Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:48, дипломная работа
Целью работы является изучение активных операций коммерческих банков и выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность активных операций, их виды и структуру активных операций коммерческих банков;
- показать роль кредитных операций в деятельности коммерческих банков и их доходности в современных условиях, а также операции коммерческих банков с ценными бумагами на фондовом рынке;
- предложить мероприятия по повышению эффективности активных операций банка в современных условиях.
В таблице 6 показаны условие депозита «Целина»
Таблица 6
Условия депозита (досрочное расторжение)
Срок |
Условия расторжения |
1 |
2 |
1 мес. |
Не выплачивается |
3 мес. |
до 1 месяца – вознаграждение не выплачивается, свыше 1 месяца – за фактическое время хранения по ставке договора банковского вклада |
6 мес. |
до 3 месяцев – вознаграждение не выплачивается, свыше 3 месяцев – за фактическое время хранения по ставке договора банковского вклада |
13 мес./18 мес. |
до 6 месяцев – вознаграждение не выплачивается, свыше 6 месяцев – за фактическое время хранения по ставке договора банковского вклада |
36 мес. |
до 12 месяцев – вознаграждение не выплачивается, свыше 12 месяцев – за фактическое время хранения по ставке договора банковского вклада |
П р и м е ч а н и е - составлено автором на основании источника [28] |
В таблице 7 представлены ставки вознаграждения по депозиту «Целина»
Ставки вознаграждения вступают в действие с 16.06.2011 г. (согласно Приложения №1 к Протоколу КУАП №100 от 06.06.2011г.)
Годовая эффективная
ставка вознаграждения не
Документы для оформления депозита:
− документ, удостоверяющий личность;
− РНН со штампом Налогового Комитета.
Таблица 7
Ставки вознаграждения
Депозит |
Минимальная сумма |
Срок |
процентов (годовые) |
процентов(эффективные) | ||||
мес. |
KZT |
USD |
EUR |
KZT |
USD |
EUR | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Целина |
10000 KZT/ 50USD/ 50 EUR |
1 |
3 |
1,5 |
1 |
3 |
1,5 |
1 |
3 |
4,5 |
2,5 |
1,5 |
4,7 |
2,6 |
1,5 | ||
6 |
6 |
4 |
3 |
6,3 |
4,1 |
3,1 | ||
13 |
8 |
5 |
3,5 |
8,6 |
5,2 |
3,6 | ||
18 |
8,5 |
5,6 |
4 |
9,4 |
6 |
4,2 | ||
36 |
9 |
6 |
4,4 |
10,7 |
6,7 |
4,8 | ||
П р и м е ч а н и е - составлено автором на основании источника [28] |
Цеснабанк в соответствии с депозитной политикой, соблюдает следующие принципы депозитных операций:
− депозитные операции должны содействовать получению прибыли;
− депозитные операции должны быть разнообразными и вестись с различными субъектами;
− особое внимание следует уделить срочным вкладам;
− должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между депозитными и кредитными операциями по срокам и суммам;
− организуя депозитные и кредитные операции минимизируются свободные ресурсы;
− принимаются меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.
С целью привлечения средств физических лиц банк может применять процентные ставки, прогрессивно возрастающие в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе.
Такой порядок начисления доходов стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.
Далее в таблице 8 мы рассмотрим структуру кредитного портфеля АО «Цеснабанк» в разрезе заемщиков.
Таблица 8
Структура и динамика ссудного портфеля АО «Цеснабанк» по заемщикам в 2009-2011 гг., тысяч тенге
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
тыс. тенге |
процентов |
тыс. тенге |
процентов |
тыс. тенге |
процентов | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Корпоративные клиенты |
69 401 096 |
61,07 |
124 373 537 |
76,15 |
261 582 644 |
77,3 |
МСБ |
8 750 897 |
7,70 |
7 997 655 |
4,90 |
45 783 878 |
13,5 |
Розничные клиенты |
35 490 970 |
31,23 |
30 954 156 |
18,95 |
42 588 609 |
9,2 |
Итого: |
113 642 963 |
100 |
153 167 536 |
100 |
338 144 562 |
100 |
П р и м е ч а н и е – Составлено по данным АО «Цесна Банк» за 2009-2011 г.г |
По данным таблицы мы видим, что основную долю клиентов составляют клиенты корпоративного бизнеса. Это обосновано фактом того, что корпоративные клиенты более привлекательны для банка вследствие большей стабильности их бизнеса. Например, в 2009 году кредиты, выданные корпоративным клиентам, составляли 61,07процентов от общего количества всех кредитов. К следующему году их удельный вес составил 76,15процентов от общего числа кредитов, но снизился до 74,75процентов в 2011 году. Впрочем, это не обосновано уменьшением сумм выданных кредитов, т.к. за рассматриваемый период показатель кредитов корпоративным клиентам продемонстрировал стабильный рост с 69 401 096 тыс. тенге в 2009 году до 255 521 596 тыс. тенге в 2011.
Кредиты клиентам малого и среднего бизнеса составляли небольшой процент от общего числа выданных ссуд в начале рассматриваемого периода с удельным весом в 7,7процентов и 4,9процентов в 2009 и 2010 годах.
В 2011 году удельный вес этого показателя заметно вырос до 13,08процентов. В то время как процент розничных клиентов продемонстрировал уменьшение за 2009-2011 гг. с 31,23процентов до 12,17процентов в 2011 году. Как мы видим удельный вес клиентов малого и среднего бизнеса и розничных клиентов теперь находятся примерно на одном уровне.
Это свидетельствует об изменении в политике банка в отношении предпочтительных клиентов.
Кредиты для малого и среднего бизнеса немного колебались с суммами в 8 750 897 и 7 997 655 тыс. тенге в 2009 и 2010 гг., а затем резко выросли до 43 147 471 тыс. тенге.
Кредиты розничным клиентам продемонстрировали снижение в 2010 году с 35 490 970 тысяч тенге до 30 954 156 тысяч тенге. В 2011 году сумма розничных кредитов опять увеличилась до 39 475 495 тысяч тенге, но как указано выше, уменьшилась в удельном весе, уступив кредитам для малого и среднего бизнеса.
Нижеприведенная таблица 9 приводит анализ ссуд по типу кредитов, предоставленных физическим лицам, до вычета резерва под обесценение.
Таблица 9
Анализ ссуд по типу кредитов, предоставленных физическим лицам, до вычета резерва под обесценение, за 2009-2011 гг., тысяч тенге
2009 |
2010 |
2011 | ||||
тыс. тенге |
процентов |
тыс. тенге |
процентов |
тыс. тенге |
процентов | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ипотечные кредиты |
20 147 866 |
56,77 |
17 245 722 |
55,71 |
23 017 186 |
53,88 |
Потребительские кредиты |
12 788 718 |
36,03 |
12 315 155 |
39,79 |
17 096 571 |
40,77 |
Экспресс кредиты |
1 929 171 |
5,44 |
783 153 |
2,53 |
1 225 229 |
2,32 |
Кредиты на покупку автомобилей |
432 234 |
1,22 |
392 154 |
1,27 |
1 151 352 |
2,78 |
Кредитные карты |
192 981 |
0,54 |
217 972 |
0,70 |
98 271 |
0,25 |
Итого |
35 490 970 |
100,00 |
30 954 156 |
100,00 |
39 475 495 |
100,00 |
Судя по данным таблицы, основную долю кредитов составляют ипотечные кредит. За рассматриваемый период их удельный вес составлял 56,77процентов, 55,71процентов и 53,88процентов.
Также большую долю имеют потребительские кредиты, причем заметно увеличение их доли с 36,03процентов в 2009 году до 40,77процентов в 2011 году.
Доля экспресс кредитов же наоборот уменьшилась.
В 2009 году они составляли 5,44процентов, а в 2010 и 2011 уже 2,53процентов и 2,32процентов соответственно.
Наименьшие доли у кредитов
на покупку автомобилей и
Изменение количественных показателей по статьям наглядно продемонстрирует рисунок 2.
Рисунок 2. Динамика ссуд, выданных физическим лицам, до вычета резерва под обесценение за 2009-2011 гг., тысяч тенге
Статья с наименьшим показателем – кредитные карты, на рисунке мы видим рост показателя в 2010 (217 972 тысяч тенге) и снижение в 2011 (98 271 тысяч тенге). Кредиты на покупку автомобилей в 2010 уменьшились по сравнению с 2009 годом, когда сумма в 432 234 тыс. тенге снизилась до 392 154 тысяч тенге, но она выросла в 2011 до 1 151 352 тыс. тенге. Та же тенденция проявляется и по остальным видам кредитов: снижение в 2010 году, а затем увеличение в 2011. Основным резким изменениям подверглись показатели потребительских и ипотечных кредитов, где на начало периода показатели равнялись 12 788 718 тысяч тенге и 20 147 866 тысяч тенге соответственно, а на конец периода (2011 год) - 17 096 571 тысяч тенге и 23 017 186 тысяч тенге.
В связи вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективного привлечения сбережений населения банк должен обладать следующим: высоким качеством предоставляемых населению услуг; организацией информационной службы; эффективностью потребностей и использованием депонированных в банке средств.
3 Совершенствование активных и пассивных операций коммерческого банка
3.1 Основные проблемы активных и пассивных операций коммерческого банка
Важнейшей проблемой развития активных операций в нашей стране является участие банков в инвестиционной деятельности. Сейчас, когда говорят «инвестиции», то подразумевают «банки», и напрасно. В настоящее время объемы осуществляемых банками инвестиций очень невелики, в основном это - краткосрочные вложения.
До настоящего времени, высокий уровень инфляции и значительный риск при долгосрочных инвестициях не позволяют банкам быть активными в этой сфере.
Снижение уровня инфляции может создать принципиально новую ситуацию, при которой инвестиции станут важным направлением вложения средств для банка.
Однако это произойдет только в том случае, если будут решены такие вопросы, как гарантии по рискам и возвратность вложений.
У банков весьма различные инвестиционные стратегии. Они зависят и от объема средств (возможностей) банка, и от места, которое банк занимает на рынке, а также от целого ряда других факторов.
Эксперты журнала «Коммерсант», например, подразделяют банки (в зависимости от тех или иных приоритетов в стратегическом поведении), на три типа:
- банки, контролирующие мощные денежные потоки, с доходностью активов, достигающих 13-15 процентов (при средней 3 процента и менее);
- банки, отстраненные
от наиболее выгодных
- наиболее распространенный
тип банков, с ориентацией на
торговый сектор и операции
на внутреннем финансовом
Анализ ситуации на рынке инвестиционных кредитов позволяет прийти к определенным выводам:
1)Многие банки активизируют
свою деятельность в области
инвестиционного кредитования, видя
в этом залог финансового
2)Большинство банков
3)Отмечается специализация
банков по отдельным областям
экономики, или, при
Кредитуются в основном экспортно-ориентированные области - нефтяная, лесная, металлургическая, химическая и нефтехимическая, а также предприятия добывающей отрасли, конверсионные программы и быстро окупаемое строительство.
4) Кредиты выдаются в среднем под 15-25 процентов в валюте.
5) Реальная кредитоспособность
коммерческих банков не
кредитовать значительные проекты.
6) Обеспечение проектов
принимает различные формы - в
основном это акции
Несмотря на весьма сложные условия, в которых приходится работать коммерческим банкам, новая кредитная система развивается и все больше адаптируется к рынку.
Информация о работе Активные операции банка (на примере АО "Цесна банк")