Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:35, реферат
Сегодня в нашем обществе повышается интерес к человеку. На этом фоне возникает новое направление научного анализа как философия права. Наука о познавательных, ценностных и социальных основах прав, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. Аспект этики права состоит в рассмотрении человека в праве, и в анализе ценностного отношения человека к праву. Главное интересы субъекта (адвокат принципиально на стороне подсудимого).
1. Право как норма поведения, регулируемая государством………...…3
2. Этическое содержание норм права………………………………….…5
3. Этика права………………………………………………………..…….6
4. Список использованной литературы………………….………………..8
Министерство по образованию
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Урюпинский
филиал
Факультет
социально – гуманитарных и экономических
наук
Кафедра
правоведения
Реферат
По предмету:
«Этика
юриста»
На тему:
«Соотношение этики и права. Важность
этической науки в профессиональной деятельности
юриста»
Даллакян
А.К.
Мыцыкова
В.Я.
Содержание:
4. Список
использованной литературы……………
Право
как норма поведения,
регулируемая государством
Сегодня в нашем обществе повышается интерес к человеку. На этом фоне возникает новое направление научного анализа как философия права. Наука о познавательных, ценностных и социальных основах прав, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. Аспект этики права состоит в рассмотрении человека в праве, и в анализе ценностного отношения человека к праву. Главное интересы субъекта (адвокат принципиально на стороне подсудимого).
Обращаясь к предмету права, необходимо иметь в виду, что в литературе о праве имеются, как минимум, два его понимания: в широком и узком смысле слова. В широком смысле право охватывает такие проявления как обычай (обычное право), религию (каноническое право), естественное право, позитивное право, живое право и другие. В узком смысле право понимается как совокупность норм и законов, освещаемых государством. Сложились две традиции в определении права. А.А. Гусейнов так определяет особенности морали:
Законы могут быть жестоки, аморальны, бездушны по отношению к отдельным категориям людей. Чтобы понять, почему необходим анализ морали и права в их взаимовлиянии.
Мораль рождается на определенном этапе человеческого общества или развития человеческого индивидуума. Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Ей предшествуют две ступени становления человеческого «Я»:
Таким образом, право в его современном понимании возникает довольно поздно, в условиях зарождения цивилизации в Риме. Оно появляется тогда, когда человек становится личностью в системе усложняющихся внешних социальных взаимодействий. При этом его индивидуальное человеческое начало все более уходит в тень. Право же завоевывает позиции, вытесняя все другие регулятивные механизмы, становясь юридическим законом, возвышающимся над всем: обычаем, религией, искусством, культурой, моралью.
Право введено внешней стороной, поведением (от слова «управлять»), мораль - внутренней. Правовая норма существует благодаря моральному, нравственному содержанию. Именно этим объясняется множество «пустых» законов. Право заинтересовано в сохранении морального климата, нравственных ценностей, которые ее питают.
Конфликт
правового и нравственного
Этическое
содержание норм права
Этика права - это в определенной мере и есть философия права. Этика права имеет свои особенности. Этика права выбирает лишь один аспект. Он состоит, во-первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека к праву.
Это отношение предполагает такую оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуальна, избирательна и внутренне свободна, оценку, которая носит нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре, зле, о долге перед другими и перед собой.
Из двух позиций понимания права - объектоцентристской и субъектоценристской - этика принципиально выбирает вторую. То есть субъектоцентризм этики права исключает другие подходы: интересы субъекта здесь главное.
Объектоцентристский же подход понимает человека в качестве зависимой переменной, определяемой возможностями, заложенными в праве. Человек в этой парадигме- по-прежнему объект воздействий извне, которому «дают» свободу действий, права или «не дают».
Объектоцентристское
мировоззрение рассматривает
Субъектоцентристское мировоззрение воспринимает человека иначе. В этой парадигме - человек содержит в себе все тайны бытия. Нельзя познать человека только рациональными методами.
Он
есть микрокосм, его мир не имеет
четких очертаний. История есть «авантюра»
саморазвития человека, сама объективная
реальность есть результат развертывания
внутренних сущностных сил человека.
Этика
права
Профессиональное
увлечение лишенное нравственных критериев
и ценностей, может быть опасным
для окружающих, а в более широких
масштабах — для социума в целом. Поэтому
проблемы профессиональной этики – отнюдь
не лишний довесок к профессиональному
образованию. В этом смысле юридическая
этика может быть понята как профессиональная
этика, которая является практическим
выражением и воплощением этики права
у профессионала. Необходимо отличить
эти два понятия.
Правовая
этика подразумевает
Этика
права у субъекта права — вещь
произвольная. Она предполагает своеобразную
нравственную реакцию на внешнее, государством
закрепленное право, законы. Проявляется
эта реакция в индивидуальной
позиции человека, в его общении,
в поведении по отношению к гражданским
и политическим институтам. Итак, субъектом
правовой этики является каждый правоспособный
гражданин. Он и творит право, и демонстрирует
свое нравственное отношение к сложившимся
правовым нормам.
Субъектом
юридической этики является специалист,
непосредственно реализующий в профессиональной
практике свое отношение к законотворческой
и правоприменительной институциональной
деятельности. Закон по-разному может
быть использован: это относится не к закону,
а к юристу, который по-своему его толкует
и применяет.
У субъекта
правовой этики на первое место выходит
ценностное отношение к праву; его
роль в нормативном правовом творчестве
минимальна и очень опосредованна.
У субъекта
юридической этики ценностное отношение
уходит в тень, а на первом месте оказывается
знание нормативных документов и умение
их практически применить, то есть знание
«буквы закона». При этом у специалиста-юриста
знание может не состыковываться с внутренней
нравственной оценкой нормы закона. В
этом случае возникает внутриличностный
конфликт между человеческой позицией
(гражданской) и позицией специалиста.
Поскольку
сфера профессиональной деятельности
юриста очень широка (генеральный
прокурор, следователь, юрисконсульт,
депутат думы, мэр города, руководитель
трудового коллектива, таможенник, нотариус
и т.д.), то нравственно-правовая позиция
и должностная юридическая находятся
в постоянном взаимовлиянии, принуждая
постоянно совершать трудный нравственный
выбор.
Сделаем
попытку определения предмета юридической
этики: отношение специалиста-профессионала
к смыслу и ценностям права, законодательных
норм, правил и реализация этого отношения
в профессиональной деятельности. Данное
определение юридической этики выполняет
так называемую операциональную функцию,
то есть с его помощью можно попытаться
проанализировать и понять как позицию
отдельного человека, исполняющего свои
профессиональные обязанности, так и содержание
отдельных документов, юридических решений,
которые отражают нравственную позицию
разработчиков, законодателей.
Юридическая
этика — меняющееся знание. Его
изменение определяется, прежде всего,
изменением самого человека, его взглядов,
а также особенностями и