Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
Сущность бюджета, исторические предпосылки
к его созданию 5
Бюджетная система и бюджетное устройство Украины 8
Роль местных бюджетов в экономической
системе государства 13
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТА АР КРЫМ 19
Анализ формирования бюджета АР КРЫМ 19
Анализ использования бюджета АР КРЫМ 28
Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ 32
РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 100.09 Кб (Скачать)

Местные финансы занимают важное место в  финансовой системе государства, наряду с государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования и финансами домохозяйств.

Главной предпосылкой для существования  местных финансов как отдельного и специфического звена финансовой системы государства является конституционное закрепление института местного самоуправления – права территориальной громады  самостоятельно решать вопросы местного значения соответственно действующему законодательству.

Доходная часть местных бюджетов формируется за счет собственных  и закрепленных доходов, а также  межбюджетных трансфертов.  Перечень собственных и закрепленных доходов  определен в Бюджетном Кодексе  Украины на длительную перспективу, что создает необходимые предпосылки  для развития региона. Поступления  собственных доходов не учитываются  во время определения объемов  межбюджетных трансфертов местным  бюджетам, что способствует созданию заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании доходной базы [6,9].

Вовна Н.И. привела следующую классификацию  доходов местных бюджетов.

1. По  социально-экономическому содержанию (поступления от юридических лиц  государственной, коммунальной, частной,  коллективной форм собственности;  поступления от физических лиц).

2. В зависимости  от полноты зачитывания доходов  в местные бюджеты (доходы местных  бюджетов, которые засчитываются  полностью; доходы местных бюджетов, которые засчитываются частично).

3. В соответствии  с периодичностью поступлений  (систематические доходы, разовые  доходы).

4. По  методам привлечения (доходы, которые  привлекаются в бюджеты налоговым  и неналоговым методами).

5. По  способу зачисления (доходы общего  фонда местных бюджетов и специального  фонда).

6. В соответствии  с кодом бюджетной классификации  (налоговые поступления; неналоговые  поступления; доходы от операций  с капиталом; поступление в  целевые фонды; официальные трансферты).

7. По  формам образования (обязательные  поступления; необязательные поступления).

8. По  содержанию (собственные доходы; закрепленные  доходы; официальные трансферты).

9. По  источникам образования (доходы  местных бюджетов, источником которых является прибыль, себестоимость, доходы физических лиц, средства других бюджетов, другие) [8].

 Самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определить направления

использования средств местных бюджетов в соответствии с Законом.

 Собственные доходы – это доходы, которые принадлежат местному органу власти, формируются на подведомственной ему территории на основе решений этого органа и не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

 К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, платежи, которые устанавливаются местными органами власти, доходы коммунальных предприятий, доходы от имущества, принадлежащего местной власти, и некоторые другие. Часть собственных доходов местных бюджетов – крайне незначительная, и, таким образом, принцип самостоятельности этих бюджетов остается пока что декларированным.

 Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или определенной частью на долгосрочной основе закрепляются за тем или другим бюджетом и учитываются при определении межбюджетных трансфертов.

 Перечень закрепленных доходов местных бюджетов определяется действующим законодательством.

 При изучении доходной части местных бюджетов нельзя не остановится на понятии официальных трансфертов. Вместе с введением новой бюджетной классификации в украинскую бюджетную практику было впервые введено понятие официальных трансфертов. Характерной особенностью современной отечественной трактовки бюджетных трансфертов, является то, что к ним относят не только средства, которые получают бюджеты низших уровней из государственного бюджета и бюджетов внешних уровней, а также перевод денег в обратном направлении, то есть излишки доходов бюджетов низших уровней в бюджеты высших уровней [7].

 Согласно Бюджетному Кодексу, трансферты – это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе .

 Все бюджетные трансферты в бюджетной классификации делятся на две группы зависимо от целевого направления средств: текущие, капитальные.

 К текущим трансфертам относят помощь, которую получают бюджеты низших уровней в случае нехватки доходных источников, то есть целью предоставления текущих официальных трансфертов остается сбалансированность данных бюджетов [5].

 В отличие от текущих, капитальные официальные трансферты предполагают целевое использование полученных средств, и поэтому влияют на структуру расходов бюджетов, которые их получают. Цели, на которые направлены субвенции, главным образом связаны с использованием органами местного самоуправления делегированных государством полномочий.

 Одним из важнейших вопросов при изучении формирования доходной части местных бюджетов является выявление факторов, влияющих на этот процесс. По мнению Малярчука А.К., на процесс наполнения местных бюджетов влияют объективные и субъективные факторы. К субъективным факторам он относит практическую деятельность всех субъектов отношений, организующих и непосредственно связанных с процессом формирования доходной базы местных бюджетов. В трудах Малярчука А.К. объективные факторы объединены в три большие группы:

- условия,  в которых осуществляется процесс  наполнения;

- содержание  бюджетных прав органов местного  самоуправления, регулирующих формирование  доходной базы местных бюджетов;

- механизмы,  обеспечивающие наполнение местных  бюджетов.

 При исследовании первой группы объективных факторов выделены две подгруппы: с одной стороны, это те факторы, которые сформировались в обществе, экономике, социально–культурной, политической и других сферах на сегодняшний день; с другой стороны – это те факторы, которые государство регулирует с помощью законов, приказов, положений и других нормативно-правовых актов.

 Третья группа включает механизмы обеспечения этого процесса. Формирование местных бюджетов осуществляется путем налогового и неналогового механизмов.

 Изучив классификацию доходов местных бюджетов и факторы, влияющие на них, можно применить при анализе доходной части местного бюджета, в данном случае на примере бюджета Автономной Республики Крым. Как отмечалось выше, самостоятельность органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем на подведомственной им территории обеспечивается собственными и закрепленными доходами. Используем классификацию доходов местных бюджетов по содержанию (собственные доходы; закрепленные доходы; официальные трансферты). Собственные и закрепленные доходы включают налоговые и неналоговые поступления [20].

 

    1. Роль местных бюджетов в экономической системе государства

 

В ХХI веке процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении осуществляется параллельно с регионализацией  экономических и социальных процессов. Одним из основных компонентов современного демократического государственного строя  является местное самоуправление, осуществляемое населением через избираемые представительные органы местного самоуправления. Для  выполнения своих функций органы местного самоуправления должны обладать определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Сейчас  вопрос местных финансов находится  в центре внимания многих исследователей на территории постсоветского пространства, в частности они изучаются  в работах отечественных авторов(А.Малярчук, О. Василик, В. Кравченко, И. Лунина,       К. Павлюк, Н. Вовна, В.Федосов и др.). Активно исследуется проблематика местных финансов, местных бюджетов, межбюджетных отношений в российской экономической литературе, в частности, в трудах таких ученых, как: А.Бабич, Е. Богачева, Л. Гринкевич, А. Игудин, В. Лексин, Л.Павлова, В. Пансков, Л.Пронина, С.Садков, А. Швецов, М.Ходорович, С.Солянникова, Н.Альвианская и др.

   В современной украинской финансовой литературе впервые упоминание о местных финансах упоминается в учебном пособии «Государственные финансы» (1991г.) под редакцией известных ученых В.М. Федосова,

С.Я. Огородника и В.М. Суторминой. С развитием  Украины как независимого государства, построением рыночной экономики, учеными  все чаще высказываются мысли  об объективности существования  этой категории в условиях рынка, ее решающего влияния на полноценное  функционирование  института местного самоуправления как необходимой  основы демократического режима.

Так, известный  украинский ученый О.Д. Василик ,который  одним из первых начал исследовать  теоретические и практические вопросы  местных финансов, подчеркивал, что  местные финансы – явление  объективное, т.к. для осуществления  возложенных на местное самоуправление функций необходимо наличие соответствующих  фондов финансовых ресурсов в их распоряжении.

 Украинский  ученый В.М. Опарин  в своем  определении категории местных  финансов подчеркивает связь  местных финансов с финансовой  деятельностью предприятий муниципального  хозяйства

Местные финансы формируют, прежде всего, с целью финансирования мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения данного региона, в т.ч. для финансирования муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства, содержания дорог, т.е. приоритетной целью местных финансов является обеспечение органов территориального самоуправления таким объемом финансовых ресурсов, который дал бы им возможность в полной мере выполнять свои функции. Круг финансируемых мероприятий может расшириться, в зависимости от функций делегированных местным органам самоуправления центральной властью.

Таким образом, местные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие регионов (территорий),фискальный инструмент органов местного самоуправления, фактор экономического развития территориальных общин и административно-территориальных формирования, инструмент социальной защиты населения, а также источник функционирования и развития социально – культурной сферы [1, 3, 24].

 В Украине к местным финансам относят:

  • бюджет Автономной Республики Крым,
  • областные бюджеты,
  • городские бюджеты,
  • районные бюджеты,
  • районные в городах бюджеты,
  • поселковые бюджеты,
  • сельские бюджеты
  • финансы коммунальных субъектов хозяйствования,
  • внебюджетные фонды местных органов самоуправления.

Бюджет  Автономной Республики Крым включает в себя республиканский бюджет и  бюджеты городов и районов  Крыма.

Роль  местных финансов постоянно усиливается, а сфера их применения расширяется. Во многих странах местные финансы составляют превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Демократические государства предпочитают проводить социальную политику посредством региональных (местных или территориальных) финансов. Политика финансирования местных финансов активно используется для выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

 Доходы и расходы местных бюджетов  определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения местных бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.

 Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.

 Основными принципами формирования бюджета любого уровня самоуправления являются принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. В бюджете должны быть отражены все предполагаемые расходы и доходы [5].

Центральные власти могут принимать участие  также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части бюджетных  налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных  административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений  местных бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных местных бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий [17,18].

 Доходы местных бюджетов формируются за счет:

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК