Соотношение этики и права. Важность этической науки в профессиональной деятельности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:35, реферат

Описание работы

Сегодня в нашем обществе повышается интерес к человеку. На этом фоне возникает новое направление научного анализа как философия права. Наука о познавательных, ценностных и социальных основах прав, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. Аспект этики права состоит в рассмотрении человека в праве, и в анализе ценностного отношения человека к праву. Главное интересы субъекта (адвокат принципиально на стороне подсудимого).

Содержание

1. Право как норма поведения, регулируемая государством………...…3
2. Этическое содержание норм права………………………………….…5
3. Этика права………………………………………………………..…….6
4. Список использованной литературы………………….………………..8

Работа содержит 1 файл

Соотношение этики и права.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Министерство  по образованию

ГОУ ВПО  Волгоградский государственный  университет

Урюпинский  филиал 
 

Факультет социально – гуманитарных и экономических  наук 

Кафедра правоведения 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

По предмету:

«Этика юриста» 

На тему: «Соотношение этики и права. Важность этической науки в профессиональной деятельности юриста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                      Выполнил: студент

                                                                                                       4 курса ЮУ - 071

Даллакян  А.К. 

                                                                                                                                        Проверила:

Мыцыкова  В.Я. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

                                                       Урюпинск 2010

     Содержание:

  1. Право как норма поведения, регулируемая государством………...…3
  2. Этическое содержание норм права………………………………….…5
  3. Этика права………………………………………………………..…….6

    4. Список  использованной литературы………………….………………..8 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Право как норма поведения, регулируемая государством 

     Сегодня в нашем обществе повышается интерес  к человеку. На этом фоне возникает новое направление научного анализа как философия права. Наука о познавательных, ценностных и социальных основах прав, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. Аспект этики права состоит в рассмотрении человека в праве, и в анализе ценностного отношения человека к праву. Главное интересы субъекта (адвокат принципиально на стороне подсудимого).

     Обращаясь к предмету права, необходимо иметь  в виду, что в литературе о праве имеются, как минимум, два его понимания: в широком и узком смысле слова. В широком смысле право охватывает такие проявления как обычай (обычное право), религию (каноническое право), естественное право, позитивное право, живое право и другие. В узком смысле право понимается как совокупность норм и законов, освещаемых государством. Сложились две традиции в определении права. А.А. Гусейнов так определяет особенности морали:

  • она характеризует способность человека жить сообща и представляет собой форму отношений между людьми;
  • моральный закон не допускает разведение субъекта и объекта действия, то есть прокламировать мораль и практиковать ее самому - это один неразрывный процесс;
  • мораль - это тяжелый груз, который человек добровольно взваливает на себя. Мораль-это такая игра, в которой человек ставит на кон самого себя. Яркие примеры тому: Сократ, который вынужден был выпить яд; Иисус Христос был распят, Джордано Бруно был сожжен, Ганди был убит. Таковы ставки в этой игре.

     Законы  могут быть жестоки, аморальны, бездушны по отношению к отдельным категориям людей. Чтобы понять, почему необходим анализ морали и права в их взаимовлиянии.

     Мораль  рождается на определенном этапе  человеческого общества или развития человеческого индивидуума. Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Ей предшествуют две ступени становления человеческого «Я»:

  • ступень культа, означающего единство человека с миром, неотделенность его от мира и от других людей, единство мироощущения с другими, проявляющееся в феномене «Мы»;
  • Ступень культуры, отбора культурных форм в условиях разнообразии человеческой деятельности и человеческих индивидуальностей; здесь формируются естественные нормы человеческих отношений, которые мы называем нравственностью, вырабатываются основные нравственные ценности: свобода, добро, зло, справедливость.
  • Ступень социума, ценности добра, зла, свободы трансформируются в социальные понятия долга. Она подчиняется интересам социума. Человек выступает в качестве объекта. Воздействия на него со стороны общества.

     Таким образом, право в его современном  понимании возникает довольно поздно, в условиях зарождения цивилизации в Риме. Оно появляется тогда, когда человек становится личностью в системе усложняющихся внешних социальных взаимодействий. При этом его индивидуальное человеческое начало все более уходит в тень. Право же завоевывает позиции, вытесняя все другие регулятивные механизмы, становясь юридическим законом, возвышающимся над всем: обычаем, религией, искусством, культурой, моралью.

     Право введено внешней стороной, поведением (от слова «управлять»), мораль - внутренней. Правовая норма существует благодаря моральному, нравственному содержанию. Именно этим объясняется множество «пустых» законов. Право заинтересовано в сохранении морального климата, нравственных ценностей, которые ее питают.

     Конфликт  правового и нравственного обостряется  в эпохи тоталитарного насилия над человеком, в эпохи, когда интересы государства входят в противоречие с естественными ценностями человека. Выход из конфликта - в изменении права, в приспособлении его к человеку, в создании ситуации, когда интересы человека первенствуют перед интересами государства, которое служит только средством, инструментом, обеспечивающим максимум возможностей для самореализации человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Этическое содержание норм права 

     Этика права - это в определенной мере и  есть философия права. Этика права имеет свои особенности. Этика права выбирает лишь один аспект. Он состоит, во-первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека к праву.

     Это отношение предполагает такую оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуальна, избирательна и внутренне свободна, оценку, которая носит нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре, зле, о долге перед другими и перед собой.

     Из  двух позиций понимания права - объектоцентристской  и субъектоценристской - этика принципиально выбирает вторую. То есть субъектоцентризм этики права исключает другие подходы: интересы субъекта здесь главное.

     Объектоцентристский же подход понимает человека в качестве зависимой переменной, определяемой возможностями, заложенными в праве. Человек в этой парадигме-  по-прежнему объект воздействий извне, которому «дают» свободу действий, права или «не дают».

     Объектоцентристское мировоззрение рассматривает человека как результат естественноисторического процесса. Развитие человека определяется условиями (экономическими, политическими, техническими). Высшей фазой такого развития является разум человека, которому общество придает большое значение. В эту схему не вписывается человек нестандартный.

     Субъектоцентристское  мировоззрение воспринимает человека иначе. В этой парадигме - человек содержит в себе все тайны бытия. Нельзя познать человека только рациональными методами.

     Он  есть микрокосм, его мир не имеет  четких очертаний. История есть «авантюра» саморазвития человека, сама объективная реальность есть результат развертывания внутренних сущностных сил человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этика права 

Профессиональное  увлечение лишенное нравственных критериев  и ценностей, может быть опасным  для окружающих, а в более широких  масштабах — для социума в целом. Поэтому проблемы профессиональной этики – отнюдь не лишний довесок к профессиональному образованию. В этом смысле юридическая этика может быть понята как профессиональная этика, которая является практическим выражением и воплощением этики права у профессионала. Необходимо отличить эти два понятия.  

Правовая  этика подразумевает определенные морально-правовые ценности и нормы, исповедуемые любым правоспособным гражданином. Поскольку все мы находимся, независимо даже от своего желания, в определенном правовом поле, попадаем в это поле фактом своего рождения, становимся субъектом прав, то каждому присущ определенный характер восприятия реального права, оценка его. Исследователь развития правовой культуры А.П. Семитко так определяет субъект права: "Это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей участника правовых отношений, то есть субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющие эти права и обязанности".  

Этика права у субъекта права — вещь произвольная. Она предполагает своеобразную нравственную реакцию на внешнее, государством закрепленное право, законы. Проявляется  эта реакция в индивидуальной позиции человека, в его общении, в поведении по отношению к гражданским и политическим институтам. Итак, субъектом правовой этики является каждый правоспособный гражданин. Он и творит право, и демонстрирует свое нравственное отношение к сложившимся правовым нормам.  

Субъектом юридической этики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональной практике свое отношение к законотворческой и правоприменительной институциональной деятельности. Закон по-разному может быть использован: это относится не к закону, а к юристу, который по-своему его толкует и применяет.  

У субъекта правовой этики на первое место выходит  ценностное отношение к праву; его  роль в нормативном правовом творчестве минимальна и очень опосредованна.  

У субъекта юридической этики ценностное отношение уходит в тень, а на первом месте оказывается знание нормативных документов и умение их практически применить, то есть знание «буквы закона». При этом у специалиста-юриста знание может не состыковываться с внутренней нравственной оценкой нормы закона. В этом случае возникает внутриличностный конфликт между человеческой позицией (гражданской) и позицией специалиста.  

Поскольку сфера профессиональной деятельности юриста очень широка (генеральный  прокурор, следователь, юрисконсульт, депутат думы, мэр города, руководитель трудового коллектива, таможенник, нотариус и т.д.), то нравственно-правовая позиция и должностная юридическая находятся в постоянном взаимовлиянии, принуждая постоянно совершать трудный нравственный выбор.  

Сделаем попытку определения предмета юридической этики: отношение специалиста-профессионала к смыслу и ценностям права, законодательных норм, правил и реализация этого отношения в профессиональной деятельности. Данное определение юридической этики выполняет так называемую операциональную функцию, то есть с его помощью можно попытаться проанализировать и понять как позицию отдельного человека, исполняющего свои профессиональные обязанности, так и содержание отдельных документов, юридических решений, которые отражают нравственную позицию разработчиков, законодателей.  

Юридическая этика — меняющееся знание. Его  изменение определяется, прежде всего, изменением самого человека, его взглядов, а также особенностями и предметом  юридической профессии, которая, в  свою очередь, тоже имеет тенденцию  к расширению, эскалации в иные виды профессиональной деятельности в качестве встроенной в них структуры (например, юрисконсульт в коммерческой фирме). Изменение юридической этики стимулируется и внешними по отношению к данной профессии обстоятельствами: уровнем цивилизованности социума, содержанием общественного сознания, степенью развитости социальной инфраструктуры.  

Информация о работе Соотношение этики и права. Важность этической науки в профессиональной деятельности юриста