Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт. Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .

Содержание

Введение………………………………………………………........3
1. Психологические барьеры………………………………………4
2. Барьеры личности и общности………………………………….9
3. Конфликты, непонимание, пути их преодоления……………16
4. Барьеры в общении………………………………..……………17
Заключение…………………………………………...……………26
Список литературы………………..………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ЭТИКА!!!.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

* Основными причинами  неэффективности любого реального  общения являются склонности  и привычки человека прибегать  при взаимодействии с собеседником  к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной  формам поведения как неадекватным  заместителям понимающего и директивного  общения. 

* Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание  собеседника и проявление уважения  к его личности в форме неоценочных  реакций на его высказывания  и эмоциональные состояния. 

* Приемы понимающего общения  способствуют установлению и  развитию контакта, положительных  взаимоотношений, изучению личностных  особенностей собеседника, выяснению  его точки зрения по обсуждаемой  проблеме и т.д. Эти приемы  часто называют общением, ориентированным  на собеседника, диагностическим  общением или техникой рефлексивного  общения. 

* Принижающе-уступчивое  общение-это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание  собеседника, но содержащее реакции  неуместного принижения своих  чувств, стремлений и целей, а  также неоправданные уступки  собеседнику. 

* Директивное общение  - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание  прямого психологического воздействия  на человека для достижения  своих целей и состоящее из  реакций, выражающих собственные  оценки, взгляды, стремления и  цели. Эти цели как в личной  жизни, так и в профессиональной  деятельности могут в широком  смысле состоять в достижении  взаимовыгодных соглашений с  партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.

* Защитно-агрессивное общение  - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание  прямого психологического воздействия  на собеседника для достижения  своих целей, но осуществляемое  в такой форме, которая может  унизить его чувство собственного  достоинства, игнорируя потребности  и интересы партнера.

* Итак, эффективное общение  должно включать в себя понимающие  и директивные приемы реагирования  и по возможности исключать  агрессивные и принижающе-уступчивые  реакции при взаимодействии с  другими людьми.

* Приемы понимающего общения  представляют собой совокупность  таких правил, умений и навыков  работы с людьми, которые можно  усвоить и приобрести без особой  предварительной психологической  подготовки. Ориентированный на  понимание субъект, находящийся  в роли изучающего, при взаимодействии  с партнером акцентирует свое  внимание в первую очередь  на внутренней системе отсчета  (критерии оценок, ценности, мотивы, проблемы) своего партнера, а не  на своей собственной. 

* Открытое общение с  человеком, которого мы хотим  понять и изучить, будет происходить  лишь в случае, когда мы способны  создать доверительные взаимоотношения  (климат, атмосферу, психологический  контакт). Чувство доверия существенно  для самораскрытия партнера без  опасения, что его оценят необъективно, а его откровенность будет  использована в ущерб ему же.

* Понимающее реагирование  не означает нашего согласия  с тем, что говорит и чувствует  партнер, а есть проявление  желания непредвзято понять его  позицию, жизненную ситуацию без  оценок в его адрес. Такое  реагирование требует от нас умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания собеседника, состояния его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты правильно, он начнет нам доверять и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.

* В реальной жизни люди  очень редко бывают верно "услышаны" другими. Это связано с тем,  что в культурах многих народов  прививаются такие, социально  одобряемые качества личности  как: целеустремленность; настойчивость  в достижении своих целей; конкурентноспособность, способность к лидерству. Эти  качества мало дополняются развитием  других качеств, необходимых для  эффективного взаимодействия с  другими людьми, таких как способность  и умение слушать и понимать  другого человека. Поэтому в реальной  жизни большинство из нас испытывает  хронический дефицит искреннего  слушания со стороны других  людей 

* Такие качества человека, как целеустремленность, настойчивость  в отстаивании своей точки  зрения, оказании воздействия на  людей и достижении своих интересов  и целей при взаимодействии  с ними принадлежат к числу  неотъемлемых социально одобряемых  качеств человека в современном  мире. Однако форма отстаивания  своих интересов очень часто  препятствует, а не способствует  их реализации и приводит к  возникновению психологических  барьеров, конфликтов и других  отрицательных последствий. И  происходит это потому, что, исходя  из конкретных условий своей  жизни, многие люди быстрее  приобретают навыки и привычки  защитно-агрессивного поведения,  как неэффективного заместителя  директивного общения. Закрепляясь,  они становятся достаточно устойчивыми  чертами личности человека и  типичными особенностями его  коммуникативных качеств. 

* Вот несколько рекомендаций, которые позволяют более продуктивно  и безболезненно решать спорные  вопросы: 

* - Выражайте свои позиции,  стремления, чувства и идеи открыто,  ясно и прямо без извинений  или принижений как себя, так  и оппонента. 

* - При обсуждении конкретных  действий, позиций, при оказании  воздействия делайте больший  акцент на преимущества или  отрицательные последствия для  достижения целей партнера по  общению. 

* - Избегайте использования  личных нападок, унижений или  угроз в адрес оппонента, т.е.  стремитесь связывать свои цели  с целями оппонента, а не  с его личностными особенностями. 

* - Четко осознавайте и  контролируйте свои эмоциональные  состояния в ходе взаимодействия  и стремитесь направлять их  для осуществления положительных  действий.

* - Используйте "позитивные" слова и выражения; по возможности,  избегайте "эмоционально-нагруженных"  фраз и оценочных суждений  или безразличия к личности  партнера и его интересам. 

* - Избегайте нетерпеливости, пустого разглагольствования и  уступчиво-унизительной манеры обращения. 

* В психологическом плане  важное значение имеет именно  форма выражения: четкость, ясность,  уверенность в собственных идеях,  отсутствие защитных реакций,  и главное - увязывание предлагаемого  решения с потребностями и  интересами собеседника. Это способствует  формированию у него представления  о вас, по крайней мере, как  о достойном партнере, с которым  можно иметь дело.

* Или вот ещё другой  вариант правил, следование которым  поможет избежать возникновения  психологических барьеров и защитных  реакций другой стороны. 

* - Не извиняйтесь за  то, что вы обращаетесь к партнеру  с просьбой, чтобы избежать уступчиво  принизительную форму общения.  Когда вы начинаете фразу с  извинения, то тем самым вы  сообщаете партнеру, что в вашей  просьбе есть что-то неудобное  или невыгодное для него. То  есть извинение с самого начала  несет в себе ожидание негативной  реакции со стороны оппонента.  И есть большая вероятность  получить ее в ответ на свое  предложение. 

* - Берите на себя ответственность,  не сваливайте вину на других  или обстоятельства, в противном  случае, собеседник начнет сомневаться  в вашей способности реально  оценивать события. 

* - Осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать  раздражение или нетерпеливость. Как только вы начинаете проявлять  признаки раздражения, партнер  начинает ожидать от вас отрицательной  защитной реакции. 

* - Избегайте грубости, нетактичности,  высокомерия, менторского тона. Не  забывайте о чувстве собственного  достоинства вашего партнера.

* - Стремитесь создавать  атмосферу открытости и объективности.  Не вводите партнера в заблуждение. 

* - Не нужно недооценивать  интеллект партнера. Никогда не  считайте себя умнее собеседника.  Вы никогда до конца не сможете  скрыть покровительственную снисходительность  к партнеру, если она "сидит"  у вас в голове. Она будет  передаваться невербальными признаками  вашего поведения. 

* - Не загоняете собеседника  в угол. Давая партнеру маневр, позволяя ему отступить, сохраняя  свое лицо и чувство собственного  достоинства, вы ничего не теряете,  а только приобретаете или  укрепляете психологический контакт,  доверие к себе.

* - Уходите от открытой  конфронтации. Воздерживайтесь от  преждевременного оказания психологического  воздействия, вступления с партнером  в ситуацию спора. 

* - Не используйте знания  о слабых сторонах человека.

* - Не напоминайте постоянно  о старых грехах.

* - Не предпринимайте попытки  уйти от неприятной темы, прерывая  диалог, удаляясь из комнаты, игнорируя  обращенные к вам слова, сбивая  с толку собеседника или давая  показательный обет молчания. Обычно  это оскорбляет людей и вызывает  раздражение, появляется неприязнь. 

* - Непрерывное ворчание  вызывает только досаду и протест. 

* - Негативные ярлыки (ничтожный,  ленивый и т.д.) и личные оскорбления  порождают обиду и негодование.  Постоянные упоминания о недостатках  человека лишают его веры в  себя. Кроме того, регулярное упоминание  действительной или мнимой черты  характера может привести к  ее появлению или усилению.

* - Прямые обвинения и  попытки вызвать у собеседника  чувство вины порождают протест  и желание ответить тем же. Помните: никто и ничто не  может заставить вас почувствовать  вину, обиду, гнев - вы и только  вы ответственны за ваши собственные  чувства. 

* - Позиция "Я прав, а  вы - нет" препятствует стремлению  достигнуть компромисса. Помните,  что ваше понимание ситуации - не единственно возможное. 

* - Требования и ультиматумы  часто приводят человека в  ярость или вызывает протест.  Никогда не стоит угрожать  или намекать на возможные  страшные меры, пытаясь вынудить  человека к сотрудничеству.

* - Правильно воспринимайте  критику. Критика вызывает обиду  и люди с уважением относятся  к тем, кто принимает критику  спокойно и умеет учиться с  ее помощью. Особенное внимание  следует уделить тем замечаниям, которые часто повторяются в  критических отзывах людей. Получая  очередную порцию критики, удостоверьтесь, что вы правильно поняли смысл  замечания. Будьте открыты, внимательно  слушайте и не бойтесь задавать  вопросы. Если оппонент высказывает  голые утверждения, просите привести  примеры ваших действий, которые  вызвали эти замечания. Критика  может быть резкой и обидной  по форме. Но надо обращать  больше внимания на содержание. Критикуемый имеет право на  защиту своих положений и позиций.  Но нельзя искажать объективно  существующие факты для защиты  своей позиции. Конечно, вовсе  не всякая критика полезна.  Постарайтесь непредвзято проанализировать  мотивы тех, кто вас критикует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все люди разные и, к сожалению, не удастся вовсе избежать конфликтов, и « барьеры» в общение будут. Просто нужно грамотно их преодолевать! И для тех кто, хочет в этом преуспеть несколько рекомендаций!

Формирования  уверенности в себе:

Самооценка – это сравнение, поэтому важно, с кем человек соотносит себя, кто его идеал. Следует отметить, что не все подходят для сравнения, так как от природы наделены талантом или выдающимися данными. Нельзя одновременно мыслить, как Эйнштейн; писать, как Достоевский; говорить, как Цицерон; выглядеть, как Шварценеггер. Идеалами можно восхищаться, но не стоит превращать их в мерило успеха. В качестве мерила лучше иметь кого-то, идущего на шаг впереди!

Вам может быть неизвестна цена, которую надо заплатить за вожделенный успех. Эта цена, возможно, для вас неприемлема. Так, деловому человеку не хватает времени на общение  с детьми, хорошая хозяйка не успевает читать и т. д. Может быть, вы не расположены  к тому, чтобы платить такую  цену?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. 

– Новосибирск: Наука, 1999.

2. Вудкок, М. Раскрепощенный  менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис.  – М.: Дело, 2000

3. Донцов, А.И. Психология  коллектива / А.И. Донцов. – М.: Изд-во  МГУ, 2003

4. Зигерт, В. Руководить  без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 2004

Информация о работе Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления