Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:00, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является анализ хеджирования как способа управления финансовыми рисками.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность и понятие хеджирования;
- проанализировать виды и методы хеджирования;
- проанализировать управление финансовыми рисками с помощью хеджирования на конкретном предприятии
Данный хедж оказался более
эффективным, чем форвардный
Еще
одна из выгод хеджа (короткого) возникает
у производителей сезонной продукции.
Для них фьючерсный рынок позволяет
застраховать расходы на хранение и точнее
определить момент продажи наличного
товара.
К методам хеджирования относятся: структурное балансировки; управление разрывом между чувствительными активами и обязательствами (геп-менеджмент); управление средневзвешенный срок погашения (дюрация); заключения форвардных и фьючерсных сделок с целью создания компенсирующих позиции; проведение операций страхования посредством опционов; обмен платежами в соответствии с балансовыми характеристиками участников сделки (своп-контракты).
Если отбор активов и обязательств по суммам и срокам осуществляется в рамках балансовых позиций, то такой подход к управлению ценовыми рисками называют естественным (или натуральным) хеджирования. К такому типу относятся первые три метода из только что упомянутых. Использование забалансовых видов деятельности рассматривается как искусственное или синтетическое хеджирования. Содержание такого приема заключается в создании внебалансовом (искусственной) позиции, которая позволяет получить компенсацию финансовых потерь по балансовой позицией в случае реализации ценового риска.
Забалансовых позиция образуется вследствие заключения финансовых сделок, механизм действия которых позволяет минимизировать ценовые риски. Такими договорами являются производные финансовые инструменты, или деривативы (от англ. Derivative - производный), стоимость которых является производной от стоимости базового актива (деньги, валюта, ценные бумаги).
Операции с деривативами проводятся на срочном рынке. В вертикальном срезе финансовый рынок представлен двумя сегментами: спотовым и срочным. На спотовом рынке заключаются сделки, условиями которых предусматривается проведение реальной сделки (купли, продажи, предоставления кредитов и т.д.) в течение не более двух рабочих дней с даты подписания контракта. Другое название такого рынка - наличный (кассовый). На спотовым рынке сделки заключаются по действующей рыночной цене.
Если период от даты заключения сделки до даты ее исполнения составляет два рабочих дня, то соглашение называют срочной, а рынок - срочному или форвардный. На практике указанный период может достигать нескольких лет, хотя обычно он составляет 1 - 3 месяца. На срочном рынке сделки заключаются по форвардной цене, которая отражает ожидания относительно будущих изменений в цене базового актива. Срочными контрактами предусматривается предварительное определение всех условий соглашения, в том числе и контрактной цены, по которой произойдет реальная операция в будущем. Это позволяет обоим участникам стать независимыми от колебаний рыночных цен в течение периода от даты заключения сделки до даты ее выполнения.
Рынок срочных контрактов представляет собой сложный и развитый организм. Инфраструктура рынка включает ведущие биржи мира, международные системы Внебиржевой торговли на базе электронных средств связи и широкий спектр организаций, осуществляющих брокерские и дилерские функции. Самыми активными и непосредственными участниками срочного финансового рынка являются коммерческие банки, осуществляющие операции как с собственными средствами, так и со средствами клиентов по их поручению. Производными финансовыми инструментами являются форвардные сделки, финансовые фьючерсы, опционы и своп-контракты, а также гибридные инструменты - свопционы, опционные форвардные сделки, опционы на покупку (продажу) фьючерсов и т.д.
Операции с деривативами проводятся с целью как хеджирование ценовых рисков, так и получение прибыли спекулятивного характера (за счет благоприятных ценовых изменений). Операция по срочным сделкам классифицируется как хеджирование в том случае, когда банк имеет балансовую позицию, согласно которой существует риск финансовых потерь из-за изменения рыночных цен, а между ценой базового актива, учитывается по данной балансовой позицией, и ценой деривативы существует зависимость, которая дает возможность существенно снизить общий ценовой риск. Если сумма и сроки внебалансовом позиции совпадают с соответствующими параметрами балансовой позиции, то это позволяет компенсировать потери по одной из этих позиций прибылями за другой. Иногда под хеджирования понимают лишь проведения операций с деривативами, которые обеспечивают защиту от ценовых рисков.
В зависимости от цели, с которой осуществляется операция на срочном рынке, всех участников можно разделить на две группы: хеджерив и торговцев (спекулянтов). Хеджер - это физическое или юридическое лицо, имеющее балансовую позицию и проводит операции с деривативами чтобы хеджировать риск за этой позицией. Сущность операции хеджирования заключается в переносе ценовых рисков с хеджера на другого участника рынка. Хеджеры заинтересованы в конечном результате как сумме доходов и потерь по балансовой и внебалансовом позициями. Продавцы, наоборот, рассчитывают только на получение прибыли от разницы между ценой покупки и продажи деривативов. Надеясь на получение спекулятивных прибылей, торговцы берут на себя риск хеджерив. Для эффективной работы рынка необходимы и хеджеры и торговцы, которые обеспечивают ему высокую ликвидность.
С целью защиты от возможных потерь в будущем наряду с операциями хеджирования на срочных финансовых рынках проводятся операции страхования. Операция страхования состоит в заключении соглашения с участником рынка, который за определенное вознаграждение обязуется компенсировать потери, связанные с изменением цены актива. Следовательно, риск изменения цены актива переносится на участника, который получил вознаграждение - страховую премию. Операция страхования основывается на предварительной выплате премий за возможную компенсацию будущих убытков, независимо от того, произойдут эти убытки или нет. Это не исключает возможности получения преимуществ от благоприятных изменений цены актива. Между операциями хеджирования и страхования существует существенная разница.
Последствия хеджирования симметричны. Если по одной из позиций получена прибыль, то за другой будут иметь место потери. А последствия страхования асимметричные. Это означает, что страхование компенсирует негативные последствия, позволяя получить преимущества от благоприятной конъюнктуры рынка. Ценой за возможность получить дополнительную прибыль является страховая премия. Стоимость страховых операций значительно превышает стоимость операций хеджирования, расходы по которым весьма незначительны и, по сравнению с суммами операций, могут не приниматься во внимание. Операции хеджирования проводятся с помощью таких инструментов, как форвардные и фьючерсные контракты, сделки своп, а операции страхования финансовых рисков осуществляется с помощью опционов.
И хеджирования и страхования имеют целью защиту от рисков, а поэтому вполне правомерно рассматривать эти операции как составляющие процесса хеджирования целом. Именно поэтому опционы, механизм действия которых отражает сущность страхования, относят к инструментам хеджирования риска наряду с форварда, фьючерсами и свопами. Подбирая балансовые позиции по срокам и суммам (т.е. осуществляя натуральное хеджирования), банк не нуждается в участии других участников рынка, которые бы приняли на себя риск.
В целом процесс хеджирования позволяет ощутимо уменьшить или полностью устранить риск. Теоретически хеджирования служит иммунитетом для банковского баланса, защищая от непредвиденных ценовых изменений на рынке. Хеджирования является способом стабилизации рыночной стоимости банковского учреждения. Но поскольку между риском и прибылью существует прямая зависимость, то низкий уровень риска означает ограничение возможностей получения прибыли. Следовательно, недостаток хеджирования заключается в том, что оно не дает возможности хеджеру использовать благоприятное развитие конъюнктуры рынка.
Поэтому менеджеры могут хеджировать не все балансовые позиции, а лишь определенную их часть. Создание защиты от ценовых рисков для всего баланса называется полным или макрохеджированием, а проведение операций, которые хеджируют отдельные активные, пассивные или позабалансовые позиции, - частичным или микрохеджированием.
Риски, возникающие в результате изменения будущей цены финансового инструмента, хеджировать не обязательно. Банки могут рисковать в надежде на благоприятные изменения цен, которые дали бы возможность получить спекулятивный доход. Такой подход к управлению называют стратегией нехеджирования.
Учитывая невозможность получить преимущества от благоприятных обстоятельствах при операциях хеджирования риска банки и их клиенты могут сознательно использовать стратегию не хеджирования, когда некоторая часть активов или пассивов остается чувствительной к изменению параметров рынка (процентной ставки, валютного курса). Стратегия не хеджирования имеет целью максимизацию прибыли и сопровождается повышенным уровнем риска. При таком подходе банк не защищен от неблагоприятных изменений на рынке и может понести большие финансовые потери. Стратегия хеджирования стабилизирует прибыль за минимального уровня риска и предоставляет возможность получить одинаковые результаты вне зависимости от изменчивости финансовых рынков. Выбор стратегии зависит от многих факторов, и прежде всего - от склонности банка к риску.
Однако не всегда выбор стратегии управления рисками является внутренним делом. Некоторые банки могут не позволить своим клиентам спекулировать. При оказании услуг клиенту банк имеет право настаивать на хеджирование, поскольку риски, которым подвергается клиент, могут привести к убыткам самого банка. В некоторых странах органы банковского надзора запрещают коммерческим банкам проведение операций спекулятивного характера. А иногда руководство банка самостоятельно ограничивает уровень допустимого риска установлением лимитов. Следовательно, потребность проведения операций хеджирования встает перед многими участниками рынка.
На международных финансовых рынках существует много потенциальных хеджеров: дилеры по торговле государственными ценными бумагами и иностранной валютой, которые защищаются от снижения доходности и валютных курсов; инвестиционные банки, которые используют срочный рынок для продажи большего количества краткосрочных активов, чем это можно сделать на наличном рынке; экспортеры и импортеры для защиты будущих платежей от изменения валютных курсов; корпорации для фиксации процентной ставки по привлеченным или размещенными средствами; компании, осуществляющие операции с собственностью, при выпуске конвертируемых акций защищаются от возможного роста процентных ставок до завершения выпуска и размещения; пенсионные фонды защищают доход от инвестиций в первоклассные ценные бумаги и казначейские обязательства; банки, которые защищаются от снижения кредитных процентных ставок и повышение депозитных ставок в будущем; инвестиционные фонды защищают номинальную стоимость финансовых активов, которыми они обладают, или фиксируют цены на те финансовые инструменты, которые планируется приобрести в будущем.
Этот перечень хеджеров далеко не полный,
но он дает представление о разнообразии
типов организаций, которые могут использовать
рынок срочных сделок для уменьшения риска
валютных курсов, процентных ставок или
риска на фондовом рынке.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ В ООО “Салон сотовой связи”
2.1
Общая характеристика
предприятия
Салон сотовой связи в городе Александрове начал работать в области производства телекоммуникационного оборудования с середины 1999 гг.. В конце 90-х гг. салон сотовой связи стал одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и в 2000 г. выпустила на рынок первый сотовый телефон. C октября 2005 г. салон сотовой связи возглавляет Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo). Салон сотовой связи– публичная компания, акции которой котируются на Хельсинкской, Стокгольмской, Франкфуртской и Нью-йоркской биржах.
Салон сотовой связи производит как мобильные терминалы (классические мобильные телефоны, мультимедийные компьютеры Nseries, аппараты для бизнес-пользователей Eseries), так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи (подразделение Networks). В июне 2006 было объявлено об объединении подразделения Nokia Networks с соответвующим телекоммуникационным подразделением компании Siemens. Совместное предприятие с равными долями участия Nokia и Siemens станет мировым лидером, занимающим прочные позиции в наиболее важных и растущих секторах рынка технологий и услуг для фиксированных и мобильных сетей связи.
В настоящее время, наряду с традиционным производством мобильных устройств, Салон сотовой связи уделяет большое внимание потребительским интернет-сервисам под единым брендом Ovi (www.ovi.ru). Стратегия Салона сотовой связи заключается в предоставлении пользователям комплексного решения: устройство + всевозможные услуги. Ключевыми сервисами Салона являются навигация (“Карты Ovi”), музыка (музыкальный Интернет-магазин “Музыка Ovi” и сервис “Вместе с музыкой”), магазин приложений и мультимедийного контента (“Магазин Ovi”), электронная почта и обмен сообщениями и др.
В рамках реорганизации с 1 января 2008 года действует деление корпорации на 11 бизнес-единиц (sales units), выделенных по территориальному признаку и специфике каналов дистрибуции. Одной из таких ключевых бизнес-единиц Салона сотовой связи стала Евразия, включающая в себя 4 подразделения - Россию, Украину, ЮГ СНГ и Турцию. Все подразделения являются самостоятельными в составе бизнес-единицы, со своим руководством и штатной структурой. Руководителем Салона Евразия является Виктор Сайс (Victor Saeijs), Генеральный директор Салона в России – Нильс Нильсен (Niels Nielsen), а в городе Александрове – Журавлев Михаил Станиславович.
Информация о работе Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками