Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
Сущность бюджета, исторические предпосылки
к его созданию 5
Бюджетная система и бюджетное устройство Украины 8
Роль местных бюджетов в экономической
системе государства 13
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТА АР КРЫМ 19
Анализ формирования бюджета АР КРЫМ 19
Анализ использования бюджета АР КРЫМ 28
Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ 32
РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 100.09 Кб (Скачать)

Наметилась  тенденция к сокращению  показателя сборов за специальное пользование природными ресурсами – в 2011 году сравнительно с 2009 годом удельный вес сократился на 7%. В связи с вступлением в силу нового Налогового Кодекса появилась также новая категория в структуре налоговых поступлений – экологический налог, который следует отнести к прочим налогам.

Рост  налоговых поступлений  - неоднозначное  явление. Увеличение на 58% объема налоговых  поступлений в течение исследуемого периода нельзя назвать только положительным  явлением.

 С  одной стороны, это говорит  о том в Автономной Республике  ведется эффективная налоговая  работа – т.е регламентируются  законодательно местные налоги  и сборы, устанавливается законодательная  база и инструктивно – методическое  обеспечение, определяется способ  уплаты налога, определяются формы  (авансовые платежи, платежи по  факту)  и способы расчетов (наличные, безналичные).

Однако  это также и говорит об усилении налогового бремени на субъекты налогообложения. Новым Налоговым Кодексом введены  в действие новые ставки налогообложения  во многих сферах деятельности. Особенно введение этого нормативно-правового  акта отразится на субъектах малого и среднего бизнеса, т.к. они неоправданно завышены. Учитывая также специфику региона – в Автономной Республике отсутствуют крупные предприятия  тяжелой промышленности, в основном преобладает малые и средние предприятия легкой  промышленности, торговли, сферы услуг. В краткосрочном периоде повышение налогов, конечно же, даст ожидаемый результат – объем налоговых поступлений в бюджет значительно увеличится.

Но в  долгосрочной перспективе это спровоцирует снижение рентабельности деятельности, и как следствие - сокращение предпринимательской деятельности на полуострове, тенизацию экономики Крыма (появится желание уклонятся от «неподъемных» налогов), что является негативным эффектом, и не позволит добиться развития региона.

 

   Таблица 2.3 - Структура неналоговых поступлений в бюджет АРК

                     за 2009-2011 гг., млн. грн.

 

Наименование показателей

2009 год

Уд.вес

%

2010 год

Уд.вес

%

2011 год

Уд.вес

%

Неналоговые поступления:

155,36

100

188,86 

100

275,91

100

Доходы от собственности

и предпр. деятельности.

 

3,2

 

2,05

 

7,64 

 

4,04

 

10,16

 

3,68

Админ. сборы и платежи, доходы от некомм. продажи

 

6,0

 

3,86

 

12,87 

 

6,81

 

83,74

 

30,35

Другие неналоговые поступления

 

1,11

 

0,71

 

4,21 

 

2,22

 

2,3

 

0,8

Собственные поступления бюджетных учреждений

 

145,05

 

93,26

 

164,15 

 

86,91

 

179,69

 

65,12


 

Проанализировав данные таблицы 2.3, можно сделать  вывод об увеличении объема неналоговых  поступлений за исследуемый период, что является положительной тенденцией – это говорит об эффективной фискальной политике, которая позволяет мобилизировать достаточное количество средств. На протяжении исследуемого периода структура неналоговых поступлений значительно изменилась.

Показатель  доходов от собственности и предпринимательской  деятельности имеет стойкую тенденцию  к росту  - с 2009г. по 2011 г. он вырос  более чем в 3 раза, однако структура  не имеет четкой тенденции – т.к. показатель 2011 года выше, чем в 2009 году, но ниже чем в 2010 году. Показатель, характеризующий  административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи, значительно увеличился за исследуемый период – почти в 14 раз. Аналогичная тенденция и в структуре – с 2009 года по 2011 год удельный вес административных сборов, доходов от некоммерческой и побочной продажи увеличился с 3,86% до 30,35% (прирост – 26,49%). Показатель, характеризующий объем других неналоговых поступлений, четкой тенденции не имеет – т.к. в 2011 году он выше, чем в 2009,но ниже показателя 2010 года, то же самое происходит с удельным весом других неналоговых поступлений.

Объем собственных  поступлений бюджетных учреждений неизменно увеличивался на протяжении 3 лет, однако удельный вес изменился  - прослеживается стойкая тенденция  к сокращению удельного веса. Это связано со значительным увеличением объемов административных сборов. Все изменения в структуре неналоговых поступлений тесно связаны с изменением законодательной базы.

Отдельно  в поступлениях в бюджет следует  выделить доход от операций с капиталом. В эту категорию следует включить поступления от продажи основного  капитала (поступления от отчуждения имущества, принадлежащего АРК), а также средства от продажи земли и нематериальных активов (поступления от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения до разграничения земель государственной и коммунальной собственности, которые находятся на территории АРК).

Рост  поступлений от доходности с капиталом  является позитивной тенденцией  - т.к. значительный рост за три года этого  показателя говорит о реализации имущества, приватизационных тенденциях. Как показывает мировой опыт, ситуация на приватизированных у государства объектах только улучшается при частной форме собственности, т.к. частный владелец всегда заинтересован в прибыльности.

 

   Таблица 2.4 - Структура доходов от операций с капиталом в бюджет АРК                     за 2009 - 2011 гг., млн. грн.

 

 

Наименование показателей

 

2009 год

Уд.вес

%

 

2010 год

Уд.вес

%

 

2011 год

Уд.вес 

%

Доход от операций с капиталом:

 

39,0

 

100

 

70,0

 

100

 

66,0

 

100

Поступления от продажи основного  капитала

 

25,0

 

64,1

 

35,0

 

50,0

 

37,65

 

57,05

Средства от продажи земли и  нематериальных активов

 

14,0

 

35,9

 

35,0

 

50,0

 

28,34

 

42,94


 

Анализируя  данные таблицы 2.4, можно сделать  вывод об отсутствии стойких тенденций  в структуре доходов от операций с капиталом. Показатель за 2011 год  значительно увеличился сравнительно с 2009 годом, но он ниже, чем в 2010 году.  Показатель от продажи основного  капитала неизменно растет на протяжении исследуемого периода, но удельный вес  в течении 3 лет не имеет устойчивой тенденции – снижается в 2010 году, и снова возрастает в 2011 году. Показатель, характеризующий объемы средств от продажи земли и нематериальных активов, значительно увеличился в 2011 году, сравнительно с 2009 годом – более чем в 2 раза, но ниже, чем в 2010 году. Аналогичная тенденция происходит со структурой – увеличение удельного веса в 2011 году сравнительно с 2009 годом, но снижение, сравнительно с 2010 годом.

В целом  можно сделать вывод о позитивной тенденции увеличения объемов средств, поступивших в бюджет. Данная тенденция  обусловлена рядом фактором, одним  из самых весомых  являются изменения  в  законодательной базе.

   Таблица 2.5 - Официальные межбюджетные трансферты в бюджет АРК от органов государственного управления  за 2009 - 2011 гг., млн. грн.

 

Наименование показателей

 

2009 год

Уд. вес

%

 

2010 год

Уд. вес

%

 

2011 год

Уд. вес 

%

Официальные

трансферты

 

1768516,04

 

100

 

2108339,9 

 

100

 

2702124,0

 

100

Дотации

659286,2

37,28

194179,7 

9,21

144178,9

57,05

Субвенции

1109229,84

62,72

1914160,2 

90,78

2557945,1

42,94


 

Исходя  из данных таблицы 2.5, прослеживается стойкая тенденция к увеличению объемов межбюджетных трансфертов из государственного бюджета в бюджет Автономной Республики Крым. В Приложении А, Б, В прилагается подробная структура дотаций и субвенций. Наибольший объем приходится на дотацию выравнивания, которая является особенно важной для обеспечения постоянного и стабильного социально-экономического роста региона, наравне с другими областями Украины. Большая доля субвенций приходится на социальную защиту населения.  Показатели, характеризующие объемы дотаций и субвенций, имеют стабильную тенденцию к увеличению, но четких тенденций в изменении удельного веса не имеют.

 Подобное  увеличение доли межбюджетных  трансфертов является не вполне  позитивной тенденцией – это  говорит о сокращении полномочий  республики, усилении финансовой  зависимости и централизации  власти в государстве.

2.2 Анализ использования бюджета АР КРЫМ

                                 

Развитие экономического потенциала страны, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения объема бюджета.

Рост бюджета непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой  инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых населенных пунктах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Главными сторонами деятельности местных  органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что структура  расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от специфики региона, уровня его развития [6, 9].

В Автономной Республике Крым приоритетным для развития является курортное  направление, развитие соответствующей  инфраструктуры с целью повышения  привлекательности республики. Крым  - регион, имеющий все природно-климатические  ресурсы для того, чтобы занимать лидирующие позиции среди популярных курортов. Рациональное распределение  и использование бюджетных средств, создание благоприятно инвестиционного  климата – эти задачи должны быть поставлены властью для достижения цели.

Однако на практике имеет место нерационального и неоправданного распределения бюджетных средств, и как следствие – на действительно необходимые расходы средств недостаточно.

 

 Таблица  2.6 - Расходы бюджета АРК по функциональной структуре

                        за 2009 - 2011 гг., млн. грн.

 

 

Наименование показателей

2009 год

Уд. вес

%

2010 год

Уд. вес

%

2011 год

Уд. вес

%

Гос. управление

158,04

5,43

175,67

4,55

198,27

3,96

Образование

492,53

16,92

566,08

14,65

566,22

11,31

Охрана здоровья

475,76

16,35

567,23

14,7

551,97

11,02

Соц. защита и соц. обесп.

87,42

3,00

108,55

2,81

109,47

2,19

ЖКХ

13,07

0,45

-

-

51,16

1,02

Культура и искусство

118,80

4,08

135,22

3,5

132,73

2,65

Средства масс. инф.

4,03

0,14

4,54

0,12

5,20

0,10

Физкультура и спорт

18,01

0,62

22,68

0,59

19,33

0,39

Строительство

82,38

2,83

587,91

15,22

1376,71

27,49

Транспорт

42,01

1,44

73,20

1,9

54,06

1,08

Услуги, связ. с экономической деят-тью

 

100,88

 

3,47

 

140,42

 

3,64

 

259,27

5,18

Предупр-е и ликвидация ЧС и последствий стих. бедствия

 

0,25

 

0,009

 

-

 

-

 

-

 

-

Обслуживание долга

0,1

0,003

0,1

0,0026

21,98

0,44

Целевые фонды и расходы по охране окр. среды

 

3,14

 

0,11

 

29,52

 

0,76

 

29,03

0,58

Расходы, не отнес. к осн. группам

 

2,03

 

0,07

 

7,68

 

0,20

 

2,32

0,05

Итого:

1598,76

54,93

2418,86

62,64

3377,74

67,45

Официальные трансферты

 

1259,43

 

43,3

 

1422,25

 

36,83

 

1630,31

 

32,55

Средства, перед. из общ. фонда в бюджет развития спец. фонда

 

 

52,30

 

 

1,8

 

 

20,45

 

 

0,53

 

 

-

 

-

Всего

2910,50

100

3861,57

100

5008,05

100

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК