Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:22, курсовая работа
Актуальность исследования подтверждается тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой управления и производством.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Часть 1. Понятие адаптации……………………………………………………..6
1.1 Цели адаптации и обоснование ее необходимости……………….………...6
1.2 Виды адаптации…………………………………………………………...…..8
1.3 Аспекты адаптации……………………………………………………………9
1.4 Связь понятий «адаптация» и «профориентация»……………………..….10
1.5 Этапы адаптации……………………………………………………...……..12
1.6 Организация эффективного управления адаптацией…………………..…13
1.7 Цели и задачи системы управления адаптацией…………………………..14
1.8 Функции и направления деятельности подразделений………………...…15
1.9 Функции и мероприятия по ориентации…………………………………...16
1.10 Программы адаптации…………………………………………………..…20
1.11 Роль адаптации в деятельности организации……………………….……25
Часть 2. Управление адаптацией работников в организации………………....35
2.1 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия…………………35
2.2 Анализ деятельности (характеристика), структура и процесс адаптации персонала в ЦБС……………………………………………………………...…38
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………
• дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
• коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7. Служба быта:
• организация питания;
• наличие служебных входов;
• условия для парковки личных автомобилей;
8. Экономические факторы:
• стоимость рабочей силы;
• стоимость оборудования;
• ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После осуществления общей программы следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:
1. Функции подразделения:
• цели и приоритеты, организация и структура;
• направления деятельности;
•
взаимоотношения с другими
• взаимоотношения внутри подразделения.
2.
Рабочие обязанности и
• детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
• разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
• нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
• длительность рабочего дня и расписание;
• дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Требуемая отчетность:
• виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
• отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4.
Процедуры, правила,
• правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
• поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
• информирование о несчастных случаях и опасности;
• гигиенические стандарты;
• охрана и проблемы, связанные с воровством;
• отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
• правила поведения на рабочем месте;
• вынос вещей из подразделения;
• контроль за нарушениями;
• перерывы (перекуры, обед);
• телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
• использование оборудования;
• контроль и оценка исполнения.
5. Представление сотрудников подразделения.
Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.
Особые
потребности в адаптации
Особо
следует отметить адаптацию женщин,
выходящих на работу после отпуска по
уходу за ребенком. Чем дольше она находится
дома, тем сложнее ей включиться в трудовой
ритм. Связано это с тем, что, во-первых,
после ее выхода на работу обычно обнаруживается
большой пробел в знаниях (за три года
может очень многое поменяться, например,
появиться новое программное обеспечение
или новые технологии). Во-вторых, нарушается
ритм жизни: во время отпуска женщина сама
планировала свое время, выйдя же на работу,
она вынуждена находится положенное количество
времени на одном месте. В-третьих, возникает
психологический барьер, при котором женщина
должна опять принять статус подчиненной
[5].
1.11 Роль адаптации в деятельности организации
Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив.
Об успешной адаптации нового сотрудника свидетельствуют:
-
отсутствие ощущения
- овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
-
соответствие трудовых
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. И специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме
того, способы включения новых
сотрудников в жизнь
Трудовая
адаптация в современной
Процесс адаптации работника
рассматривался как вживание
в коллектив и овладение
Современный российский работник уже не чувствует себя в стабильных условиях, рыночные механизмы привели к высвобождению рабочей силы, к появлению открытой безработицы. Все это приводит к повышению требований к работникам, к появлению конкуренции на рынке труда, к перемещению работников в рамках трудовой и социальной иерархии, то есть к повышению их социальной и трудовой мобильности. Все это позволяет говорить о том, что процессам адаптации работника в конкретном трудовом коллективе предшествует его адаптация к современным экономическим условиям в целом.
В большинстве современных
В исследованиях Е.Н.Сметанина
выделяются три уровня
Лица с низкой степенью
Лица со средней степенью адаптации занимают промежуточное положение. От хорошо адаптированных они отличаются большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь. В связи с трудностями- озабоченность, тревога. Но критичность их умеренна. В отличие от лиц с низкой адаптацией, они более оптимистичны, наряду с трудностями отмечают положительные изменения. Эмоциональный фон жизнедеятельности представителей этой группы более благоприятный.
В ходе исследований
На процессы адаптации
Важным фактором, влияющим на
адаптацию человека, являются его
индивидуальные особенности,
Поведение людей с высокой
степенью адаптации отличается
большей активностью, наиболее
активны в стремлении
Важную роль в процессе
Люди с высоким уровнем
При оценке личных качеств, отсутствие которых препятствует достижению успехов в жизни, 40% людей с низким уровнем адаптации отметили такие качества, как нахальство и бесцеремонность. Это объясняется, как минимум, двумя фактами, определяющими такое мнение. Прежде всего, это расхожий в обществе образ преуспевающего человека - "этакого хама и циника, попирающего нормы права и общественного поведения". Именно с ним сравнивают себя некоторые из анкетируемых.
С другой стороны в ряде случаев срабатывает механизм психологической защиты по типу рационализации, когда ситуация человеком упрощается и он успокаивает себя: "Да, другие преуспели в жизни, но за счет нахрапистости, что добродетелью вовсе не является. Был бы и я таким же бесцеремонным - все сложилось бы иначе, но я не такой плохой, а, следовательно, лишен успеха."
Одновременно игнорируются
Информация о работе Управление адаптацией работников в организации