Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть два образа Покровского собора – образ «Победителя» и образ «Небесного Иерусалима». Для этого нужно в первую очередь обратиться к некоторым основным характерным особенностям русского мировоззрения XVI века , к мышления русского человека XVI века и интерпретация им внешнего мира, а также конечно же к истории.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Покровский собор – «образ Нового Иерусалима»
1.1 Некоторые основные характерные особенности русского мировоззрения XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Идейное содержание архитектуры Покровского собора . . . . . . . . . . . . . . 8 1.3 Покровский собор как образ прекрасного и совершенного града в сознании русских людей XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 2. Покровский собор – «образ победителя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Работа содержит 1 файл

реферат по эстетике.docx

— 158.10 Кб (Скачать)

1.3 Покровский собор как образ прекрасного и совершенного града в сознании русских людей XVI века

Русская жизнь была в первой половине XVI столетия насыщена суеверием и убеждением в том, что священные предметы имеют силу магического воздействия на реальный мир и его явления. Наружная композиция Покровского храма сложилась под влиянием архитектурного типа балдахина-сени. Царское место Успенского собора является конкретным сохранившимся примером подобного рода сооружений, относящимся ко времени постройки Покровского собора. Сравнение его со средней башней Покровского собора наглядно показывает существеннейшие точки соприкосновения между ними. Сень над Царским местом говорит о том, что стоящий под ней царь находится под охраной божественных сил. Сень выражает покровительство божества царю. Логично и понятно, что форма балдахина была избрана для главной церкви Покровского собора. Само понятие покровительства содержит в себе образ архитектурного сооружения. С другой стороны, кровля - это защита. Поэтому естественно, что для выражения в архитектурной форме идеи Покрова, покровительства божества, богоматери людям была избрана архитектурная форма Царского балдахина-сени, в которой народ XVI века издавна привык видеть воплощенной сходную идею. Сень Царского места была в XVI веке глубоко связана с большим кругом архитектурных типов и своими корнями глубоко уходила в народные представления, в народное творчество и народный быт.

В XVI столетии указывали на случаи магического применения знака креста в библейские времена, о чем сказано в священной легенде. Крестным знамением ограждали себя от нечистой силы. Наиболее образованные люди XVI столетия верили в то, что магическая сила знака креста может иметь большое влияние на окружающую их жизнь. В наружной форме Покровского собора форма креста выражена очень отчетливо благодаря сильному преобладанию его четырех ориентированных по странам света столпов над угловыми малыми приделами, вдвинутыми между столпами. Столпы, сгруппированные вокруг центральной церкви Покрова, «воображают» в гигантских размерах знак креста в центре столицы - Москвы, - которая мыслилась в XVI веке не только как центр Руси, но и как третий Рим, т.е. как средоточие мира и вселенной. Воплощенный в архитектуре Покровского собора магический знак креста осенил город, страну и мир, отгоняя нечистую силу и этим охраняя правую веру, отвращая конец мира и всеобщую погибель. В этом отношении Покровский собор «воображал» знаменитый прообраз-крест Христа на Голгофе, который, как думали в XVI веке, стоял в центре земли. Покровский собор был задуман и создан как воплощение идеи Небесного Иерусалима, образом которого он являлся для русских людей рассматриваемой эпохи. Иностранцы, посещавшие в XVI веке Москву, называют Покровский собор Иерусалимской церковью, Иерусалимом. Они в своих записках именно так именуют Покровский собор и рассказывают о том, что он так прозывался в народе. Название Покровского собора Иерусалимом было в XVI столетии общераспространенным. С этим связано также посвящение западного, входного придела Покровского собора. Вход в Иерусалим Русские люди XVI века, возведя Покровский собор, как бы провозглашали этим, вместе с апостолом Павлом: мы «приступили к горе Сиону и ко граду бога живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех богу... ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем». В Покровском соборе образ креста сочетается с образом сошедшего на землю Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

       Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

         Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова. Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима.

         Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

         «Престолы в трех храмах на главной оси "запад-восток" освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М. П. Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало "красивая"».2

      В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим. Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов

Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который  читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым  растительным орнаментом под Райский  сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в  стенах Небесного Иерусалима.

           При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). В пользу этой теории свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери - Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор - образ Церкви Воинствующей к Лобному месту - московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору - в Небесный Иерусалим. 

Глава 2. Покровский собор – «образ победителя»

        Взятие Казани и Астрахани было закреплено в памяти народа в монументальной форме: в 1555-1561 годах был построен Покровский собор на Рву у Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля, храм-памятник, увековечивший это знаменательное событие в жизни нашей родины. В архитектуре Покровского собора 1555-1561 годов идея мемориального сооружения нашла себе грандиозное воплощение.

        Собор виден с далекого расстояния. Он воспринимается одновременно большим количеством людей. Он рассчитан на то, чтобы народ окружал его наружные объемы на открытых площадках или площадях, где он поставлен. Вместе с тем собор мыслился обозримым издали. Так, сильно возвышавшийся над общим уровнем очень низких жилых строений Покровский собор отлично был виден почти из любой точки Москвы. Расчет на то, чтобы здание было видно одновременно большому количеству людей, предопределил ориентировку наружных объемов на огромные окружающие пространства. Это отражается в композиции трех церквей, наружные массы которых состоят из больших членений, построенных крупным планом. С этим связан также характер архитектурных деталей: при точке зрения на них с ближнего расстояния они развертываются в сложную и увлекательную композицию, которая втягивает в себя зрителя и заставляет работать его творческую фантазию; при точке зрения на здание издали выделяются крупные членения архитектурных объемов. Архитектура в соборе Покрова имеет массовый характер: она предполагает коллективного зрителя, она рассчитана на то, чтобы быть воспринимаемой не только отдельным человеком, но главным образом народом, народной массой. Народ как бы незримо присутствует на Красной площади и вокруг собора Покрова, даже когда там никого нет. Архитектура Покровского собора обращается к народным массам, и, созерцая ее в настоящее время, живо представляешь себе собор окруженным множеством людей, мысленно видишь сутолоку повседневной жизни на Красной площади и московских улицах, как это было в XVI веке, религиозные процессии, направляющиеся к Покровскому собору, и народную толпу, обтекавшую Покровский собор и устремлявшуюся к Кремлю.

      Велико было ликование народа, узнавшего о взятии Казани. Литературные памятники сохранили нам живую картину радостной встречи, которая была устроена русскому войску и Ивану Грозному, возвращавшимся из Казанского похода. Победное, ликующее настроение естественно отразилось на архитектурной композиции Покровского собора, основанной на сочетании нескольких башен. Каждая из них выражает в своем движении вверх порыв энтузиазма, радости и ликования. Все вместе, девять башен собора, поют торжественный гимн народу-победителю, прославляя его подвиги и утверждая его мощь. В архитектуре Покровского собора так живо звучит победная, торжествующая нота потому, что к воспоминаниям о победах на Востоке присоединялись известия о не прекращавшихся блестящих победах на Западе, происходивших в то самое время, когда вырастали стены башен Покровского собора, когда их увенчивали сводами и куполами.

           Назначение увековечить Казанскую победу и характер архитектуры, торжественно прославляющей эту победу и выражающей народное ликование по поводу русских побед в Ливонии, далеко не исчерпывают содержания и композиции Покровского собора. Последний замечателен своей многогранностью, его архитектура отвечает самым различным сторонам русской жизни XVI века; она множеством нитей связана с мыслями и чувствами людей того времени; она больше какого-либо другого произведения древнерусского зодчества выражает самые существенные стороны мировидения русского народа.

         Архитектура Покровского собора - это образ церкви воинствующей. Всеми своими композиционными особенностями Покровский собор противоположен традиционному облику русского соборного храма X-XVI веков. Замкнутость, покой и углубленная созерцательность - основные особенности последнего. В корне иной является архитектура Покровского собора. Она проникнута движением, устремленностью, волей к действию. Это памятник подвигам церкви воинствующей, так как национальная победа и национальное чувство облекались в XVI веке на Руси еще по-средневековому в религиозные формы.

        Покровский собор является типическим произведением русской архитектуры в первую очередь благодаря коллективному характеру возникновения его художественного образа. Главным составным элементом этого коллектива является русский народ, мысли, образы и чаяния которого были с такой полнотой и с таким совершенством выражены в замысле Покровского собора, в его образе - победителе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

      Делая вывод, могу сказать, что с одной стороны, уникальный Покровский собор стал воинским храмом, а с другой сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). То есть, два образа, которые я рассмотрела, а точнее образ победителя и образ Небесного Иерусалима слились в один сильный образ. Смерть и воскресение - вот о чем повествуют образы храма Василия Блаженного. И эти духовные категории с небывалым по силе искусством воплощены в его внутреннем и внешнем облике. "Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь". Эти заключительные строки православного символа веры лучше всего выражают художественный замысел зодчих великого собора.

      Идея Небесного Иерусалима, нисходящего на Москву и на русскую землю, окончательно сложившаяся в связи с завоеванием Казани и Астрахани, имела одну сторону, чрезвычайно важную для дальнейшего развития Русского государства: обновление страны в связи с новой ориентацией московского правительства на социальные низы и посад, на живые народные массы, которые противопоставлялись оторвавшейся от народа и замкнувшейся в своих эгоистических интересах и стремлениях знати. Этот процесс зародился давно и развивался особенно в течение 50-х годов XVI века. Возводя Покровский собор, Иван Грозный создавал памятник национальной победе и связанному с ней внутреннему событию: воплощению в Москве Небесного Иерусалима. Одновременно с этим Покровский собор, вынесенный из Кремля в центр города, посада и поставленный на главной народной площади, был монументальным выражением тенденции, направленной на объединение посада и страны и организацию народа на новых основаниях. Вне Кремля, т.е. вне боярского, строго аристократического центра, русский народ в форме Покровского собора получал свой новый центр, свой новый символический град Сион, который мог бы заменить Кремль-град. В величественных и грандиозных монументальных формах Покровский собор воплощал величайший поворотный пункт в русской истории. Москва 1561 года, организованная по-новому расположенной в ее центре прекрасной группой столпов Покровского собора, представляла собой воплощенный в религиозной форме образ нового светского города, противоположного старому феодальному церковному граду XI-XV веков.

Информация о работе Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного)