Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…….3

1. Сущность, причины и механизмы инфляции………………...………..……...6

1.1.Основные причины роста цен в период инфляции…………………..…...6

1.2. Альтернативные концепции инфляции. Теоретический аспект….……..7

1.2.1. Инфляция, вызванная повышением заработной платы……....…….7

1.2.2. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения.……..8

1.2.3. Инфляция спроса и издержек производства………….…………..…8

1.3. Индекс потребительских цен – как важнейший показатель развития инфляции………………………………………………………….……………….12

1.4. Механизмы инфляции…………………………………….……………….14

1.5. Какова же природа российской инфляции? ………………….………….19

1.6. Последствия инфляции……………………………………….……….......22

2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования….………………..26

3. Особенности борьбы с инфляцией в России………………….……………....31

3.1. Особенности кризиса в России……………………………………………31

3.2. Антиинфляционная политика в России…………………….………...…..33

3.3. Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу………………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………...........…42

Список литературы……………………………………………………………..…43

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

      Но, как показывает мировой опыт, даже в США, где действует  высокоэффективная 6анковская система,  с 1965 по 1980 годы были предприняты,  по крайней мере, четыре попытки  в этом направлении. И все  они оказались неудачными, потому  что государство при6сгало к закачиванию в экономику избыточного количества денег, Эти действия только усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. Более или менее последовательную денежную политику удалось осуществить лишь во время президентства Р. Рейгана, что не замедлило сказаться на движении цен в американской экономике.

      Для организации режима денежных  ограничений используются инструменты,  находящиеся в распоряжении цснтральногo  банка. Первый из них – ставка межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, по которому центральный банк предоставляст кредиты всем прочим банкам. Если наблюдается ускорение инфляции, центральный банк начинает поднимать ставку. Этим достигается три эффекта.

      Некоторым коммерческим банкам  дорогой государственный кредит окажется не по карману. Чем меньше получателей займов из центрального банка, тем ниже скорость нарастания денежной массы в обращении, во-первых. Если же банк способен подступиться к дорогому кредиту, ему придется повысить эффективность своих операций, выделять средства только на такие проекты, которые лучше сориентированы на спрос и обещают высокую прибыль, достаточную для того, чтобы расплатиться с центральным баком, во-вторых. В-третьих, столкнувшись с повышением процента по центральному кредиту и не желая нести потери, коммерческие банки постараются переложить бремя на своих клиентов. Поэтому вслед за  межбанковским дорожает и коммepческий кредит, В такой ситуации вероятно сокращение спроса на деньги более медленное нарастание денежной массы.

      Как следует из мировой практики, повышение ставки межбанковского  кредита - эффективное средство  борьбы с инфляцией. Оно же  дает и негативные последствия в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансирование капиталовложений, тем медленнее развивается народное хозяйство.

      Для того чтобы этого не  случилось, государство должно  своевременно позаботиться о  компенсации подобных эффектов. В качестве амортизаторов могут  использоваться ставка налога на прибыль, специальный кредит, предназначенный для оплаты налогов и др.

      Другое орудие центрального банка-нормы  обязательных резервов. В соответствии  с ней рассчитывается денежная  сумма, которую коммерческий банк  не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. В инфляционной ситуации, когда надо уменьшить рост денежной массы, центральный банк повышает норму обязательных резервов. Если же нсо6ходимо  увеличить количество денег, он поступает противоположным образом. Нормa резервов снижается и коммерческие банки, разморозив часть своих средств, обращают их в кредиты. Чем дольше применяется этот способ регулирования, тем выше объемы ресурсов  коммерческих банков, зарезервированных в центральном банке, тем меньше смысла в печатании новых денег.

      У центрального банка есть  еще один регулятор денежной  массы в борьбе с инфляцией:  операции с государственными  ценными бумагами. Осуществляя продажу  государственных ценных бумаг,  центральный банк уменьшает количество денег находящихся в обращении. Если же инфляция пошла на убыль и стала  центральный банк, вместо эмиссии денег бумаг, может использовать покупку государственных ценных бумаг.

      Таковы основные инструменты,  с помощыо которых центральный банк осуществляет неинфляционную денежную политику. Первые два инструмента представляют собой механизмы косвенного действия, соединяющие центральный 6анк  с другими звеньями банковской системы.

      Повышая ставку центрального  кредита и норму обязательных резервов, центральный банк задаст этой системе неинфляционную линию поведения. Использование третьего регулятора непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

      Еще одна стратегическая задача  антиинфляционного регулирования – сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Решение этой задачи возможно по двум направлениям - путем увеличения доходов и уменьшения расходов государства. Предпочтитсльней  все жс второй вариант.

      Совершенствование налоговой системы  можно с успехом превратитъ в элемент антиинфляционной  стратегии. В долгосрочном плане закручивание налогового пресса оборачивается подрывом стимулов к  труду и инвестированию, замедлением экономического  развития, сокращений поступлений в государственный бюджет.  Поэтому современная налоговая система характеризуется снижением ставок налогооблажения. Так, снижение ставок на прибыль даст дополнительный толчок инвестиционному процессу, за ним следует ждать увеличения производства и занятости, а, следовательно, массы доходов, подлежащие налогоо6ложению.

      Понижение ставок подоходного  налога приведет к увеличению  личных сбережений – разумеется, в случае, если будет переломлена  инфляционная психология потребителей. Прирост сбережений пойдет как  на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Но, чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно быть прогрессивным и снижение ставок в основном затрагивать высокие доходы, так как именно обладатели высоких доходов склонны сберегать.

      Антидефицитные и антиинфляционные  резервы, лежащие на стороне  налогообложения, ограничены, быстрых  эффектов они не дают. Поэтому  наибольшее значение играют не  увеличение доходной части бюджета,  а сокращение государственных  расходов.

      Основным принципом сокращения  бюджетных расходов является  сворачивание финансирования тех  видов деятельности государства,  которые постепенно можно передать  рыночной системе. Речь идет  о прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс и уменьшения объема капитальных вложений, об отмене необоснованных дотаций и субсидий. Однако осуществление противоинфляционных мероприятий требует особой осмотрительности, предварительной оценки возможных отрицательных эффектов. В то же время разумная осторожность не должна препятствовать последовательному наступлению на дефицит.

      Лучше всего, когда борьба с  дефицитом ведется в рамках  единой антиинфляционной стратегии.  К их числу относится стимулирование  научно-технического прогресса и структурной перестройки производства и т.д.

      Организую рациональную денежную  политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство старается огрегулироватъ спрос так, чтобы снять инфляционное  неравновесие рынков. Когда же государство помогает структурным преобразованиям и налаживает конверсию производства, растет предложения товаров. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, оказывает понижающее влияние на цены, тормозит инфляцию.

      В качестве противоинфляционного средства используется и повышение курса национальной валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, тем самым, подталкивая вниз общий уровень цен в экономике

      В условиях, когда инфляционная обстановка нетерпима и ждать уже нельзя, одними долгосрочными механизмами не обойтись. В такой ситуации необходимы тактические, быстродействующие методы антиинфляционного регулирования.

      Антиинфляционная тактика дает максимальный результат в тех случаях, когда-либо поможет нарастить предложения без повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

      Первое направление антиинфляционной тактики предполагает государственную поддержку повышения степени товарности народного хозяйства. Такая поддержка возможна за счет льготного налогооблажения предприятий, организующих свободную продажу побочных продуктов производства и услуг, поощрение банков, занимающихся продажей базы данных.                                                                                                                     

      Информация как товар обладает уникальным достоинством. Ее изготовление только поначалу требует значительных затрат, связанных с финансированием научных исследований и научных разработок. Дальнейшее тиражирование идет уже с минимальными издержками. Кроме того, от многих товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении жизненного цикла не исчезает, вновь и вновь превращаясь в объект купли-продажи. А это значит, что происходит многократное увеличение прсдложсния без увеличения спроса.

      Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать импорт потребительских товаров и частичная реализация стратегических запасов, а также продажа населению части накопленных предприятиями ресурсов производственного назначения.

      Вторым вариантом антиинфляционной тактики является рсгулирование текущего спроса. Цели его обычно состоят в повышении нормы сбсрсжсний и уменьшении уровня их ликвидности. Если правительство намерено влиять на поведение владельцев денежных доходов, побуждать их увеличению сбережений, придется существенно повысить проценты по вклада, надо добиться того чтобы он был никак не меньше текущего роста цен.

      Человек может помещать свои средства не только в банки. Eгo можно и нужно привлечь достаточно высоким процентом по государственным облигациям, распространением акционерных форм собственности, перспективами вложения средств в земельные участки и т.п.

      Антиинфляционный эффект таких средств заметно повышается не одним увеличением нормы сбережений. В инфляционной экономике требуются меры, направленные на понижения уровня ликвидности сбережений.

      Если депозиты до востребования в любой момент могут превратиться в наличные деньги, то повышенные проценты по срочным вкладам рассчитаны на то, чтобы подольше удержать вклады в банковской системе.

      Таким образом, возникновение инфляции связано с наличием целого ряда причин, она оказывает отрицательное воздействие, как на уровень жизни людей, так и на производство. Однако теория и практика доказала эффективность использования целого арсенала средств, позволяющих сделать инфляцию управляемой и менее болезненной.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности  борьбы с инфляцией в России

 
 

3.1. Особенности кризиса в России

 

      Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он

долгое  время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения внешнеэкономической нагрузки на народное хозяйство были исчерпаны.

      Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм, прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии.

      Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью оставления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.

      В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализация цен приняла лавинообразный характер. Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства