Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ хеджирования как способа управления финансовыми рисками.

Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотреть сущность и понятие хеджирования;

- проанализировать виды и методы хеджирования;

- проанализировать управление финансовыми рисками с помощью хеджирования на конкретном предприятии

Работа содержит 1 файл

хеджирование диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     В зону риска попадают все оффшорные компании, за исключением оффшорных компаний, которые существуют не менее 50 лет.

     Критерии  отбора компании, с которой стоит  вести бизнес:

     - хорошая кредитная история; 

     - сильный баланс актива;

     - высокая ликвидность.

     При этом каждый год все компании проходят кредитные рейтинги (так называемые лимиты в Салоне сотовой связи). В Салоне сотовой связи данные рейтинги проводятся глобальным подразделением Structure Finance.

     Предпочтительнее, если российские операторы телекоммуникационных сетей связи работают со следующими банками: Сбербанк, Внешторгбанк, Нордеа, Барклайс Банк, Ситибанк, HSBC банк, BNP Paribas.

     Департамент Structure finance выполняет ежегодный отчет  по кредитным рейтингам по каждому  юридическому лицу.

     Кредитные рейтинги на базе внутренних формуляров создаются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (IFRS или GAAP)

     Учитывается следующая отчетность заказчиков-операторов телекоммуникационной связи:

     - оценка баланса (balance sheet);

     - отчет о прибылях и убытках (Income statement)

     Составляется Credit Rating Request (образец в файле  Tele2 Russia_credit limit and rating proposal 13072009.xls), Limits of Authorities

     Даже  после оценки и проведения рейтинговых  лимитов могут остаться сомнения в том или ином операторе связи. Для этого обязательный пункт в контракте – страхование

     Возможность переуступки долга 

     Возможность пойти на международное финансирование:

     Возможно  финансирование:

     - Гермес (Германия), например, группа  компаний «Связьинвест»; 

     - Финвера (Финляндия) МегаФон

     Возможность финансирования в течение 1-го года

     Договариваемся  с международным банком о страховании. Ставки 3-9% годовых в валюте (Банк Нордеа)

     Внутренняя  ставка доходности при калькуляции (в зависимости от страны) 9% для  Евро в России, в прошлом 2009-ом году 30% для рублей в Росси

     Хеджирование

     Если  контракт с заказчиком с валютой, отличной от Евро, необходимо согласование с департаментом Global Treasure, который  оценивает риски и средне - взвешенно  коэффициент пересчета, оценивают  кейс и могут отказать

     Хеджинг распределяется по аккаунтам (так называются команды, которые работают с одним  конкретным оператором: ТЕЛЕ2, МегаФон, МТС, Вымпелком, Связьинвест), где есть девиации (отклонения) равномерно

     Использование резервов

     По  вложению локально в России в основном используются краткосрочные депозиты в международных банках.

     На  глобальном уровне портфель диверсифицируют  разными валютами.

     Важным  аспектом поддержки и восстановления финансовой стабильности и улучшения  финансового состояния является выявление и управления рисками деятельности предприятия.

     За  последних 5 лет ООО «Салон сотовой связи» разрабатывало собственную систему управления рисками, подходы к оценке кредитоспособности физических и юридических лиц.

     Необходимость подобного шага была обусловлена следующими факторами:

  • Обеспечение большей защиты интересов собственников предприятия в случае разделения понятий «владение предприятием» и «участие в ежедневном оперативном управлении». Независимость от интересов фронт-оффисных подразделений.
  • Соблюдение единых подходов к измерению рынков и возможность консолидации результатов по всему предприятию
  • Растущие объемы сделок и увеличивающееся разнообразие продуктов, которые сделали существующую на тот момент систему недостаточной.
  • Обеспечение распределения капитала на основе соотношения риск / доходность.
  • Удешевление заимствований на международных рынках.
  • Необходимость создания системы ценообразования и мотивации, основанной на капитале под риском.

     Прежде  всего, 4 базовых риска были определены с позиций предприятия и по каждому из них были сформулированы основные методы управления. Так кредитный риск был определен как риск потерь, связанных с невыполнением контрактных обязательств контрагентом, заемщиком, компанияом. Основными методами управления данным риском стали: использование системы рейтингов для более точного измерения риска, установление лимитов и контроль за ними, принцип капитала под риском, системы ценообразования и мотивации, формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь. Рыночный риск или риск потерь, связанных с изменением цен на акции и долговые инструменты, процентных ставок, курсовых валют и других рыночных факторов, управляется посредством анализа ликвидности и волатильности инструментов, а также системой лимитов на VAR и на объем. В качестве риска ликвидности предприятие рассматривает риск стать неплатежеспособным из-за невозможности финансировать неликвидные активы с помощью имеющихся пассивов. Для снижения данного риска используется оценка втекающих – вытекающих потоков и лимиты на временные расходы. Наконец, операционный риск банка определяется как риск потерь банка, связанных с ошибками персонала и электронных систем при проведении транзакций и сбоями в работе систем, контролирующих деятельность подразделений. Основным методом управления данным риском является контроль за выполнением и совершенствование операционных процедур.

     Исходя  из вышесказанного, структура управления рисками строится следующим образом (рис.1):

     

     

       
 
 
 
 
 

     Рис. 1 – Система управления предпринимательскими рисками в ООО «Салон сотовой связи»

     Подобная  схема организации риск-менеджмента  позволяет четко выделить и распределить функции подразделений. Так подразделения  занимающиеся управлением кредитными рисками выполняет следующие  функции:

  1. Кредитный анализ контрагентов/ заемщиков и присвоение/ пересмотр их рейтингов.
  2. Подготовка кредитных протоколов и рекомендаций по размеру лимитов.
  3. Формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь.
  4. Мониторинг финансового состояния существующих контрагентов и пересмотр лимитов
  5. Контроль экспозиций к кредитному риску и мониторинг концентраций рисков по инструментам, отраслям, регионам и т.д.
  6. Создание регулярных отчетов по кредитным рискам
  7. Поддержка баз данных, содержащих информацию о превышениях лимитов и нарушениях кредитной политики.
  8. Создание и развитие методик кредитного анализа и моделей рисков.1

     Основными функциями отдела по управлению рыночными  рисками являются:

  1. Идентификация, анализ и измерение рыночных рисков и рисков ликвидности, которым подвержены активы и пассивы предприятия
  2. Расчет VaR (чаще всего методом исторических волатильностей) для всех продуктовых линий, портфелей с детализацией вкладов отдельных инструментов.
  3. Агрегирование VaR для различных продуктовых линий
  4. Установка и пересмотр лимитов на рыночные риски.
  5. Создание регулярных отчетов по экспозициям к рыночным рискам
  6. Совершенствование и тестирование моделей рисков
  7. Расчет поведения портфелей в стрессовых ситуациях
  8. Создание рекомендаций по оптимальному распределению капитала.2

     При управлении операционными рисками  не выделяют отдельное подразделение, поскольку процесс управления операционными рисками не может быть локализован по причине включенности в него всех сотрудников. Однако система все же существует. Она включает в себя следующие компоненты:

  1. Деятельность руководства и культуру контроля.
  2. Выявление и оценку риска.
  3. Проведение процедур контроля
  4. Обеспечение коммуникации и информационных систем
  5. Мониторинг текущей деятельности3.

     Отметим, что наиболее значимыми для деятельности ООО «Салон сотовой связи» являются все же кредитные риски. Именно поэтому предприятие сконцентрировало свои усилия для создания и внедрения уникальной для российского рынка системы управления кредитными рисками. И именно этот факт обусловил более подробное освещение политики предприятия в сфере управления кредитными рисками.

     Рассмотрим  подробнее процесс управления кредитными рисками.

     Основным  элементом управления рисками являются лимиты. Лимит кредитования может  быть определен как предельный размер кредитных рисков, которые предприятие  может нести при кредитовании контрагентов. Отметим, что переход от системы лимитов на номинальные размеры кредитных и рыночных позиций к системе лимитов на рисковые экспозиции позволяет реализовать следующие преимущества: лимиты напрямую начинают ограничивать возможные потери, в размере лимита может быть количественно учтен риск инструмента, появляется возможность для измерения рисков сложных инструментов, а также возможность для измерения соотношения риск/доход и сравнения инструментов на этой основе.

     Величина  ожидаемых потерь напрямую влияет на прибыль от кредитного продукта, поскольку необходимо отчислять страховую сумму в резервный высоко-ликвидный фонд с каждого кредита, эта сумма должна быть не менее величины EL. Величина неожидаемых потерь по портфелю также косвенно влияет на прибыль от кредитной деятельности, поскольку определяет собственный уровень надежности кредитного портфеля и предприятия в целом. Собственный уровень надежности определяется соответствием капитала под риском (собственного экономического капитала) возможным неожидаемым потерям, которые могут произойти с вероятностью дополняющей до полной вероятности (уровня) надежности. Более строго UL измеряется величиной VAR (Value at risk) при уровне надежности 

     

 

     Требование  соответствия капитала выглядит просто как ,

     где CAR (Capital at risk) относительная величина собственного капитала. Для оценки величины требуется построение кривой потерь по портфелю, что является нетривиальной задачей.

     Одной из основных и нетривиальных задач в оценке риска - это задача вычисления вероятности дефолта заемщика. Мы имеем два подхода к вычислению PD. Первый основан на качественной и количественной оценке рейтинга заемщика по его внутренним финансовым показателям и особым бизнес-факторам. Второй основан на капитализации заемщика на рынке и уровне его долгов перед кредиторами. К сожалению, второй подход, хоть и является наиболее объективным, применим лишь к небольшому числу российских открытых компаний.

     Расчет  вероятности дефолта  заемщика

     Метод расчета вероятности дефолта заемщика для приватных компаний, которых большинство в кредитном портфеле, основан на базовой формуле, устанавливающей зависимость между финансовыми отношениями из бухгалтерских отчетов и PD. Далее, после вычисления базового PD, строится экспертная оценка, из которой следует общий балл заемщика, корректирующий этот PD. Основные финансовые отношения x1, x2,.... x7 для базовой формулы, вычисляемые из квартальных отчетов 1-ой и 2-ой формы за последний год, следующие:

  1. логарифм годовой выручки (log(US$))
  2. операционная маржа = операционная прибыль/годовая выручка
  3. доходность активов = операционная прибыль/активы
  4. покрытие процентов = операционная прибыль/проценты за кредиты
  5. структура капитала = собственный капитал/активы
  6. покрытие обязательств = свободные денежные средства/обязательства
  7. ликвидность = краткосрочные активы/обязательства

     Формула для среднегодовой вероятности  дефолта  

     

 

     аналогична  используемой для западных компаний (Moodyes RISKCALC), но с адаптированными  для России коэффициентами. Она была разработана аналитиками и охватывает среднего масштаба производственные и торговые компании (для последних изменяется один параметр, касающийся операционной маржи). Формула дает возможность по непрерывному ряду квартальных отчетов вычислять ряд PD, который испытывает колебания в согласии с изменением финансового положения компании. Для расчета одного значения PD необходимо представление финансовых отчетов на протяжении предыдущего года, поскольку финансовые отношения, вычисляемые за год, нивелируют сезонные колебания.

Информация о работе Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками