Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей два качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений [3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
Сущность бюджета, исторические предпосылки
к его созданию 5
Бюджетная система и бюджетное устройство Украины 8
Роль местных бюджетов в экономической
системе государства 13
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТА АР КРЫМ 19
Анализ формирования бюджета АР КРЫМ 19
Анализ использования бюджета АР КРЫМ 28
Анализ финансовой обеспеченности бюджета АР КРЫМ 32
РОЛЬ БЮДЖЕТА АР КРЫМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 100.09 Кб (Скачать)
  • местных налогов и сборов,
  • неналоговых доходов,
  • поступлений из вышестоящих бюджетов.

Местные налоги и сборы являются базовым  источником для формирования отдельных  местных бюджетов. Реальное соотношение  всех источников в формировании отдельных  местных бюджетов определяется функциями  местных органов управления, потенциальными возможностями получения дохода за счет местных налогов, а также  возможностями вышестоящих органов  власти финансировать нижестоящие  местные бюджеты.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных  финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных  налогов, мобилизуемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.

 Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

  • доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, 
  • арендные доходы,  
  • денежные сборы,
  • штрафы, 
  • пошлины,
  • добровольные взносы предприятий и населения.

Удельный  вес неналоговых доходов в  финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов  бюджета.

 Основные расходы местных бюджетов – это расходы на:

  • на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство), 
  • здравоохранение,
  • образование,
  • погашением займов и выплат процентов по ним,
  • содержание местных органов власти и правопорядка, а в некоторых странах и судов.

Расходы местных бюджетов зависят от бюджетной  политики государства и степени  децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.

 Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:

  • текущие или эксплуатационные,
  • инвестиционные или капитальные вложения.

И, соответственно, формируются бюджет текущих затрат и бюджет развития.

Бюджет  текущих затрат, как правило, финансируется  за счет налоговых и неналоговых  поступлений. Основными источниками  для финансирования бюджета развития являются субвенции, местные займы, пожертвования.

В процессе расходования средств местных бюджетов ярко проявляется содержание основных функций и задач, исполняемых  органами местного самоуправления. Состав, структура и динамика бюджетных  расходов отражают государственные, региональные, местные приоритеты социально-экономического развития [24].

Бюджетные расходы дают возможность раскрыть экономическую суть местных бюджетов как финансовой базы самоуправления, существование которой подчинено  решению одной задачи – обеспечение  населения общественными услугами, всестороннее и гармоничное развитие всех территорий страны [6,24]

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

БЮДЖЕТА АР КРЫМ

2.1 Анализ доходной части бюджета  Автономной Республики Крым

 

Полноценное функционирование местных бюджетов требует разграничения задач, полномочий и ответственности между государством в лице власти и органами местного самоуправления. Такое разграничение  предусматривает соответствующее  распределение источников и обеспечение  адекватными объемами финансовых ресурсов, которые поступают в распоряжение органов  государственной и местной  власти.  

Местные финансы как система экономических  отношений функционируют на основе положений, закрепленных нормативно-правовыми  актами. К документам, регламентирующим функционирование местных финансов, следует отнести: Конституцию Украины, Бюджетный кодекс Украины, законы Украины  «О местном самоуправлении в Украине», «Про систему налогообложения», ежегодные  законы о Государственном бюджете  Украины и Постановление ВР АР Крым «О бюджете АР Крым» и др.

Местные бюджеты являются основным каналом доведения до населения  конечных результатов общественного  воспроизводства. Вместе с другими  звеньями бюджетной системы местные  бюджеты являются главным инструментом реализации на практике программы экономического и социального развития как региона, так и страны в целом.

На протяжении последних лет  в местных бюджетах сосредотачивается  приблизительно треть бюджетных ресурсов государства, за их счет и происходит удовлетворение потребностей населения соответствующих территориальных единиц.

Бюджет  Автономной Республики Крым включает в себя республиканский бюджет и бюджет районов и городов.   Бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов [10, 11, 17].

 

Таблица 2.1 - Доходы бюджета Автономной Республики Крым

                                        за 2009-2011 год,тыс. грн.

     Показатели

тыс. грн

 

2009

 

2010

 

2011

Налоговые поступления

844868,48

1349568,6 

1454924,3

Неналоговые поступления

155357,8

188865,4 

275910,8

Межбюджетные транферты

1768516,038

2108339,9 

2702124,0

 

Всего доходов

 

2880435,32

 
3757223,9 

 

4504957,5




 

 Исходя из данных таблицы 2.1, можно отметить следующее. На протяжении 3 лет увеличиваются все составляющие доходной части бюджета. Наблюдается значительный рост трансфертов - что повлияло на налоговые поступления в бюджет. В соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2001 год» от 21.06.2001г. налог на прибыль предприятий, который выплачивается налогоплательщиками на территории Автономной республики Крым, в полной мере засчитывается в бюджет АРК [6]. С 2002 года в бюджет АРК засчитывается только налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, который составляет примерно 1–2% в общей сумме налога на прибыль. За счет отнесения большей части налога на прибыль к Государственному бюджету Украины появились официальные трансферты. В этом случае мы наблюдаем воздействие 1 группы факторов, приведенных Малярчуком А.К.

Увеличение  налоговых поступлений необходимо связать не только с развитием  предпринимательской деятельности и ростом деловой активности в  республике, но также и с увеличением  базы налогообложения, ростом налоговых  сборов и платежей.

   Период с 2009 по 2011 г.  отмечен значительным увеличением неналоговых поступлений, обусловленным экономическим развитием региона;

 Наблюдается значительное и стабильное увеличение доли официальных трансфертов, связанное с направлением бюджетной политики государства.

 На  протяжении последних лет происходит  усиления зависимости местных  бюджетов, (в данном случае –  бюджета АРК) от финансовой  помощи из центра, что противоречит  принципу децентрализации. В исследуемом  периоде ежегодные темпы прироста  трансфертов из государственного  бюджета в бюджет АРК Крым  значительно опережает темпы  увеличения их доходов; в целом  по местным бюджетам Украины  часть трансфертов в совокупных  доходах приближается к 50%, для  бюджетов многих сел и поселков  она может превышать 90%.

Недостаток  финансовых ресурсов вынуждает органы местного самоуправления почти все  наличные средства направлять на финансирование текущих потребностей учреждений, которые  содержатся за счет средств местного бюджета, а также на социальную защиту населения. Одновременно для решения  проблем развития остается ограниченное количество средств. Незначительными  являются капитальные расходы местного бюджета и бюджета развития.  

В целом  можно сделать вывод о стойкой  тенденции роста доходной части  бюджета АРК.

 

Таблица 2.2 - Структура налоговых поступлений  в бюджет АРК

                                              за 2009-2011 гг., млн.  грн.

 

Наименование показателей

2009 год

Уд.вес

%

2010 год

Уд.вес

%

2011 год

Уд.вес

%

Налоговые поступления:

844,87

100

1349,57

100

1454,92

100

Налоги на доходы, прибыль, увеличение рын. стоимости 

 

407,08

 

48,18

 

466,52 

 

34,57

 

559,3

 

38,44

Налоги на собственность

29,86

3,53

28,7

2,13

5,56

0,38

Сборы за спец. пользование прир. рес.

 

72,96

 

8,63

 

133,68

 

9,90

 

23,96

 

1,64

Внутренние налоги на товары и услуги

 

334,95

 

39,64

 

720,66

 

53,39

 

857,05

 

58,9

Прочие налоги

-

-

-

-

9,05

0,62


  

Проанализировав данную таблицу можно исследовать  изменения в структуре налоговых  поступлений в бюджет АРК за период с 2009г. по 2011 г. Показатель, который  характеризует налоги на доходы, прибыль  и увеличение рыночной стоимости, неизменно  увеличивался за исследуемый период. Однако в структуре доля этого показателя сокращается, хоть и стойкая тенденция отсутствует. В 2010 году доля налогов на доходы, прибыль и увеличение рыночной стоимости сократилась на 13,61% , в 2011 году возросла на 3,87%,но показатель 2011 года все же ниже показателя в 2009 году.

   Изменение удельного веса этого показателя следует связать с изменением всей структуры налоговых поступлений в бюджет  - т.к. значительно вырос показатель внутренних налогов и поступлений в бюджет. В группу внутренних налогов и поступлений в бюджет относятся: акцизный сбор с произведенных в Украине товаров, плата за выдачу лицензий и сертификатов, плата за государственную регистрацию, кроме платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Этот показатель за исследуемый период вырос практически в три раза, и это связано с изменением законодательной базы – значительно увеличился акцизный сбор, а также плата за выдачу лицензий и сертификатов. А т.к. акцизный сбор устанавливается на товары, которые занимают немалую долю в потребительской корзине, то это не сильно отразилось на спросе на группу этих товаров, что и повлекло столь значительное мобилизацию средств в бюджет АРК. Характеризуя показатель налога на собственность, то наблюдается стойкая тенденция к сокращению этого показателя, такие же изменения происходят в структуре – удельный вес за период с 2009г. по 2011г. сократился с 3,53% до 0,38% (снижение составило 3,15%). Подобная тенденция напрямую связана с законодательными изменениями: введением 02.12.2010 г. Верховной Радой Украины Налогового кодекса Украины № 2755-VІІ (далее – Налоговый кодекс), разделом ХІХ которого теряет действие с 01.01.2011 года Закон Украины от 11.12.1991 № 1963-ХІІ «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» с изменениями и дополнениями (дальше - Закон 1963-XII), которым определялись плательщики налога, объекты налогообложения, ставки, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также устанавливались льготы. Также к факторам, повлиявшим на снижение объема средств, которые мобилизируются налогом на собственность, следует отнести кризисные явления в экономике – спрос на автотранспортные средства снизился, следовательно, и объем средств от сбора за первую регистрацию автотранспортного средства сократился.

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере бюджета АРК