Ели правительство добросовестно выполняет свои обещания, срабатывает эффект объявления: и производители и потребители постепенно убеждаются в том, что руководство страны способны контролировать и добивается реализации объявленных целей. Эффект объявления дает о себе знать не сразу, а с определенным запаздыванием. Зависит оно от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен.

      Эффект объявления прост. Но  именно он стал действенным  элементом антиинфляционной стратегии  в таких странах, как США,  Англия, ФРГ, где в последние  годы наблюдается ослабление  инфляционных ожиданий.

Другим  элементом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика. Ее отличительная особенность – введение жестких ограничений на ежегодные приросты денежной массы.

      Этот показатель определяется  долгосрочным темпом роста реального  производства и таким уровнем  инфляции, который правительство считает выполнимым и обязуется его контролировать.

      Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, лимит прироста денежной массы надо удерживать в течсние продолжительного времени и, самое важное, вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. В инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить денежный лимит. Осуществление антиинфляционной денежной политики по силам лишь такой банковской систсмс, где центральный банк независим от исполнительной власти

Информация о работе Антиинфляционная политика государства