Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть два образа Покровского собора – образ «Победителя» и образ «Небесного Иерусалима». Для этого нужно в первую очередь обратиться к некоторым основным характерным особенностям русского мировоззрения XVI века , к мышления русского человека XVI века и интерпретация им внешнего мира, а также конечно же к истории.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Покровский собор – «образ Нового Иерусалима»
1.1 Некоторые основные характерные особенности русского мировоззрения XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Идейное содержание архитектуры Покровского собора . . . . . . . . . . . . . . 8 1.3 Покровский собор как образ прекрасного и совершенного града в сознании русских людей XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 2. Покровский собор – «образ победителя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Работа содержит 1 файл

реферат по эстетике.docx

— 158.10 Кб (Скачать)

Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра социальных наук 
 
 
 
 

Реферат

по эстетике архитектуры и дизайна

на тему: «Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного) » 
 
 

Выполнила: студентка гр. 449

Нагорных  А.М.

Проверила: проф. Кондакова Ю.В. 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

Оглавление 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Покровский собор – «образ Нового Иерусалима»

1.1 Некоторые  основные характерные особенности  русского мировоззрения XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Идейное содержание  архитектуры Покровского собора . . . . . . . . . . . . . . 8

1.3 Покровский собор как образ прекрасного и совершенного града в сознании русских людей XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Глава 2. Покровский собор – «образ победителя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         В качестве темы реферата мной была выбрана тема «Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного). Я считаю эту тему интересной для исследования, поскольку храм Василия Блаженного настолько необычен, что его образ не раз ставил в тупик иностранцев. Например, немецкий путешественник 1840-х годов Иоганн Генрих Блазиус писал: "Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль... Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это такое: колоссальное растение, группа крутых скал или здание? Рассмотревши, что действительно это церковь, и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где его лицо - фасад?" Наполеон, увидевший храм, назвал его "мечетью". Другим казалось, что храм создан "более для украшения, чем для молитвы". Его сравнивали с гигантским кондитерским изделием, называли его "слеплением сталагмитов" и "зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем". С атеистических позиций его воспринимали и продолжают воспринимать чисто внешне. Но понять идею, выраженную Бармой и Постником в облике Василия Блаженного, невозможно вне контекста русской православной традиции и вне традиций русского искусства XVI века.                                                                   Я же в свою очередь считаю, что в образе храма Василия Блаженного, как ни в каком ином сооружении, воплотился образ Небесного града Иерусалима, в котором обрели вечную жизнь те, кто, "смертию смерть поправ", сложил свою голову за отчизну, во имя ее избавления от постоянно нависавшей над ней опасностью. Храм Василия Блаженного - это символ победы жизни над смертью, победы Церкви Христовой над силами адовыми. Весь облик его свидетельствует о том, что жизнь во Христе - это жизнь вечная, и выражает чувства ликования, радости, устремленной к горним высотам. Эти чувства выражены в храме Василия Блаженного с редким по силе вдохновением.     

          Архитектура Покровского собора - это образ церкви воинствующей. Всеми своими композиционными особенностями Покровский собор противоположен традиционному облику русского соборного храма X-XVI веков. Замкнутость, покой и углубленная созерцательность - основные особенности последнего. В корне иной является архитектура Покровского собора. Она проникнута движением, устремленностью, волей к действию. Это памятник подвигам церкви воинствующей, так как национальная победа и национальное чувство облекались в XVI веке на Руси еще по-средневековому в религиозные формы. Покровский собор является типическим произведением русской архитектуры в первую очередь благодаря коллективному характеру возникновения его художественного образа. Главным составным элементом этого коллектива является русский народ, мысли, образы и чаяния которого были с такой полнотой и с таким совершенством выражены в замысле Покровского собора.

         Архитектурный образ Покровского собора является не только образом художественным, но и образом культурным, образом национально-эстетическим, образом, глобально отражающим национальные, культурные предпочтения через эстетические понятия и категории.                                    Прежде чем рассматривать  образы и смыслы храма Василия Блаженного, хочется дать определение художественному образу с точки зрения эстетики. «Образ вообще – это некая субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности. Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый  в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен» 1. Если рассматривать эстетическое с позиций В.В. Бычкова как некое комплексное освоение мира на чувственном уровне             (Бычков:1992) или по Ю.Г. Бореву (Борев:1997) , как отношение к человеку в предельно широком смысле, как к роду, тогда становится ясно, что под эстетический анализ попадают не только отношения прекрасного, красоты, но и значимости для человека, приемлемости, соразмерности его культурным установкам, в том числе и на национальном уровне. Таким образом, Покровский собор является типическим произведением русской архитектуры в первую очередь благодаря коллективному характеру возникновения его художественного образа. Главным составным элементом этого коллектива является русский народ, мысли, образы и чаяния которого были с такой полнотой и с таким совершенством выражены в замысле Покровского собора.

      Цель реферата: рассмотреть два образа Покровского собора – образ «Победителя» и образ «Небесного Иерусалима». Для этого нужно в первую очередь обратиться к некоторым основным характерным особенностям русского мировоззрения XVI века , к мышления русского человека XVI века и интерпретация им внешнего мира, а также конечно же к истории. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Покровский собор – «образ Нового Иерусалима»

1.1 Некоторые  основные характерные особенности  русского мировоззрения XVI века

        Ощущение единства мира, возможности гармонического содружества людей, существования общего закона, управляющего миром, целостного плана, по которому мир был создан и согласно с которым бог управляет миром, было глубоко присуще русскому человеку XVI века и составляет одну из самых характерных черт его мировоззрения. По представлениям русского человека XVI века, его собственная судьба и судьба всего людского коллектива лежит, тем не менее, в руках человека, как индивидуального человека, так и всего коллектива русского общества. Человек и человеческое общество могут действовать согласно с господствующим в мире планом жизни космоса, природы и человека, или они могут действовать вразрез с этим планом. Переходя к идейному содержанию архитектуры Покровского собора, необходимо иметь в виду глубокое отличие всего древнерусского миросозерцания от современного, заключавшееся в том, что для древнерусского человека реальностью был не только действительный здешний мир, но также и мир потусторонний - фантастический, мир бесплотный и духовный. Конкретность мышления русского человека XVI века представляет собой особенность его духовного склада, чрезвычайно предрасполагавшую к художественному творчеству и в особенности к архитектуре. Вместе с тем русская архитектура XVI века отличается сочной материальностью и отчетливостью образов именно вследствие конкретной предметности мышления людей того времени. Русский человек XVI века одновременно с этим склонен вкладывать скрытый внутренний смысл в образы внешнего мира. Очень существенной для русского искусства XVI века является задача изображения неизобразимого, вытекающая из религиозного характера мировоззрения этого времени.

          Стремление воплотить в художественных образах представления людей о потустороннем мире характерно также и для предшествующих этапов развития русской культуры, в течение которых вся русская жизнь в еще большей степени была проникнута религиозными верованиями. В XVI веке заметно усилилось чувство реального и телесного, опиравшееся на здоровый непосредственный реализм широких народных масс. Этому реалистическому началу принадлежало будущее. Однако в XVI веке оно все еще проявлялось в религиозной оболочке. Все же вследствие пробудившегося чувства телесного и реального религиозные образы приняли в XVI веке гораздо более конкретный характер. В частности, в связи с этим острее стала задача изображения неизобразимого. Эту задачу стали особенно часто решать путем возведения монументальных построек, так как в архитектурных образах сочетается телесность форм с их значением в качестве неизобразительных знаков, с которыми связывается опосредованный внутренний смысл. Архитектурные произведения были очень подходящими для практического решения задачи изображения неизобразимого еще и потому, что они имели массовый характер, что они обращались к широким народным массам и что они были видны одновременно очень большому количеству людей.                       

     Покровский собор - центральный памятник Москвы и всей страны - был особенно подходящим произведением для условного изображения в его образах неизобразимых религиозных положений. Архитектурные образы глубоко проникают собой представления и мысли людей XVI века на Руси. Это связано со строгой архитектоничностью той эпохи русской культуры, в которой строительство новой государственности и новой жизни занимает центральное место. Человек постоянно сравнивается со зданием, божество - с его строителем. Если русские люди XVI века уподобляли человека зданию, то, согласно их представлению, существовала глубокая аналогия между зданием и человеком. Она состояла в том, что в здании, как и в самом человеке, было «воображено» неизобразимое, т.е. что здание, по их представлениям, было не идолом, а иконой божества. За религиозной формой этого положения скрывается содержание гораздо более широкое, не утерявшее своего значения вплоть до наших дней. Оно сводится к утверждению внутреннего смысла архитектурных форм, на котором основано единство архитектурной композиции Покровского собора. Заключенное в архитектурном произведении содержание раскрывает внутренний мир человеческой души, внутренний мир русского человека. Покровский собор задуман как «икона» божества, как «воображение» божественных сил. В этом отношении основоположными являются идеи Троицы и Богородицы, которым Покровский собор был посвящен на различных этапах своего существования. После возвращения Грозного из Казанского похода был сооружен каменный храм Троицы, а вокруг него были расставлены семь деревянных церквей. Вся группа храмов, составлявшая единое целое, была посвящена, вследствие господствующего значения центральной церкви, Троице. При возведении существующего до настоящего времени каменного собора он был посвящен Покрову, т.е. Богоматери, а церковь Троицы стала восточным приделом храма. Одновременно с названием «Покровский собор» храм назывался в XVI веке также собором Входа в Иерусалим, по западному приделу. Только много позднее здание стало называться собором Василия Блаженного. Это произошло, видимо, только в XVIII веке, уже значительно позднее пристройки к северо-западному углу здания в 1588 году придела, посвященного этому святому

          

      

1.2 Идейное содержание архитектуры Покровского собора 

  Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. Замысел Покровского собора основан на апокалипсической символике Небесного Иерусалима, куда, по воззрениям того времени, должны были попасть после смерти души тех, которые сложили свои головы при взятии Казани. Поэтому можно предполагать, что башнеобразные приделы олицетворяли собой башни города, а промежуточные - 2 селения праведников.

        Троичность играет очень большую роль в архитектурной композиции Покровского собора. В последней доминирует центральная западно-восточная ось. Это достигнуто сдвигом центрального храма на запад, связанным с введением трапециевидной апсиды, с разницей величин западной и восточной пар малых приделов и с особым выделением западного столпа Входа в Иерусалим и ведущей к нему лестницы. Эти композиционные средства, а также идейное содержание выделяют три главных храма, расположенных с запада на восток: башни-церкви Входа в Иерусалим, Покрова и Троицы. Эти три главные составные части Покровского собора образуют основной идейный комплекс здания. Мотив этих трех башен получил замкнутый характер благодаря выделению в нем по высоте средней башни и подчинению ей двух других. Трехбашенный мотив обыгрывается и многоразлично варьируется всем построением объемов Покровского собора. Трехбашенный ряд по оси запад - восток повторен по оси север - юг. Это достигнуто тем, что все четыре столпа сделаны одинаковыми. Незначительные отклонения в деталях наблюдаются только в наружных формах западного столпа Входа в Иерусалим. Они несколько выделяют его, но не нарушают общей группы четырех одинаковых столпов. В общих очертаниях наружного объема Покровского собора столпы преобладают над малыми приделами. Это достигнуто тем, что малые приделы гораздо меньше больших приделов и что они вследствие этого отходят перед ними на второй план. При движении вокруг Покровского собора поочередно видны две основные трехчастные группы, из которых он состоит: при одних точках зрения доминирует группа, составленная из придела Входа в Иерусалим, главной церкви Покрова и придела Троицы, т.е. группа, ориентированная по оси запад - восток; при других точках зрения преобладает другая трехчастная группа, составленная из придела Киприана и Устиньи (северный столп), центральной церкви Покрова и придела Николы Великорецкого (южный столп), т.е. группа, ориентированная по оси север - юг. Таким образом, троичность выражена во всех направлениях вне зависимости от места, занимаемого зрителем, она является свойством, присущим объемно-про-странственной структуре здания самой по себе, вне ориентации на зрителя. Расположение двух трехбашенных групп по основным пространственным осям придает особую полноту и насыщенность объемной композиции Покровского собора. Благодаря такому расположению башен очень отчетливо выявляются три основных пространственных измерения. Ширина, глубина и высота отмечена каждая особой объемной осью: первые два измерения - направлением двух трехчастных башенных групп, высота - центральной вертикальной осью, подчеркнутой шатром. Средняя башня вырастает на пересечении двух осей, направленных по странам света. Вследствие этого весь наружный объем Покровского собора выглядит очень цельным: он состоит из частей, внутренне глубоко спаянных друг с другом. Основное расчленение наружного объема, развернутое по трем пространственным координатам, одновременно просто и значительно. Три пространственные оси максимально контрастируют друг с другом и образуют вместе с тем строгую систему, притом такую систему, которая исчерпывает основные возможности пространственной композиции вообще. Очень существенно, что оси расположения групп башен Покровского собора совпадают со странами света. Это не только еще теснее объединяет здание с природой, но и усиливает космический характер его композиции: страны света играли очень большую роль в облике космоса, как его представляли себе русские люди XVI века Идея Троицы является основной идеей, положенной в основу архитектурной композиции Покровского собора.    Несмотря на то, что он был при перестройке деревянного храма в каменный собор переименован из Троицкого в Покровский собор, идея Троицы все же была сохранена. Идея Троицы «воображена» также и в частностях архитектур­ной композиции Покровского собора. Троичность выражают треугольные очертания многих его форм. К ним относятся, например, треугольный силуэт каждой трехбашенной группы, силуэт шатра, фронтоны третьих ярусов столпов, фронтончики в основании барабанов столпов. Геометрическая форма треугольника является знаком, очень подходящим для «воображения» Троицы. Принцип четверичности играет наряду с трехчастным членением большую роль в архитектурной композиции Покровского собора. Он выражен не только в кресте столпов, но и в малых приделах, в их квадратном плане, в кубической форме и главным образом в том элементе кубического и квадратного, который вносится малыми приделами в общий облик наружного объема. Элементы троичности и четверичности переплетены друг с другом в архитектурной композиции Покровского собора. 
 

Информация о работе Образы и смыслы Покровского собора (Храм Василия Блаженного)