Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:26, реферат
1. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
1. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Из постановления № 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. «О Применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» можно сделать следующие выводы.
В Российской Федерации признаются
и гарантируются права и
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").
Однако признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).
Таким образом, можно отметить, что с одной стороны должны признаваться еждународные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права. С другой стороны, – противоречие международного договора с внутренними правовыми актами государств участников, требующее внесение изменений во внутренние законодательные акты, является основанием о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерацией. В Конституции говорится о том, что она имеет высшую юридическую силу в РФ. Однако, также указано, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
Основы международно-правовой концепции Российской Федерации заложены её Конституцией, которая по своему характеру представляет собой конституцию члена международного сообщества. В Конституции РФ нашла выражение общая тенденция развития конституционного права государств – рост числа одинаковых положений несмотря на всё многообразие национальных правовых систем. В первую очередь это относится к демократическим стандартам, к правам человека, а также к статусу международного права в правовой системе страны. В этом видится проявление определённой интеграции конституционного и международного права при растущей роли последнего. Представляется, что приоритет международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закреплёнными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путём их учёта внутренним законодательством»
Изучив указанные нормативные акты, можно сформулировать следующие понятия.
Общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Общепризнанные нормы международного права – это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных.
Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы и представляют собой международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами (или государством) либо с международными организациями в письменной форме и регулируемые международным правом независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от их конкретных наименований.1
2. Решением суда в заявлении Иванова о признании выборов депутатов законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, состоявшихся 15 апреля 2007 года, и отмене решения Временной избирательной комиссии Красноярского края по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва о результатах выборов будет отказано.
В своём заявлении Иванов ссылается на то, что отмена голосования «против всех» не соответствует принципам, целям и задачам российского федерального избирательного законодательства, международным договорам Российской Федерации, в частности, ст. 4 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, заключённой в г. Кишинёве 7 октября 2002 года и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 2 июня 2003 года № 89-ФЗ.
Однако согласно п. 3 ст. 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом 2 июня 2003 г. № 89-ФЗ «Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер».
Следует, что данные права закреплены в Конституции и (или) законах РФ, а их осуществление гражданином определяется законами и иными нормативными актами.
Статья 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 12 июня 2006 г.) указывает, что «Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно».
Отсюда следует, что голосование против всех кандидатов исключено.
В определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 281-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юдина Владимира Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)" было указано следующее. Поставленный в жалобе вопрос, касающийся отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), был разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 14 ноября 2005 года N 10-П. Как следует из выраженной в данном Постановлении правовой позиции, признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы "против всех" в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и, следовательно, решение вопроса о внесении в законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Решение вопроса о внесении в законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является прерогативой федерального законодательства, так как это закреплено в п. 3 ст. 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом 2 июня 2003 г. № 89-ФЗ. В п.4. ст. 15 Конституции РФ сказано, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Соответственно, исключение нормы о голосовании «против всех» кандидатов в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 12 июня 2006г.) не нарушает нормы, установленной законодательством РФ.
Однако, можно поставить вопрос иначе. Так, «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется» в ст. 45 Конституции РФ. Именно голосование «против всех» и было призвано явиться «государственной гарантией» защиты прав человека от посягательств со стороны чиновников. Это было единственной возможностью человека непосредственно повлиять на государство. Отмена графы «против всех» по сути своей явилась уничтожением института государственной гарантии, защиты прав человека, института, появление которого, собственно и обусловлено социальной потребностью человека жить в правовом государстве.
3. Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные.2
Конституционные обязанности
человека и гражданина представляют
собой установленные в
Что касается различий между правами человека и правами гражданина, а также обязанностями, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права и обязанности человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же и обязанности гражданина находятся под защитой и требованием того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, они формально являются обладателями прав и обязанностей человека, но не имеют прав и обязанностей гражданина. Иными словами, права и обязанности человека не всегда выступают как юридические категории. Ниже более подробно в таблице 1 приведена классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Конституционные права и свободы человека и гражданина |
Конституционные обязанности | ||||||||
Личные |
Политические (публичные) |
Социально-экономические |
Духовно-культурные | ||||||
человека |
гражданина |
человека |
гражданина |
человека |
гражданина |
человека |
гражданина |
человека |
гражданина |
право на жизнь |
право на жизнь |
право выборов и референдумов |
право индивидуальной собственности |
право индивидуальной собственности |
право на пользование родным языком |
право на пользование родным языком |
обязанность при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) |
обязанность при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) | |
личная свобода и неприкосновенность |
личная свобода и неприкосновенность |
право нормотворческих инициатив |
право нормотворческих инициатив |
право на свободный труд |
право на свободный труд |
право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества |
обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38) |
||
право на личную и семейную тайну |
право на личную и семейную тайну |
право на местное самоуправление |
свобода экономической деятельности и др. |
свобода экономической деятельности и др. |
право на свободный
выбор и распространение |
право на свободный
выбор и распространение |
обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43) | ||
право на защиту чести и доброго имени человека |
право на защиту чести и доброго имени человека |
свободу мысли, слова |
свободу мысли, слова |
право на образование |
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) |
обязанность охранять
природу и окружающую среду, бережно
относится к природным | |||
право на неприкосновенность жилища |
право на неприкосновенность жилища |
право на информацию, свободу массовой информации |
право на информацию, свободу массовой информации |
свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания |
свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания |
обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) | |||
право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность |
право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность |
право на объединение |
право на объединение |
право на участие в культурной жизни |
право на участие в культурной жизни |
обязанность охранять
природу и окружающую среду, бережно
относится к природным |
обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58) | ||
право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации |
право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации |
право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей |
право на пользование учреждениями культуры |
право на пользование учреждениями культуры |
обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59) | ||||
право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно |
право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно |
право на доступ
к государственной службе и на
участие в отправлении |
право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия |
право на доступ к культурным ценностям и др. |
право на доступ к культурным ценностям и др. |
обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15) | |||
свобода совести и вероисповедания и др. |
свобода совести и вероисповедания и др. |
право на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления |
право на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления |
||||||
право на защиту отечества и др. |