Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:28, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ дебиторской задолженности предприятия, рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью на примере МУ «ГСЕЗ».
Данная цель обусловила решение следующих задач:
1. Изучить понятие, сущность и виды дебиторской задолженности;
2. Рассмотреть технологию управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью;
На данном предприятии полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно.
Автоматический
учет, предоставление информации о
просроченной дебиторской задолженности,
а также о наступлении сроков выплаты
по обязательствам приведет к ускорению
ее оборачиваемости.
3.2. Предоставление
ценовых скидок при предоплате
за оказанные услуги с целью
уменьшения дебиторской
При проведении факторного анализа во второй главе было выявлено, что резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками. Отсюда следует, что стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 4 месяца.
Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед учреждением.
Однако
ценовые скидки могут использоваться
при больших показателях
Задачу определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.
Основной проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.
Также необходимо отметить преимущества скидки:
Естественно основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.
Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь ставить размер скидки в зависимость от темпов инфляции и во вторую – от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.
Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно.
Следует
также учесть, что несвоевременное
погашение дебиторской
Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после оказания услуг, зависят от стоимости кредита на кредитном рынке в данный момент времени,т.е. от учетной ставки Центрабанка как ориентира, и срока коммерческого кредита.Этот процент можно определить пр формуле:
СЦкк=ПСф*Скк/365,
где СЦкк-скидка с цены коммерческого кредита;
ПСф-фактическая процентная ставка за кредит;
Скк- срок коммерческого кредита.
Следует отметить,что процентная ставка за коммерческий кредит учитывается предприятием, как правило, меньше процентной ставки за банковский кредит. В то же время считать можно исходя из размера банковской процентной ставки, так как полученный размер скидки является для предприятия ориентиром и может варьировать в зависимости от покупателей и поставляемой продукции.
Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями должны определяться, прежде всего, положениями ГК РФ, учитывать покупателей и виды продукции, возмещать все виды потерь предприятия.
В свою очередь предприятие как получатель продукции выгодность скидки или отсрочки платежа должно определять на основе следующих расчетов ( табл. )
Таблица 18
Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи
по
МУ «ГСЕЗ»
Показатель | Вариант скидки | Отсрочка платежа 4 месяца | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Инфляция за 4 месяца | - | - | - | 2,7 |
2. Индекс цен | - | - | - | 1,027 |
3. Коэффициент
падения покупательской |
- | - | - | 0,97 |
4.Потери от инфляции с каждой тысячи рублей | - | - | - | 30 р. |
5.Процентная ставка за кредит - годовая | - | - | - | 18% |
6.Сумма процента за кредит | - | - | - | 60 р. |
7. Скидка с каждой тысячи рублей | 5,9%-59р. | 6%-60р. | 7%-70р. | - |
8.Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в месяц | 2% | 3% | 4% | - |
без учета инфляции | 18,82 | 28,2 | 37,2 | - |
с учетом инфляции | 18,25 | 27,35 | 36,084 | - |
9. Потери от предоставления скидки с учетом возможного вложения полученных в срок средств | 40,25 | 32,65 | 33,916 | - |
10.Потери от отсрочки платежа | - | - | - | 90р. |
Инфляция
за год по РФ в 2010 году составила 8%, следовательно
коэффициент падения
Потери от инфляции с каждой тысячи рублей за весь срок предоставления коммерческого кредита рассчитываются следующим образом: 1000р.-1000 *0,97=30 руб. Сумма процента за кредит вычисляется следующим образом: (1000*0,18)/4 мес.=60 руб.
Скидка с цены коммерческого кредита рассчитывается по формуле:
СЦкк=18%*120дн./365=5,9%
Однако следует рассмотреть и другие варианты скидок, так как 5,9% - это минимально допустимый процент скидки. Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в месяц, определялась исходя из того, что предполагалось при скидке 5,9 % количество покупателей согласившихся оплатить в срок составило 25% и возможностей вложить деньги в банк под проценты. Рентабельность без учета инфляции при скидке 5,9% рассчитывалась следующим образом: (1000 руб.-59 руб.)*0,02 = 18,82 руб., а с учетом инфляции: 18,82 руб. * 0,97 = 18,25 руб. Рентабельность от вложений при других скидках рассчитывалась аналогично. Отсюда следует, ч то потери от предоставления скидки 5,9 % с учетом возможности вложения полученных в срок средств составили 59 руб.-18,25руб.=40,25 руб. Аналогично рассчитываются потери от предоставления 6% и 7% скидок, которые в итоге составили 32,65 руб. и 33,916 руб. соответственно. Естественно, исходя из наименьших потерь, в дальнейшем будет использоваться скидка 6%.
В потери от отсрочки платежа включались потери от инфляции с каждой тысячи рублей и сумма процента за кредит, отсюда общая сумма потерь от отсрочки платежа составит 30 руб.+60руб.=90 руб.
Сравнив потери с каждой тысячи рублей оказанных услуг от предоставления скидки в размере 6% и потери от отсрочки платежа на 4 месяца (как отмечалось ранее, средний период инкассации дебиторской задолженности, с учетом 8% годовой инфляции и 18% годовой ставки за кредит) можно сделать вывод, что для предприятия более выгодно предоставлять скидку сторонним организациям и получать в свое распоряжение денежные средства сразу же после оказания услуг, нежели предоставлять коммерческий кредит для данных организаций. Очевидно, что потери от предлагаемого мероприятия в 2,3 раза меньше, чем потери от коммерческого кредита.
Далее
для обоснования эффективности
предлагаемого мероприятия
Дебиторская задолженность за 2010 год составила 10113 тыс.руб. Предполагается, что предоставление скидки в 6% сторонним организациям, оплатившим задолженность сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 25% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.
Отсюда следует, что дебиторская задолженность сократится на 2528,25 тыс.руб. и будет равна:
ДЗ = 10113*0,75 = 7584,75 тыс.руб.
Сначала рассчитаем потери от предоставления 6% скидки клиентам:
Затраты на предоставление скидки = 2528,25*0,06 = 151,69 тыс.руб.
Далее рассчитаем дополнительные издержки, которые понесет предприятие, в связи с 4 месячной отсрочкой платежа. При этом все затраты в данном случае можно разделить на три группы:
Можно подвести итог, что общая сумма затрат на предоставление коммерческого кредита сроком на 4 месяца составит 174,39 тыс.руб.
В заключении определим экономический эффект от внедрения в МУ предлагаемого мероприятия, т.е. предоставление скидки 6% клиентам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием.
Э = Затраты при отсрочке платежа – Затраты на предоставление скидки = 174,39–151,69 = 22,70 тыс.руб.