Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:28, курсовая работа
Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объемы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, поэтому управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия. Непременным условием успешного решения проблемы снижения издержек производства является организация анализа затрат предприятия. Анализ производственных затрат занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
Введение 4
1. Понятие затрат и их классификация 5
2.Анализ структуры затрат_____________________________________10
3.Управление затратами_______________________________________ 17
Заключение__________________________________________________19
1. Анализ объема производства и реализации продукции 20
1.1. Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 21
1.2. Анализ ассортимента и структуры продукции 23
1.3. Анализ качества произведенной продукции 31
1.4. Анализ ритмичности работы предприятия 35
2. Анализ использования персонала предприятия фонда заработной платы 38
2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 38
2.2. Анализ использования фонда рабочего времени 42
2.3. Анализ производительности труда 44
2.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 48
2.5. Анализ трудоемкости продукции 51
2.6. Анализ фонда заработной платы 54
2.7.Оценка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы 57
3. Анализ использования основных средств 61
3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами 61
3.2. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов 67
3.3. Анализ влияния факторов на изменение уровня фондоотдачи 71
3.4. Анализ использования производственной мощности предприятия 75
4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия 78
4.1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 78
4.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов 83
5. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 85
6. Анализ прибыли и рентабельности 90
6.1. Анализ качества прибыли 90
6.2. Анализ прибыли по системе директ-костинг 94
6.3. Оценка безубыточности основной деятельности предприятия 97
7. Комплексная оценка интенсификации и эффективности использования ресурсов предприятия ______________________________________________100
8.Рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия______________________________________________________ 108
Заключение_________________________________________________ 112
Литература__________________________________________________ 11
Примерная схема взаимосвязи этих процессов дана на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимосвязь основных процессов в управлении затратами
Бухгалтер в этой цепочке связи
формирует фактические данные руководителям.
Обратная связь заключается в
такой корректировке
- обеспечить управляющий
- участвовать в составлении
сметы затрат на производство,
отвечая за формирование
- формировать учетную
- выявить результат и долю каждого подразделения в общем итоге работы, что позволит поставить стимулирование в зависимость от итогов работы.
Управление издержками производства решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы, организация учета изменений норм, разработка нормативных калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, выявление отклонений и распределение по центрам ответственности, калькулирование себестоимости продукции, анализ выполнения плановых смет, формирование заданий по снижению себестоимости, выявление резерв экономии, обеспечение систематического контроля за величиной затрат. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия производственных звеньев и служб предприятия.
Заключение
Достижение высоких финансовых результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции, умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.
Знание классификации затрат позволяет наиболее эффективно и правильно организовать учёт производственных затрат. Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.
Анализ структуры затрат
позволяет оценить
Руководству предприятия необходимо уделять должное и своевременное внимание процессу анализа затрат на производство. Это поможет не только оптимизировать затраты и эффективно управлять ими, но и улучшить производственный контроль и, как следствие, повысить экономическую эффективность хозяйствования.
1. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основными задачами анализа являются:
- оценка
выполнения плана по
- оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам;
- оценка роста производства продукции высшей категории качества;
- выявление
факторов, влияющих на выполнение
плана производства и
- выявление
внутрихозяйственных резервов
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
1.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за определенный период
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Реализация продукции, тыс. руб. | ||||||
план |
факт |
+, - |
D в % |
план |
факт |
+, - |
D в % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
34300 |
35840 |
1540 |
4,48 |
34468 |
35700 |
1232 |
3,57 |
B |
43500 |
41100 |
-2400 |
-5,51 |
44790 |
43260 |
-1530 |
-3,41 |
C |
39468 |
39930 |
462 |
1,75 |
39765 |
40392 |
627 |
1,57 |
D |
17220 |
18900 |
1680 |
9,75 |
15715 |
16450 |
735 |
4,67 |
Итого |
134488 |
135770 |
1282 |
0,95 |
134738 |
135802 |
1064 |
0,78 |
Предприятие по общей сумме справилось с плановой программой по производству и реализации продукции, и даже произвело и реализовало продукции больше плана на 1282 тыс. руб. или на 0,95%.
Анализ выполнения плана производства продукции по отдельным изделиям показал, что не выполнен план только по производству изделия В, а по производству изделий продукции А, С и D перевыполнен.
Выполнения плана производства продукции, тыс. руб.
Выполнения плана реализации продукции, тыс. руб.
1.2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Удельный вес выпуска, % |
Изменение уд.веса, +;- |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнении плана по ассортименту, тыс. руб. | ||
план |
факт |
план |
факт | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
A |
34300 |
35840 |
25,50 |
26,40 |
0,89 |
104,48 |
34300 |
B |
43500 |
41100 |
32,35 |
30,27 |
-2,08 |
94,48 |
41100 |
C |
39468 |
39930 |
29,35 |
29,41 |
0,06 |
101,17 |
39468 |
D |
17220 |
18900 |
12,80 |
13,92 |
1,12 |
109,75 |
17220 |
Итого |
134488 |
135770 |
100 |
100 |
- |
100,95 |
132088 |
По изделию В план по ассортименту продукции не довыполнен (94,48%). По изделиям А, С и D перевыполнение плана (104,48%, 101,17% и 109,75% соответственно). Причинами не выполнения плана по ассортименту продукции является изменение спроса на различные изделия, конъюнктура рынка, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причин, недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем из выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
План по ассортименту продукции по методу наименьшего процента выполнен на 94,48%;
План по ассортименту продукции по методу среднего процента выполнен на (104,48 + 94,48 + 101,17 + 109,75) ÷ 4 = 102,47%;
План по ассортименту продукции по удельному весу изделий, по которым выполнен план, выполнен на 25,50+29,35+12,80=67,65 %.
Расчет влияния структуры производства на уровень экономических показателей можно произвести способом цепной постановки (таблица 3), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПусл0 = å(Vпл.общ. × Удiпл × Цiпл);
ВПусл1 = å(Vф.общ. × Удiпл × Цiпл);
ВПусл2 = å(Vф.общ. × Удiф × Цiпл);
DВПстр = ВПусл2 – ВПусл1
Данные графы 10 получены следующим образом:
ВПусл1 = å(Vф.общ. × Удiпл × Цiпл);
ВПусл0 = (21 815 × 28,07 × 5600) + (21 815×33,23 × 6000) + (21 815 × 27,41 × 6 600) + (21 815 × 11,29 × 7 000) = 34 303,65+ 43 495 + 39 465 + 17 240 = 134 503 тыс. руб.
ВПусл1 = (22000× 28,07× 5 600) + (22000 × 33,23 × 6 000) + (22000 × 27,41 × 6 600) + (22 000 × 11,29 × 7 000) = 34582 + 43863 + 39799 + 17386 = 135630тыс. руб.
ВПусл2 = (22000 × 29,09× 5 600) + (22000 × 31,13 × 6 000) + (22000 × 27,51 × 6 600) + (22000 × 12,27 × 7 000) = 35838 + 41091 + 39944 + 18895= 135768 тыс. руб.
DВПстр = 135 768-135630=138 тыс. руб.
Расчет показывает, что из-за изменения структуры выпущенной продукции объем производства продукции вырос на 138 тыс. руб.
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 9 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп).
Такой же результат можно получить и способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст = Nф / Nпл) и условно-натуральных показателей (Кн = Qф / Qпл) умножим на запланированный выпуск ВП в стоимостном выражении:
DВПстр = (Кст – Кн) × ВПпл
Определить изменение объема товарной продукции:
1. объем ВП при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене