Анализ дебиторская задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ дебиторской задолженности предприятия, рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью на примере МУ «ГСЕЗ».
Данная цель обусловила решение следующих задач:
1. Изучить понятие, сущность и виды дебиторской задолженности;
2. Рассмотреть технологию управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью;

Работа содержит 1 файл

диплом ГСЕЗ.doc

— 627.00 Кб (Скачать)

     На  данном предприятии  полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно. 

     Автоматический  учет, предоставление информации о  просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Предоставление  ценовых скидок при предоплате  за оказанные услуги с целью  уменьшения дебиторской задолженности

     При проведении факторного анализа во второй главе было выявлено, что резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями  и заказчиками. Отсюда следует, что  стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 4 месяца.

     Одним из наиболее эффективных методов  сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед учреждением.

     Однако  ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской  задолженности, так как она отвлекает  из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния во второй главе показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в кризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид услуг с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.

     Задачу  определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть  прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой  задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

     Основной  проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между  ценой и сбытом.

     Также необходимо отметить преимущества скидки:

  1. она является способом регулирования дебиторской задолженности;
  2. это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;
  3. скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;
  4. она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;
  5. быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;
  6. скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

     Естественно основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.

     Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь  ставить размер скидки в зависимость  от темпов инфляции и во вторую –  от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.

     Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны  потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно.

     Следует также учесть, что несвоевременное  погашение дебиторской задолженности  приводит к потерям не только от инфляции и потерям от недополученных процентов от вложений, но также она требует дополнительных затрат на постоянное обслуживание. Отсюда следует, что при сравнении потерь от скидок за оплату в первые дни после оказания услуги и потерь от отсрочки платежа необходимо учесть дополнительные затраты на звонки дебиторам, командировка лиц с целью взыскания дебиторской задолженности, иски в суд  и т.д.

     Размеры скидок при оплате продукции покупателям  в первые дни после оказания услуг, зависят от стоимости кредита  на кредитном рынке в данный момент времени,т.е. от учетной ставки Центрабанка как ориентира, и срока коммерческого кредита.Этот процент можно определить пр формуле:

     СЦкк=ПСфкк/365,

     где СЦкк-скидка с цены коммерческого кредита;

     ПСф-фактическая процентная ставка за кредит;

     Скк- срок коммерческого кредита.

     Следует отметить,что процентная ставка за коммерческий кредит учитывается предприятием, как правило, меньше процентной ставки за банковский кредит. В то же время  считать можно исходя из размера  банковской процентной ставки, так как полученный размер скидки является для предприятия ориентиром и может варьировать в зависимости от покупателей и поставляемой продукции.

     Механизм  и размеры штрафных санкций при  несвоевременной оплате продукции  покупателями должны определяться, прежде всего, положениями ГК РФ, учитывать покупателей и виды продукции, возмещать все виды потерь предприятия.

     В свою очередь предприятие как  получатель продукции выгодность скидки или отсрочки платежа должно определять на основе следующих расчетов ( табл.   )

     Таблица 18

     Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи

     по  МУ «ГСЕЗ» 

Показатель Вариант скидки Отсрочка  платежа 4 месяца
1 2 3
1. Инфляция  за 4 месяца - 2,7 
2. Индекс  цен - 1,027 
3. Коэффициент  падения покупательской способности денег (обратная величина индексу цен) - 0,97 
4.Потери  от инфляции с каждой тысячи  рублей - 30 р. 
5.Процентная  ставка за кредит - годовая - - - 18% 
6.Сумма  процента за кредит - 60 р. 
7. Скидка  с каждой тысячи рублей 5,9%-59р. 6%-60р.  7%-70р. 
8.Рентабельность  от вложений полученной в срок  платы за продукцию в месяц 2% 3%  4% 
без учета инфляции 18,82 28,2  37,2 
с учетом инфляции 18,25 27,35  36,084 
9. Потери  от предоставления скидки с  учетом возможного вложения полученных в срок средств 40,25 32,65  33,916 
10.Потери  от отсрочки платежа 90р. 
 

     Инфляция  за год по РФ в 2010 году составила 8%, следовательно  коэффициент падения покупательской способности вычисляется следующим  образом: 1/1,027=0,97

     Потери  от инфляции с каждой тысячи рублей за весь срок предоставления коммерческого  кредита рассчитываются следующим  образом: 1000р.-1000 *0,97=30 руб. Сумма процента за кредит вычисляется следующим  образом: (1000*0,18)/4 мес.=60 руб.

     Скидка  с цены коммерческого кредита рассчитывается по формуле:

     СЦкк=18%*120дн./365=5,9%

     Однако  следует рассмотреть и другие варианты скидок, так как 5,9% - это  минимально допустимый процент скидки. Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в  месяц, определялась исходя из того, что предполагалось при скидке 5,9 % количество покупателей согласившихся оплатить в срок составило 25% и возможностей вложить деньги в банк под проценты. Рентабельность без учета  инфляции при скидке 5,9% рассчитывалась следующим образом: (1000 руб.-59 руб.)*0,02 = 18,82 руб., а с учетом инфляции: 18,82 руб. * 0,97 = 18,25 руб. Рентабельность от вложений при других скидках рассчитывалась аналогично. Отсюда следует, ч то потери от предоставления скидки 5,9 % с учетом возможности вложения полученных в срок средств составили 59 руб.-18,25руб.=40,25 руб. Аналогично рассчитываются потери от предоставления 6% и 7% скидок, которые в итоге составили 32,65 руб. и  33,916 руб. соответственно. Естественно, исходя из наименьших потерь, в дальнейшем будет использоваться скидка 6%.

     В потери от отсрочки платежа включались потери от инфляции с каждой тысячи рублей и сумма процента за кредит, отсюда общая сумма потерь от отсрочки платежа составит 30 руб.+60руб.=90 руб.

     Сравнив потери с каждой тысячи рублей оказанных услуг от предоставления скидки в размере 6% и потери от отсрочки платежа на 4 месяца (как отмечалось ранее, средний период инкассации дебиторской задолженности, с учетом 8% годовой инфляции и 18% годовой ставки за кредит) можно сделать вывод, что для предприятия более выгодно предоставлять скидку сторонним организациям и получать в свое распоряжение денежные средства сразу же после оказания услуг, нежели предоставлять коммерческий кредит для данных организаций. Очевидно, что потери от предлагаемого мероприятия в 2,3 раза меньше, чем потери от коммерческого кредита.

     Далее для обоснования эффективности  предлагаемого мероприятия произведем расчет годовой экономии от предоставления 6% скидки на оказываемые услуги организациям, оплатившим задолженность в срок.

     Дебиторская задолженность за 2010 год составила 10113 тыс.руб. Предполагается, что предоставление скидки в 6% сторонним организациям, оплатившим задолженность сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 25% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.

     Отсюда  следует, что дебиторская задолженность сократится на 2528,25 тыс.руб. и будет равна:

     ДЗ = 10113*0,75 = 7584,75 тыс.руб.

     Сначала  рассчитаем потери от предоставления 6% скидки клиентам:

     Затраты на предоставление скидки = 2528,25*0,06 = 151,69 тыс.руб.

     Далее рассчитаем дополнительные издержки, которые понесет предприятие, в  связи с 4 месячной отсрочкой платежа. При этом все затраты в данном случае можно разделить на три группы:

  1. потери от инфляции (годовой темп инфляции составляет 8%, следовательно за 4 месяца в среднем инфляция будет составлять 2,7%);
  2. потери в виде процентов от суммы отсроченного платежа, которые предприятие могло бы получать как дополнительную прибыль, если бы положило данную сумму под 12% годовых в ОАО «Возрождение»;
  3. затраты на обслуживание дебиторской задолженности, включают звонки дебиторам с напоминанием, командировка лиц с целью взыскания дебиторской задолженности, увеличение затрат времени как бухгалтера на ведение дополнительного количества дебиторов, так и других лиц, ответственных за взыскание дебиторской задолженности. В связи с тем, что достаточно сложно оценить данный вид потерь, то будем исходить из минимального его размера.
    1. Потери от инфляции = 2528,25*0,027=68,26 тыс.руб.
  1. Потери в виде процентов от суммы платежа =      2528,25*12%/3*100=101,13 тыс.руб.
  2. Затраты на обслуживание дебиторской задолженности = 5 тыс.руб.

     Можно подвести итог, что общая сумма затрат на предоставление коммерческого кредита сроком на 4 месяца составит 174,39 тыс.руб.

     В заключении определим экономический  эффект от внедрения в МУ предлагаемого мероприятия, т.е. предоставление скидки 6% клиентам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием.

     Э = Затраты при отсрочке платежа  – Затраты на предоставление скидки = 174,39–151,69 = 22,70 тыс.руб.

Информация о работе Анализ дебиторская задолженность