Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…….3

1. Сущность, причины и механизмы инфляции………………...………..……...6

1.1.Основные причины роста цен в период инфляции…………………..…...6

1.2. Альтернативные концепции инфляции. Теоретический аспект….……..7

1.2.1. Инфляция, вызванная повышением заработной платы……....…….7

1.2.2. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения.……..8

1.2.3. Инфляция спроса и издержек производства………….…………..…8

1.3. Индекс потребительских цен – как важнейший показатель развития инфляции………………………………………………………….……………….12

1.4. Механизмы инфляции…………………………………….……………….14

1.5. Какова же природа российской инфляции? ………………….………….19

1.6. Последствия инфляции……………………………………….……….......22

2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования….………………..26

3. Особенности борьбы с инфляцией в России………………….……………....31

3.1. Особенности кризиса в России……………………………………………31

3.2. Антиинфляционная политика в России…………………….………...…..33

3.3. Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………...........…42

Список литературы……………………………………………………………..…43

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

      3. Выделение из структуры предприятия  или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм. Годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережают соответствующие индексы потребителей.

     4. Акцент на разнообразные и  многочисленные короткие по времени  и высокодоходные операции с  высокой степенью риска. 

      5. Создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей совокупности отмеченных выше операций.

      Ориентация на товарные группы  со стабильной доходностью недостаточна, поскольку реально их трудно  “отследить”, вычленить и зафиксировать  по причине скачкообразной несбалансированности роста соотносительных цен. Сейчас идет постоянный текущий пересчет отношения затратности и доходности всех вариантов практически любого бизнеса. Таким образом, реальный вариант выживания - многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций. В этом суть тактики инфляционного ожидания предприятия. Естественно, что в наименее выгодном положении оказываются коллективы, технология производства которых не позволяет работать рывками, прерывание производства невозможно. Пример - доменную печь нельзя остановить с целью ожидания более благоприятного соотношения цен между затратами и доходностью ее эксплуатирования. Добавим, что непрерывность можно понимать и как необходимость поддержания квалификационного уровня специалистов. 
 

1.3. Индеек потребительских цен – как важный показатель развития инфляции 

      Для проведения анализа фактических данных о развитии инфляции в России после либерализации цен необходимо остановить на рассмотрении одного из основных показателей оценки уровня инфляции – индекс потребительских цен.

      В соответствии с Постановлением  Государственного комитета РФ  по статистике 20.06.95. № 79 об утверждении  «Положения о порядке наблюдений  из изменением цен и тарифов  на товары и услуги: определения  индекса потребительских цен» принимается единая методология и инструментария при наблюдении за уровнем и динамикой потребительских цен, и устанавливается порядок расчета индекса потребительских цен (ИПЦ). Согласно данному постановлению определение ИПЦ звучит следующим образом:

      «ИПЦ характеризует изменение  во времени общего уровня цен  на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления. Он измеряет соотношение  стоимости фактического фиксированного  набора товаров и услуг в  текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде»1.

       ИПЦ является одним из важнейших  показателей, характеризующих уровень  инфляции, и используется в целях  осуществления государственной  финансовой политики, анализа и  прогноза ценовых процессов в  экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий с целью характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и РФ в целом на товары, платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменением цен на товары и услуги.

      Порядок и этапы расчета ИПЦ:

      1) Определяют определенные индексы  цен по товару (услуге) по городу  как частное деление средних  сопоставимых цен.

      2) На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегативные  индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации.

      3) Исходя из агрегативных индексов по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, определяются свободные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, Российской Федерации в целом.

      4) Расчет ИПЦ осуществляется в  соответствии с формулой Ласпейреса: 
 

                                              PoQo x PI/Po

                             I = ---------------------, где:

                                           PoQo

     

                            Qo – количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода;

                            PI (o) – цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (базисного) периода.

      Расчет ИПЦ производится с  недельной, месячной, квартальной  периодичностью, а также нарастающим  итогом за период с начала  года.

      Вернемся к изучению динамики  российской инфляции за последние  три года либерализации цен.  Данные показывают наличие и постоянное воспроизведение значительных «ножниц» в изменении цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления собственных индексов соответствующих видов цен.

 

      Таб. 11

 
 
 
1992 1993 1994
Индекс  потребительских цен 2680 1008 312
Индекс  оптовых цен промышленности 6164 1124 335
 

      Как следует из таблицы 2., годовые  индексы оптовых цен промышленности  постоянно опережают соответствующие  индексы потребительских цен. Скорее всего, из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен. Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись таблицей 2. Видно, что цены на выпускаемые в промышленности товары, ниже, чем цены ресурсов. За январь – февраль превышение первых над последними составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

 

      Таб. 21

 
Месяц Индекс  оптовых цен   Индекс цен ресурсов
Декабрь 1994 1.13 1.15
Январь 1995 1.22 1.26
Февраль 1995 1.17 1.18
 

      В отраслевом разрезе особенно  выделяется в этом отношении  топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек  в российской экономике.

      Корни возникновения инфляции  издержек в переходной экономике  лежат в недалеком прошлом,  а её механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, а также закрытость. Относительную изолированность российской экономики от мирового рынка.

 

 

1.4. Механизмы инфляции

 

    Признавая действие в России ряда традиционных механизмов инфляции, мы бы хотели сосредоточиться на рассмотрении ее специфических источников. Начнем с краткого перечисления особых условий, в которых были начаты реформы.

     В централизованной экономике с конца 80-х годов значительно усилилось развитие «подавленной» инфляции. Толчок этому дало частичное ослабление регламентации формирования, и использования предприятиями своей прибыли. В результате их доходы стали расти за счет сокращения доходов бюджета. Особенно большое перераспределение произошло в 1991 году в результате борьбы за контроль над экономикой между российскими и союзными органами власти. Верховный совет и правительство России предоставляли тогда широкие налоговые льготы предприятиям, переходившим под их юрисдикцию, в результате чего резко увеличился дефицит союзного бюджета.

      Усиливалась несбалансированность потребительского рынка. Соотношение между расходами населения (без учета сбережений) и его текущими доходами упала с 87,4 в 1990 году до 79,2 процента в 1991 году. Первоначальный толчок инфляции был дан единовременной либерализацией цен с начала 1992 года, когда не имеющие рыночного опыта предприятия в первый же месяц повысили цены в среднем в 5 раз. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стало одной из главных причин сокращения производства.

      Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн). В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.

      Важнейшее значение для формирования последующих инфляционных процессов имел характер российской экономики, сложившийся к началу реформ. Одну из главных ее особенностей можно назвать «нерыночной» структурой производства. Под этим мы понимаем диспропорциональность, удаленность стартового распределения ресурсов от конкурентного равновесия. В рыночной экономике постоянно идут процессы ликвидации нерентабельных фирм и возникновение новых, распространение технических нововведении на всю отрасль и т.д. За счет этого разброс в нормах рентабельности предприятий одной отрасли остается ограниченным. Исключение составляют добывающие отрасли и сельское хозяйство, где различия в рентабельности определяются природными условиями и рассматриваются экономистами как дифференциальная рента.

      В административной системе колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон от 50 до 230 процентов. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. Не меньшее значение имело и распределение материальных ресурсов в соответствии с «приоритетностью» секторов экономики. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры руководителей направлялись в военно-промышленный комплекс и тяжелую промышленность в ущерб легкой, пищевой, сельскому хозяйству. В плановом хозяйстве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эффективностью обеспечивалось широкой системой «нерыночных» механизмов, включавшей цены, не учитывающие спрос и предложение, различные виды дотаций, поддержку «планово-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).

      Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.

      Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что внешняя торговля была жестко централизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали экономическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, дифференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советский Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую экономику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимущественно нефти, газа, леса, военной техники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности).

Информация о работе Антиинфляционная политика государства