Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль и воинский этикет. Этика предварительного следствия
1. Социальный характер морали………………………………………………..
3
2. Мораль и право, их взаимосвязь и различия………………………………..
4
3. Факторы морали………………………………………………………………
8
4. Специфика морального фактора в деятельности юриста………………......
9
5. Нравственные основы деятельности сотрудника правоохранительных органов………………………………………………………………………………....
10
6. Кодекс чести юриста………………………………………………………….
11
7. Нравственные составляющие отдельных юридических профессий ……...
13
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский
гуманитарно-юридический
Кафедра: Уголовное право
Дисциплина:
Профессиональная этика юриста
Контрольная работа
Вариант V
Тема:
Выполнила:
Шахова Алина
Гр. Ю(ВВ) – 7
Принял:
Симоненко
С.С
Г. Семей, 2011г.
Вариант 5
Содержание:
Мораль и воинский этикет. Этика предварительного следствия
|
3 |
|
4 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
13 |
1.
Социальный характер
морали
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Поступки, продиктованные моральным долгом, имеют отчетливо выраженную социальную значимость, занимают определенное место во внутренней экономии больших и малых человеческих сообществ. Любое общественное пространство нуждается в исходном структурировании и в последующем сохранении внутренней упорядоченности, которые обеспечиваются постоянным воспроизведением нормированных, т.е. соответствующих определенному образцу и оттого предсказуемых, индивидуальных действий. Для того чтобы социальная система могла эффективно воспроизводить себя, структурность социального пространства должна постоянно поддерживаться, а угрозы ей - блокироваться. Именно эта потребность может стать ключом к пониманию конечной цели и назначения морали.
Содержание
морали есть прямое следствие потребности
социальных систем в большом количестве
индивидов, поддерживающих внутренний
мир и готовых сотрудничать с другими
членами общества на основе безусловного,
неситуативного доверии. Форма морали
по всем ее основным признакам позволяет
добиться этой цели наиболее эффективными
средствами и с наименьшими издержками.
Моральные нормы выступают как способ
типизации значимых для социальной дисциплины
ситуаций, равно как и способ фиксации
общественно полезного отклика на них.
При этом безусловная повелительность,
приоритетность и всеобщность этих норм
блокируют любое сомнение в оправданности
морально мотивированных поступков, а
равно - поиск каких-либо выгодных исключений
из правил. Любая калькуляция индивидуальных
приобретений и потерь, ведущая к отклонению
долга, должна быть заведомо элиминирована.
Обращенность нравственных норм непосредственно
к мотивации определяется необходимостью
регулировать поведение индивидов на
самом глубоком из доступных регуляции
уровне. В случае успеха, т.е. в случае формирования
должной структуры мотивов и полного исключения
одних при предельном усилении других,
устраняется тот риск для упорядоченного
социального взаимодействия, который
несет в себе неопределенное по своим
результатам столкновение мотивов. Индивид
оказывается необходимо вписанным в социальную
структуру взаимного мира и кооперации,
он превращается в идеально социализированное
существо. Использование же идеальных
санкций, или неинституционалъностъ морали,
можно трактовать как способ организации
регулирования в отношении тех фрагментов
поведения, которые невозможно (или почти
невозможно) контролировать на основе
санкций реальных и формализованных.
2.
Мораль и право, их взаимосвязь
и различия
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
Право и мораль:
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.
Право
состоит из установленных в определенном
порядке компетентными
Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.
Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.
Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.
Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.