Введение
Существенная роль
профессиональной этики в обеспечении
преемственности нравственно-культового
развития общества: при смене
эпох, формаций, регулятивных комплексов,
когда в следствие роста социальной
напряжённости слабеет непреклонная сила
простых нравственных заповедей, кодексы
профессиональной этики своей определённостью
задают устойчивый порядок нравственной
жизни людей… Заповеди медицинской этики
призваны нейтрализовать возможность
злоупотребления той властью, которую
врачи имеют над больными. Её осевая норма
выражена в отрицательной форме - «не
повреди». Со времён Гиппократа выработано
представление о гуманном назначении
труда врачевателя, который обязан руководствоваться
в своих действиях соображениями сохранения
и укрепления телесного и духовного здоровья
пациентов, не считаясь при этом с трудностями,
а в исключительных случаях – и с собственной
безопасностью… Врачебная деонтология
порицает случаи нарушения социального
равенства в медицинском обслуживании,
антигуманного использования профессиональных
знаний и власти. От представителей власти
профессиональная этика требует верности
духу и букве закона, неподкупности и принципиальности
в отстаивании интересов правового государства,
его организаций, групп и отдельных лиц,
обеспечивая во все юридической практике
равенства, как каждого гражданина, так
и государства перед законом. Профессиональная
этика юриста, поэтому имеет и обще моральный
смысл, объединяя регулятивные возможности
морали и права, в силу чего её требования
являются наиболее детально разработанными,
отражаясь в кодексах различных видов
права, в процессуальных нормах, в правильности
деятельности милиции, следствия, прокуратуры,
судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых
учреждений. Наиболее общим принципом
правовой этики можно считать признание
само ценности человека, тогда как закон
и его применение представляют лишь инструментальную
ценность.
1. Этика: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Краткий словарь иностранных
слов.
М., 1988. С. 625, 317.
Этика (греч. ethike < «нрав, обычай»)
–
1. наука о сущности, происхождении
и развитии морали;
2 .совокупность принципов
и норм поведения, принятых
в определённой общественной
среде или профессиональной группе.
Мораль (франц. morale) – нравственность,
совокупность норм и правил, определяющих
поведение людей, их обязанности по отношению
к обществу и друг к другу; одна из форм
общественного сознания.
2. Малый энциклопедический
словарь (Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон).
М., 1994. Т. 4. Столб. 2166.
Этика – учение об основных
принципах нравственности и о
нормах человеческой деятельности с
точки зрения понятий о добре
и зле.
3. Толковый словарь русского
языка под редакцией проф. Д.Н.
Ушакова. М., 1940. Т. IV. Столб. 1436.
Этика –
1. философское учение
о нравственности, о правилах
поведения человека (идеалистическая,
Канта, материалистическая);
2. норма поведения, мораль,
совокупность нравственных правил
среди членов какого-либо общества,
какой-нибудь общественной группы,
профессии ( партийная, врачебная,
физкультурная, буржуазная, пролетарская).
4. Ожегов С.М. Словарь
русского языка.
М., 1984. С. 791, 310, 360.
Этика –
1. одна из форм идеологии
– учение о морали, её развитии,
принципах нормах и роли в
обществе.
2. совокупность норм поведения,
мораль какой-нибудь общественной
группы, профессии (партийная, врачебная,
научная).
Мораль – правила нравственности,
а также сама нравственность.
Нравственность – правила,
определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку
в обществе, а также выполнение
этих правил, поведение.
5. Словарь по этике.
Под ред. А.А. Гусейнова и
И.С. Кона.
М., 1989. 0.278.
Профессиональная этика
(или профессиональная мораль) –
так принято называть, во-первых,
кодексы поведения, предписывающие
определённый тип нравственных взаимоотношений
между людьми, которые
представляются оптимальными
с точки зрения выполнения ими
своей профессиональной деятельности,
во-вторых, способы обоснования данных
кодексов, социально-философское истолкование
культурно-
гуманистического назначения
данной профессии. Не смотря на всеобщий
характер моральных требований и
наличие единой трудовой морали класса
или всего общества, существуют ещё
и специфические нормы поведения
для всё возрастающего числа видов профессиональной
деятельности. Возникновение и развитие
таких норм, соответствующей мотивации
и оценок представляет собой одну из линий
нравственного прогресса человечества,
поскольку они отражают возрастание ценности
личности и задают гуманные критерии профессиональной
деятельности.
2. Место морали в юридическом
труде
Специалисты, имеющие
по роду занятий дело с людьми,
воспринимаются учениками, студентами,
подсудимыми, свидетелями не только
как исполнители определённых
ролей, но и со стороны их
привлекательности, положительных
или отрицательных человеческих
качеств. В частности, каждый,
кто силой обстоятельств вовлекается
в ролевое общение с юристом,
ожидает от него не только
квалифицированного (профессионального)
исполнения обязанностей, но и
уважительного отношения, что
налагает на работника особую
меру моральной ответственности,
предъявляет к нему повышенные
требования как к личности. Уже
одно это становиться основанием
для возникновения специфических
норм поведения, регулирующих
выполнение людьми профессиональных
обязанностей и стимулирующих
их внимание к самовоспитанию.
Профессиональная
этика – так принято называть
кодекс поведения – обеспечивает
нравственный характер тех взаимоотношений
между людьми, которые вытекают
из профессиональной деятельности.
Несмотря на всеобщий характер
моральных требований и наличие
единой трудовой морали класса
или общества, существуют ещё
и специальные нормы поведения
для некоторых видов профессиональной
деятельности. Возникновение и развитие
таких кодексов представляет
собой одну из линий нравственного
прогресса человечества, поскольку
они отражают возрастание ценности
личности и утверждают гуманность
в межличностных отношениях. Достоинство
и интересы представителей той
или иной профессии, в конечном
счете, утверждаются тем, насколько
последовательно в своей деятельности
они воплощают общие принципы
нравственности, конкретизированные
применительно к специфике их
труда. Повышенная мера моральной ответственности,
обострённое чувство долга, соблюдение
некоторых дополнительных норм поведения,
как свидетельствует исторический опыт,
необходимы, прежде всего, во врачебной,
юридической, педагогической, научной
и журналистской деятельности, т.е. в тех
сферах, где труд специалиста не умещается
в строгие формальные схемы и где от качества
и эффективности этого труда зависят состояние
здоровья, духовный мир и положение человека
в обществе.
Успешное выполнение
профессиональных обязанностей
в этих сферах предполагает
соединение квалифицированности
специалистов с глубоким осознанием
ответственности, готовности безукоризненно
выполнять свой профессиональный
долг.
Профессиональная
мораль не изолирована от общей
морали, господствующей в конкретной
социально-экономической формации.
Господствующая мораль является
доминирующей по отношению к профессиональной,
она не содержит в себе специфических
норм поведения. Поэтому лишь на основе
учета обще моральных требований невозможно
правильное понимание нравственных проблем
той или иной
профессиональной деятельности.
Необходимо отметить
важность профессиональной квалификации
работника, которая, с одной
стороны, даёт право заниматься
избранной деятельностью, а с
другой – определяет отношение
к нему как коллег, так и
людей, на благо которых направлен
его труд.
Вместе с тем
практика показывает, что формальная,
юридически засвидетельствованная
квалификация сама по себе
не в состоянии обеспечить
успех дела. Возможность хождения
в духовный мир человека представителей
таких профессий, как врач, педагог,
юрист, обусловливает необходимость
существования для подобных специфических
норм морали, которые, кроме содействия
успешному осуществлению профессиональных
функций, служат охране интересов
личности.
Указанные нормы
являются профессионально-этическими,
потому что их возникновение
и усвоение не определяются
непосредственно какими-либо институциональными
условиями (образованием, должностным
положением), а овладение ими обеспечивается
главным образом культурой личности,
её воспитанностью.
Под этикой понимается
и практическая реализация указанных
норм, определение поведения как
этическое, либо как неэтическое.
Отсюда необходимо различать
этику как идеал и этику
как действие. Сейчас мы говорим
не только об этике, но и
о профессиональной этике. Наличие
в обществе особой профессиональной
этики или морали является
одним из следствий исторически
сложившегося профессионального
разделения труда. Для целого
ряда профессий оказалось недостаточным,
чтобы их представители обладали
теми или иными трудовыми навыками.
Наряду с этим они должны
обладать и известными нравственно-волевыми
качествами, практиковать в своей
среде определённые принципы
и правила поведения, которые
с одной стороны, регулировали
бы отношения внутри профессиональной
группы, с другой – отношения
самой профессиональной группы
к лицам, использующим её услуги.
В ряде случаев это требовало
даже выработки особых кодексов
поведения, включавшие в себя
правила, нормы, заповеди, клятвы.
Всё это имело своей целью
поддержание высокого уровня
профессиональной деятельности, престижа,
социальной ценности профессии
как таковой, внушения к ней
доверия со стороны общества.
Нельзя считать случайным, что
едва не самая первая клятва
на верность профессиональному
долгу появилась ещё в древности
в среде людей, признанных служить
людям.
Наряду с требованиями,
обращёнными к другим людям, профессиональные
группы стремились выработать и закрепить
моральные нормы, регулирующие отношение
их членов друг к другу (цеховые уставы
средневековых городов Западной Европы:
мастер не имел права расхваливать свой
товар и таким путём зазывать к себе покупателя,
нельзя было переманивать покупателя,
когда он останавливается пред лавкой
соседнего мастера и т.п.).
Таким образом,
возникновение и развитие профессиональной
морали напрямую связано со
становлением той или иной
профессии, в ряде случаев является
необходимым элементом профессионального
обучения и профессиональной
деятельности. В силу этого профессиональная
мораль имеет и большое общественное
значение. Конечно, не каждая профессия
имеет свою особую мораль. Можно
говорить о профессиональной
морали врача, юриста, учителя,
но не токаря, ткача, рыбака, сталевара
и т.п. Несомненно, и для этих
профессий существуют известные
нравственные предпосылки, как
минимум трудолюбие, но, тем не
менее, мы не можем в данном
случае вести речь об особой
профессиональной морали вообще.
И мораль, и право
представляют собой совокупность
относительно устойчивых норм (правил,
предписаний и т.п.), выражающих
в определённой мере общечеловеческие
представления о справедливости
и должном. Эти нормы имеют всеобщий
характер, распространяются на всех членов
общества. Несмотря на то, что нормы права,
за редким исключением, написаны, опубликованы,
т.е. официально провозглашены государством,
а нормы морали в основном живут в общественном
сознании, и мораль и право представляют
собой развёрнутые системы правил поведения,
охватывающие практически всю совокупность
отношений. Право подразделяется на отрасли
(уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное,
международное и т.д.) и нормы, каждой из
этих отраслей принято сводить в своды
законов. Мораль, в свою очередь, включает
разделы, регулирующие ту или иную сферу
общественных отношений, хотя здесь нет
столь чёткого разграничения. Самое важное
различие между моралью и правом касается
способа регулирования поведения людей.
Исполнение норм права обеспечивается
при необходимости мерами принуждения
с помощью специального аппарата правосудия,
которое осуществляется должностными
лицами. Требования морали поддерживаются
силой общепринятых обычаев, общественного
мнения или личной убеждённостью индивидов,
моральная санкция осуществляется мерами
духовного воздействия, причём не отдельными
людьми, наделёнными какими-либо особыми
полномочиями, а всем коллективом, социальной
группой, обществом в целом, большая часть
общественных отношений регулируется
одновременно нормами, как права, так и
морали.
Как было уже
сказано, этика влияет на все
стороны нашей жизни. Она оказывает
на нас благотворное влияние,
потому что заставляет анализировать
свои поступки, брать на себя
ответственность за них, оценивать
собственные действия, самосовершенствоваться.
Нравственная культура
– это качественная характеристика
этического развития и моральной
зрелости личности, проявляющаяся
на трёх уровнях.
Во-первых, это культура
нравственного сознания, выражающаяся
в знании моральных требований
общества, в способности человека
сознательно обосновывает цели
и средства деятельности. Этот
уровень зависит от мировоззрения
личности, этических знаний и
убеждений.
Во-вторых, исключительно
важным уровнем, обеспечивающим
внутреннее принятие моральных
целей и средств, внутреннюю
готовность к их реализации, является
культура нравственных чувств. Нравственная
культура предполагает не только
различие «добра» и «зла», но
и богатство эмоциональной сферы,
способствовать к моральному
резонансу, к сочувствию и сопереживанию.
И, наконец, уровень, на котором
реализуются поставленные и принятые
нравственные цели, а правила
превращаются в активную жизненную
позицию, - это культура поведения.
Культура поведения характеризует
способность к выбору и к
практической деятельности.