Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт. Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .

Содержание

Введение………………………………………………………........3
1. Психологические барьеры………………………………………4
2. Барьеры личности и общности………………………………….9
3. Конфликты, непонимание, пути их преодоления……………16
4. Барьеры в общении………………………………..……………17
Заключение…………………………………………...……………26
Список литературы………………..………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ЭТИКА!!!.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

Американцы проводили  исследования, где установили связь  между цветом глаз руководителя и  особенностями стиля руководства. Начальники с черными глазами  упрямы, выносливы, при трудностях вспыльчивы, но принимают правильные решения. С  серыми глазами – решительны,

но беспомощны при решении  неинтеллектуальных задач; со светло-карими – замкнуты, достигают успеха при  самостоятельной работе; голубоглазые – выдержанные, но сентиментальные, однообразие их угнетает, они люди настроения, часто сердятся; зеленоглазые – лучшие начальники. Они стабильны, обладают достаточным воображением, решительны, реалистичны, сосредоточенны и терпеливы, строги, но справедливы, находят выход из любого положения, хорошие слушатели и собеседники.Это, конечно, интересные данные, но часто мы поспешно судим о характере человека исходя только из его внешности, а первое впечатление нередко обманывает.

Интеллектуальный барьер. Американский психолог Н. Таллент выделил три типа интеллекта:

вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами;

механический – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, быстро схватывать принципы машинных операций;

социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций. Социальный интеллект, по мнению Таллента, проявляется в чувстве такта, умении снискать расположение других людей и создать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с ними. Низкий уровень развития данного типа интеллекта вызывает постоянные проявления бестактности, трудности приспособления к социальному окружению, проблемы общения и одиночество.

Высокий уровень социального  интеллекта необходим руководителям: это краеугольный камень человеческого  взаимопонимания. Его недостаток нередко  порождает парадоксальную ситуацию, когда большинство аудитории  может счесть занудой и путаником  весьма эрудированного и обстоятельно мыслящего оратора с ярко выраженным вербальным интеллектом. Это происходит потому, что человек с высокоразвитым умом теоретика не способен учесть неравномерность развития данного  типа интеллекта у других людей.

Половина взрослых людей  не улавливает смысл произносимых фраз, если они содержат более 13 слов, а  дети до семи лет – не более 8 слов. нотации родителей малоэффективны, поскольку дети не в состоянии  оценить их обстоятельность и  глубину.

Интеллектуальные барьеры  могут возникать и в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в  общение. Тугодумы часто воспринимаются как люди, недостаточно интеллектуально  развитые. Мало у кого хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений, а ведь им просто не хватает времени, отмеренного природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Поэтому не стоит  торопиться выносить однозначный приговор.

Люди не только мыслят, но и говорят с разной скоростью. И если человек произносит более 2,5 слов в секунду, то собеседники  перестают его понимать. Медленная, взвешенная речь “в час по чайной ложке” тоже вызывает раздражение.

Бывает и так, что в  интеллектуальных возможностях собеседника  сомнений нет, но барьер возникает –  это так называемый мотивационный  барьер. Он появляется потому, что собеседнику  не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.

Но не только отсутствие мотивации – ее избыток также  может препятствовать пониманию  других людей. По закону Йеркса–Додсона, “повышение силы мотивации на первых порах приводит к росту эффективности  деятельности, достижению точки максимального  успеха, а дальнейшее возрастание  уровня мотивации приводит к заметному  спаду”. Например, учащиеся, испытывающие чрезмерную ответственность перед  родителями и педагогами, иногда даже при неплохих знаниях проваливаются  на экзаменах. И если человек очень  хочет быть понятым другими, он неизбежно  начинает волноваться, его мысли  путаются. Речь становится бессвязной, обрывочной, а в результате окружающие понимают только то, что выступление  его неудачно.

Наиболее болезненной  проблемой мотивации взаимопонимания  является потребительское отношение  людей друг к другу. Когда интерес  к вещам начинает преобладать  над интересом к людям, сфера  человеческих взаимоотношений неизбежно  превращается в сферу услуг.

Как это ни парадоксально, но моральные барьеры возникают  и в тех случаях, когда мы имеем  дело с человеком, абсолютно ни в  чем не нарушившим нравственные нормы. Великий острослов Шамфор высказал такую мысль: “Слишком большие достоинства  подчас делают человека непригодным  для общества: на рынок не ходят  с золотыми слитками – там нужна  мелкая разменная монета, в особенности, мелочь”.

Существует еще один барьер – эмоциональный. Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто  не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл  и социальную ценность. Но что такое  эмоции? И хороша или плоха высокая  эмоциональность?

Отрицательные эмоции. Американский писатель У. Олджер заметил, что “люди  часто заполняют гневом пробелы  в своем рассудке”.

Неприятные эмоции ослабляют  способность воспринимать и правильно  оценивать даже самые веские и  серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Но нельзя и принимать за чистую монету все, что сказано в эмоционально неуравновешенном состоянии. Постоянно  страдающий человек кажется нам  неприятным, а все, что с ним  происходит – заслуженным.

Положительные эмоции. Казалось бы, здесь все обстоит иначе. Но у человека, находящегося в состоянии  радостного возбуждения, снижается  критичность, и это может привести: 1) к согласию с мнением, которое  в обычных условиях неприемлемо; 2) поддержке человека, не вполне ее заслуживающего. Даже возвышенные чувства  могут стать источником серьезных  ошибок во взаимопонимании (например, феномен “розовых очков” у влюбленных).

Но положительные эмоции все-таки имеют плюсы, и значительные: повышается скорость мыслительных процессов, что способствует интеллектуальной активности; улучшаются коммуникативные  возможности человека, делая его  более приятным и желанным собеседником.

Но главное не уровень  эмоциональности, а умение сопереживать – эмпатия – устойчивое свойство личности, способность переживания  эмоциональных состояний другого  человека как своих собственных. Это качество трудно воспитать, но так  же трудно и разрушить. Часто у  одного из близко общающихся людей  это качество есть, а у другого  – нет: один сочувствует, сопереживает, а другой благосклонно принимает, не считая нужным отвечать. Формула “сошлись характерами” чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого.

Насчитывается не одна сотня  личностных черт, которые могут определять нюансы характера человека и влиять на взаимопонимание между людьми, но многие из них взаимосвязаны. Поэтому  выделяют группы факторов, характеризующих  тот или иной тип личности, например, экстерналы и интерналы.

Каждый из нас в отношениях с окружающими представляет не только свою неповторимую индивидуальность, но и те общие черты различных  социальных групп, к которым принадлежит. Социальные группы – это общности людей, выделенные по одному или нескольким признакам. Эти признаки могут быть формальными, например рост, или существенными социальными: пол, возраст, социальное происхождение, классы, нации, народности, партии. У каждой из этих групп своя культура, свои психологические особенности.Социальные группы могут быть большими и малыми.

Малые социальные группы – семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа и т. д. Находясь в малых группах, человек погружается в особую психологическую атмосферу, изменяющую во многих чертах и его собственную психологию. Присутствие других в большинстве случаев активизирует психическую активность человека, но ухудшает сложные интеллектуальные процессы. Вероятно поэтому, оставаясь в одиночестве, человек видит отличные выходы из тех ситуаций, в которых, с его точки зрения, он вел себя не лучшим образом.

Сталкиваясь с групповым  мнением, некоторые люди проявляют  конформизм – некритичное принятие чужого мнения даже в том случае, если оно противоречит элементарному  здравому смыслу. Но конформизм чаще всего  встречается в диффузных, случайно собранных малых группах, чем  в устойчивых коллективах людей.

Большие социальные группы – это, например, мужчины и женщины. Необходимо учитывать особенности психологии, связанные с полом и возрастом. Существует множество мифов, которые на поверку оказываются далекими от реальности. В частности, “мужчины любят глазами, а женщины – ушами”, но еще Оскар Уайльд предупреждал, что “женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, а мужчину – всегда”. Женщины предпочитают комплименты по поводу внешних данных, а мужчины – интеллектуальных и профессиональных достижений. С большим удовольствием женщины общаются и продолжают общаться с партнерами, чьи внешние данные превосходят остальных. Женщине действительно присущ более глубокий интерес к нюансам человеческих взаимоотношений, стремление к эмоциональному общению.

Пути  преодоления социально-психологических барьеров:

Использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;

знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;

создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;

чувство юмора;

интонирование речи, возможности  невербальных проявлений;

социально-психологический  тренинг.

5. Конфликты, непонимание,  пути их преодоления.

 

Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Наблюдения показывают, что до 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Когда две стороны находятся в контакте, то, независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта: они могут согласовывать свои противоречивые позиции при достижении совместной цели; иметь разногласия по поводу самих целей, к которым им следует вместе стремиться; или оказаться в разладе из-за каких-то личностных противоречий, агрессивных нападок друг на друга, предшествующего негативного опыта и т.п.

* Существуют две разновидности  конфликтов: деструктивные и продуктивные, в зависимости от того, как  он будет решен. Правильно разрешенный  конфликт ведет к освобождению  и росту энергии для дальнейшего  развития. Человек в этом случае  ощущает рост физических и  духовных сил, он становится  радостным, более общительным  и добрым, способным получать  удовольствие от жизни. Неверно  разрешенный конфликт ведет к  депрессии, изоляции, ухудшению здоровья  и успешности в работе, расстройству  межличностных и деловых отношений. 

* Наблюдения показывают, что одни люди попадают в  конфликтные ситуации чаще. Другие  люди делают это гораздо реже  и, если им и приходится сталкиваться  своими интересами с другими  людьми, они умеют быстро разрешить  возникшую проблему. Можно предположить, что это происходит из-за особенностей  их личностей. Конфликтные люди  большей частью носят свои  конфликты в самих себе, отвечая  даже на нейтральную ситуацию  взрывом обиды или возмущения. Это означает, что умения строить  бесконфликтные отношения должны  начинаться с наведения порядка  в собственной душе.

6.Барьеры в  общении

Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?

* С одной стороны, система  психологических барьеров способствует  повышению уровня психологической  защищенности личности по отношению  к все возрастающей психической  напряженности, с другой стороны,  нейтрализует такой мощный резервуар  тонизации и стимуляции эмоциональной  активности индивида, каким является  сфера его непосредственного  общения. 

* Барьер - это психологическое  препятствие, мешающее оптимальному  протеканию процессов адаптации  личности к новым факторам  внешней среды, вызванное либо  особенностями ситуации, либо особенностями  личности.

* Трудности общения - это  жестко блокирующие межличностную  коммуникацию психологические барьеры,  возникающие при выпадении из  общей структуры коммуникативного  процесса того или иного структурного  элемента.

* Барьеры общения могут  быть связаны с характерами  людей, их стремлениями, взглядами,  речевыми особенностями, с манерами  общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства  людей как в личной, так и  в профессиональной сферах не  в последнюю очередь кроются  именно в непонимании приемов  эффективного общения, в неумении  ими пользоваться.

* Во многих случаях  барьеры непонимания могут сослужить  человеку плохую службу, когда  ничего угрожающего или опасного  в воздействии нет. Собственная  система защит человеком не  осознается.

* Понятно, что информация, грозящая перестройкой представления  о мире, встречает сопротивление.  Ее можно либо "выбросить", либо  придать ей другое значение.

Информация о работе Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления