Земские соборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2.Возникновение Земских Соборов, их состав и полномочия. Сословно-представительная монархия…………………………………………………..5-10

3.Деятельность Земских соборов…………………………………………. 11-14

3.1 Земские соборы при Иване Грозном………………………………………11

3.2 Земские соборы « Смутного» времени……………………………….12-13

3.3Земские соборы первых Романовых………………………………………14

4.Причины отмирания Земских соборов…………………………………15-18

5.Заключение…………………………………………………………………...19

6.Список литературы………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

историяяяяяяяяяяяяяяя.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

                                    Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2.Возникновение  Земских Соборов, их состав  и полномочия. Сословно-представительная  монархия…………………………………………………..5-10

3.Деятельность  Земских соборов………………………………………….   11-14

3.1 Земские соборы при Иване Грозном………………………………………11

3.2 Земские  соборы « Смутного» времени……………………………….12-13

3.3Земские  соборы первых Романовых………………………………………14

4.Причины  отмирания Земских соборов…………………………………15-18

5.Заключение…………………………………………………………………...19

6.Список  литературы………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

Начальной формой политической централизации  в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV-XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI-XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».

Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».

Собор, являвшийся в XVI  веке «вполне законченным, выработанным типом политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он «осложнился... новым, выборным элементом», который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве».

Различные историки по-разному дают определение  земских соборов.

В.О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип  народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

С.Ф. Платонов: земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых  частей»: 1) «освященного собора русской  церкви с митрополитом, позднее с  патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой  различные группы населения и  различные местности государства».

С.О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления, сохраняющийся еще феодальной раздробленности».

Р.Г. Скрынников считает, что Русское государство  XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства  и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший  с соборной практикой».

1549 год  можно считать годом рождения  земских соборов  - условно, потому  что корни сословно - представительных  учреждений восходят к более  раннему времени. Собор середины  XVI века относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней политики на востоке.

Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.

Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские  съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время  земский собор - это орган, пришедший  на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в  решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение Земских Соборов, их состав и полномочия. Сословно-представительная монархия

1549 год  можно считать  годом  рождения  земских  соборов   -  условно,

потому  что корни сословно - представительных  учреждений  восходят  к  более  раннему времени. Собор середины XVI века относится  к  решающему  моменту  в истории России, когда  началось проведение  крупных  реформ,  направлены  к укрощению  государственного  аппарата,  когда   определился   курс   внешней политики  на  востоке.  Земский  собор  возник  в  XVI   веке   как   орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна   городовыми   советами,  о существовании которых можно догадываться  на  основе  докладов  начала  XVII века. Земские соборы  общегосударственного  характера,  требовавшие  участия представителей  господствующего  класса  всей  земли,  в  какой  -  то  мере заменили княжеские съезды и вместе  с  думой  унаследовали  их  политическую роль. В то же время земский собор - это  орган,  пришедший  на  смену  вечу, восприняв традиции участия общественных групп  в  решении  правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами  сословного представительства. Земские  соборы  можно  условно  разделить  на  следующие типы:

1.  Соборы,  занимающиеся  вопросами  общегосударственными.  Так   сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова

2.  Совещания   царя  с  войнами  накануне  походов.  Их  лучше   именовать

 «войсковыми  собраниями» (это название предложил  Н. Е. Носов).

3. Третью  группу соборов составляют такие,  на которых разбирались дела  как церковные, так и государственные, в частности судебные.

4. Была, очевидно,  еще  одна  категория   собраний,  на  которых  Иван  IV

обращался с воззваниями или политическими  декларациями к  людям  разных чинов.

Историю земских соборов можно разделить  на 6 периодов:

1) Время  Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).

2) Со  смерти Ивана Грозного до падения  Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время,  когда складывались предпосылки  гражданской войны  и  иностранной  интервенции, начинался кризис  самодержавия.  Соборы  выполняли   функцию избрания на  царство,  причем  иногда  становились орудием враждебных России сил.

3) 1610 - 1613. Земский собор  при  ополчениях  превращается  в  верховный

 орган власти (и законодательной, и  исполнительной),  решающий  вопросы

 внутренней и внешней политики. Это время,  когда  земский  собор  играл

 наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

4) 1613 - 1622. Собор  действует  почти   непрерывно,  но  уже  в   качестве

совещательного  органа при царской власти. Через  них  проходит  вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них  при   проведении  финансовых   мероприятий   (сбор   пятинных   денег),   при

восстановлении   подорванного   хозяйства,    ликвидации    последствий

интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5) 1632 - 1653.  Соборы  собираются  сравнительно  редко,  но  по  большим

вопросам  политики  -  внутренней  (составление  Уложения,  восстание  в    Пскове) и внешней (русско-польские, и русско-крымские  отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот  период  активизируются

выступления сословных групп,  предъявляющих  требования  правительству,

помимо  соборов, также через челобитные.

6) После  1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80х

    годах).

 Земский  собор XVI в.- это Боярская дума, т. е. правительство с участием

людей из высших классов земли или общества. Такое  пополнение  правительства было потребностью времени.  Царь  Иван  вынес  из  боярской  опеки  до  боли удрученное чувство негодности системы правительственных кормлений: в ней  он видел источник  всех  внешних  и  внутренних  бедствий  народа,  и  ему  уже грезилась гибель государства. Тогда он стал думать  не  о  замене  родовитых кормленщиков новым правительственным классом, а только  о  постановке  всего управления на новые основания и об освежении  правительства  новыми  силами, взятыми снизу, из управляемого общества. В 1550 г. он  говорил  А.  Адашеву, назначая его начальником Челобитного приказа: “Взял я тебя  из  самых  малых людей, слыша о твоих добрых делах, и приблизил к себе и не тебя  одного,  но и других таких же, кто бы печаль  мою  утолил  и  на  людей,  врученных  мне богом, призрел; приноси к нам истину,  избери  судий  правдивых  из  бояр  и вельмож”. В послании к Стоглавому  собору  он  также  умолял  духовенство  и “любимых своих князей и вельмож”, воинов и  все  православное  христианство: “помогайте мне и  пособствуйте  все единодушно”.  Мы  уже знаем,  как это

воззвание было осуществлено в реформе местного управления: дела,  отнесенные в ведомство местных учреждений, должны были вести  правительственные  органы из среды местных же обществ по их выбору  и  под  двойной  ответственностью, личной - самих выборных  и  круговой  -  всех  избирателей.  В  центре  дело  строилось  несколько  сложнее.  Здесь  в  помощь  боярскому   и   приказному управлению  прибрано  было  из  местных  обществ  два  штата  исполнительных органов,  военно-административный  и  казенно-финансовый.   Рассылаемые   из центра,  они  действовали  на  местах  с  помощью   местных   выборных,  им подчиненных. То были для столичных дворян уездные дворянские вкладчики,  для столичных гостей и купцов -  местные  целовальники.  Для  столичных  агентов мирской    выбор    заменялся    правительственным    поручением;  личная ответственность падала на тех и других,  на  столичных  и  местных  агентов, обеспечивая  их  исполнительность.   В   вопросах   чрезвычайной   важности, требовавших особенно дружной энергии всех  наличных правительственных сил, правительство призывало своих ближайших столичных  агентов  в  свой  состав, чтобы видеть, за что они могут взяться, что им в мочь  и что не  в мочь. Специальное соборное крестоцелование такого агента  заменяло  для верховной власти специальный выбор соборного  народного  депутата:  оно  создавало  ей

ответственного  исполнителя, который, поручившись  за  исполнимость  соборного приговора, будет проводить ответственное его исполнение на  местах,  являясь там показателем верховной воли и  тем  объединяя разрозненную  деятельность сословных миров и дробных местных учреждений. Этим и  отличались  по  своему происхождению наши соборы от западноевропейских  представительных  собраний, с  которыми  их  обыкновенно  сопоставляют.  Там  эти  собрания   вышли   из потребности  установить  мирное  отношение   стойких   за   свои   вольности средневековых сословий между собой и к правительству.  Наши  соборы  вызваны были необходимостью для правительства сосчитать вместе  со  своими  органами наличные общественные средства, потребные для известного дела, и  обеспечить себе  точное  исполнение  принятого  решения.  Наш  собор  родился   не   из политической  борьбы,  как  народное  представительство  на  Западе,  а   из административной нужды.

 Итак, земские соборы возникли у  нас в одно время и в связи   с  местными

реформами царя Ивана IV; такие совещания  устроялись  для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для  принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении  соборного приговора.

Информация о работе Земские соборы