* Основными причинами
неэффективности любого реального
общения являются склонности
и привычки человека прибегать
при взаимодействии с собеседником
к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной
формам поведения как неадекватным
заместителям понимающего и директивного
общения.
* Понимающее общение -
это целенаправленное взаимодействие,
ориентированное на понимание
собеседника и проявление уважения
к его личности в форме неоценочных
реакций на его высказывания
и эмоциональные состояния.
* Приемы понимающего общения
способствуют установлению и
развитию контакта, положительных
взаимоотношений, изучению личностных
особенностей собеседника, выяснению
его точки зрения по обсуждаемой
проблеме и т.д. Эти приемы
часто называют общением, ориентированным
на собеседника, диагностическим
общением или техникой рефлексивного
общения.
* Принижающе-уступчивое
общение-это целенаправленное взаимодействие,
ориентированное на понимание
собеседника, но содержащее реакции
неуместного принижения своих
чувств, стремлений и целей, а
также неоправданные уступки
собеседнику.
* Директивное общение
- это целенаправленное взаимодействие,
ориентированное на оказание
прямого психологического воздействия
на человека для достижения
своих целей и состоящее из
реакций, выражающих собственные
оценки, взгляды, стремления и
цели. Эти цели как в личной
жизни, так и в профессиональной
деятельности могут в широком
смысле состоять в достижении
взаимовыгодных соглашений с
партнером, в психологическом воздействии
на него, в отстаивании своих интересов
в условиях разногласий и конфликтов или
в собственной защите от агрессивных нападок
и угроз со стороны собеседника.
* Защитно-агрессивное общение
- это целенаправленное взаимодействие,
ориентированное на оказание
прямого психологического воздействия
на собеседника для достижения
своих целей, но осуществляемое
в такой форме, которая может
унизить его чувство собственного
достоинства, игнорируя потребности
и интересы партнера.
* Итак, эффективное общение
должно включать в себя понимающие
и директивные приемы реагирования
и по возможности исключать
агрессивные и принижающе-уступчивые
реакции при взаимодействии с
другими людьми.
* Приемы понимающего общения
представляют собой совокупность
таких правил, умений и навыков
работы с людьми, которые можно
усвоить и приобрести без особой
предварительной психологической
подготовки. Ориентированный на
понимание субъект, находящийся
в роли изучающего, при взаимодействии
с партнером акцентирует свое
внимание в первую очередь
на внутренней системе отсчета
(критерии оценок, ценности, мотивы,
проблемы) своего партнера, а не
на своей собственной.
* Открытое общение с
человеком, которого мы хотим
понять и изучить, будет происходить
лишь в случае, когда мы способны
создать доверительные взаимоотношения
(климат, атмосферу, психологический
контакт). Чувство доверия существенно
для самораскрытия партнера без
опасения, что его оценят необъективно,
а его откровенность будет
использована в ущерб ему же.
* Понимающее реагирование
не означает нашего согласия
с тем, что говорит и чувствует
партнер, а есть проявление
желания непредвзято понять его
позицию, жизненную ситуацию без
оценок в его адрес. Такое
реагирование требует от нас умения
на время как бы уйти от собственной системы
оценок и попытаться понять переживания
собеседника, состояния его внутреннего
мира. Если он ощутит, что его мысли поняты
и приняты правильно, он начнет нам доверять
и будет готов дальше обсуждать волнующие
его вопросы, раскрывая свои внутренние
состояния.
* В реальной жизни люди
очень редко бывают верно "услышаны"
другими. Это связано с тем,
что в культурах многих народов
прививаются такие, социально
одобряемые качества личности
как: целеустремленность; настойчивость
в достижении своих целей; конкурентноспособность,
способность к лидерству. Эти
качества мало дополняются развитием
других качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия с
другими людьми, таких как способность
и умение слушать и понимать
другого человека. Поэтому в реальной
жизни большинство из нас испытывает
хронический дефицит искреннего
слушания со стороны других
людей
* Такие качества человека,
как целеустремленность, настойчивость
в отстаивании своей точки
зрения, оказании воздействия на
людей и достижении своих интересов
и целей при взаимодействии
с ними принадлежат к числу
неотъемлемых социально одобряемых
качеств человека в современном
мире. Однако форма отстаивания
своих интересов очень часто
препятствует, а не способствует
их реализации и приводит к
возникновению психологических
барьеров, конфликтов и других
отрицательных последствий. И
происходит это потому, что, исходя
из конкретных условий своей
жизни, многие люди быстрее
приобретают навыки и привычки
защитно-агрессивного поведения,
как неэффективного заместителя
директивного общения. Закрепляясь,
они становятся достаточно устойчивыми
чертами личности человека и
типичными особенностями его
коммуникативных качеств.
* Вот несколько рекомендаций,
которые позволяют более продуктивно
и безболезненно решать спорные
вопросы:
* - Выражайте свои позиции,
стремления, чувства и идеи открыто,
ясно и прямо без извинений
или принижений как себя, так
и оппонента.
* - При обсуждении конкретных
действий, позиций, при оказании
воздействия делайте больший
акцент на преимущества или
отрицательные последствия для
достижения целей партнера по
общению.
* - Избегайте использования
личных нападок, унижений или
угроз в адрес оппонента, т.е.
стремитесь связывать свои цели
с целями оппонента, а не
с его личностными особенностями.
* - Четко осознавайте и
контролируйте свои эмоциональные
состояния в ходе взаимодействия
и стремитесь направлять их
для осуществления положительных
действий.
* - Используйте "позитивные"
слова и выражения; по возможности,
избегайте "эмоционально-нагруженных"
фраз и оценочных суждений
или безразличия к личности
партнера и его интересам.
* - Избегайте нетерпеливости,
пустого разглагольствования и
уступчиво-унизительной манеры обращения.
* В психологическом плане
важное значение имеет именно
форма выражения: четкость, ясность,
уверенность в собственных идеях,
отсутствие защитных реакций,
и главное - увязывание предлагаемого
решения с потребностями и
интересами собеседника. Это способствует
формированию у него представления
о вас, по крайней мере, как
о достойном партнере, с которым
можно иметь дело.
* Или вот ещё другой
вариант правил, следование которым
поможет избежать возникновения
психологических барьеров и защитных
реакций другой стороны.
* - Не извиняйтесь за
то, что вы обращаетесь к партнеру
с просьбой, чтобы избежать уступчиво
принизительную форму общения.
Когда вы начинаете фразу с
извинения, то тем самым вы
сообщаете партнеру, что в вашей
просьбе есть что-то неудобное
или невыгодное для него. То
есть извинение с самого начала
несет в себе ожидание негативной
реакции со стороны оппонента.
И есть большая вероятность
получить ее в ответ на свое
предложение.
* - Берите на себя ответственность,
не сваливайте вину на других
или обстоятельства, в противном
случае, собеседник начнет сомневаться
в вашей способности реально
оценивать события.
* - Осуществляйте самоконтроль,
когда начинаете чувствовать
раздражение или нетерпеливость.
Как только вы начинаете проявлять
признаки раздражения, партнер
начинает ожидать от вас отрицательной
защитной реакции.
* - Избегайте грубости, нетактичности,
высокомерия, менторского тона. Не
забывайте о чувстве собственного
достоинства вашего партнера.
* - Стремитесь создавать
атмосферу открытости и объективности.
Не вводите партнера в заблуждение.
* - Не нужно недооценивать
интеллект партнера. Никогда не
считайте себя умнее собеседника.
Вы никогда до конца не сможете
скрыть покровительственную снисходительность
к партнеру, если она "сидит"
у вас в голове. Она будет
передаваться невербальными признаками
вашего поведения.
* - Не загоняете собеседника
в угол. Давая партнеру маневр,
позволяя ему отступить, сохраняя
свое лицо и чувство собственного
достоинства, вы ничего не теряете,
а только приобретаете или
укрепляете психологический контакт,
доверие к себе.
* - Уходите от открытой
конфронтации. Воздерживайтесь от
преждевременного оказания психологического
воздействия, вступления с партнером
в ситуацию спора.
* - Не используйте знания
о слабых сторонах человека.
* - Не напоминайте постоянно
о старых грехах.
* - Не предпринимайте попытки
уйти от неприятной темы, прерывая
диалог, удаляясь из комнаты, игнорируя
обращенные к вам слова, сбивая
с толку собеседника или давая
показательный обет молчания. Обычно
это оскорбляет людей и вызывает
раздражение, появляется неприязнь.
* - Непрерывное ворчание
вызывает только досаду и протест.
* - Негативные ярлыки (ничтожный,
ленивый и т.д.) и личные оскорбления
порождают обиду и негодование.
Постоянные упоминания о недостатках
человека лишают его веры в
себя. Кроме того, регулярное упоминание
действительной или мнимой черты
характера может привести к
ее появлению или усилению.
* - Прямые обвинения и
попытки вызвать у собеседника
чувство вины порождают протест
и желание ответить тем же.
Помните: никто и ничто не
может заставить вас почувствовать
вину, обиду, гнев - вы и только
вы ответственны за ваши собственные
чувства.
* - Позиция "Я прав, а
вы - нет" препятствует стремлению
достигнуть компромисса. Помните,
что ваше понимание ситуации -
не единственно возможное.
* - Требования и ультиматумы
часто приводят человека в
ярость или вызывает протест.
Никогда не стоит угрожать
или намекать на возможные
страшные меры, пытаясь вынудить
человека к сотрудничеству.
* - Правильно воспринимайте
критику. Критика вызывает обиду
и люди с уважением относятся
к тем, кто принимает критику
спокойно и умеет учиться с
ее помощью. Особенное внимание
следует уделить тем замечаниям,
которые часто повторяются в
критических отзывах людей. Получая
очередную порцию критики, удостоверьтесь,
что вы правильно поняли смысл
замечания. Будьте открыты, внимательно
слушайте и не бойтесь задавать
вопросы. Если оппонент высказывает
голые утверждения, просите привести
примеры ваших действий, которые
вызвали эти замечания. Критика
может быть резкой и обидной
по форме. Но надо обращать
больше внимания на содержание.
Критикуемый имеет право на
защиту своих положений и позиций.
Но нельзя искажать объективно
существующие факты для защиты
своей позиции. Конечно, вовсе
не всякая критика полезна.
Постарайтесь непредвзято проанализировать
мотивы тех, кто вас критикует.
Заключение
Все люди разные и, к сожалению,
не удастся вовсе избежать конфликтов,
и « барьеры» в общение будут.
Просто нужно грамотно их преодолевать!
И для тех кто, хочет в этом
преуспеть несколько рекомендаций!
Формирования
уверенности в себе:
Самооценка – это сравнение, поэтому важно,
с кем человек соотносит себя, кто его
идеал. Следует отметить, что не все подходят
для сравнения, так как от природы наделены
талантом или выдающимися данными. Нельзя
одновременно мыслить, как Эйнштейн; писать,
как Достоевский; говорить, как Цицерон;
выглядеть, как Шварценеггер. Идеалами
можно восхищаться, но не стоит превращать
их в мерило успеха. В качестве мерила
лучше иметь кого-то, идущего на шаг впереди!
Вам может быть неизвестна
цена, которую надо заплатить за
вожделенный успех. Эта цена, возможно,
для вас неприемлема. Так, деловому
человеку не хватает времени на общение
с детьми, хорошая хозяйка не успевает
читать и т. д. Может быть, вы не расположены
к тому, чтобы платить такую
цену?
Содержание
1. Бородкин, Ф.М. Внимание:
конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк.
– Новосибирск: Наука, 1999.
2. Вудкок, М. Раскрепощенный
менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис.
– М.: Дело, 2000
3. Донцов, А.И. Психология
коллектива / А.И. Донцов. – М.: Изд-во
МГУ, 2003
4. Зигерт, В. Руководить
без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг.
– М.: Экономика, 2004