Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт. Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .

Содержание

Введение………………………………………………………........3
1. Психологические барьеры………………………………………4
2. Барьеры личности и общности………………………………….9
3. Конфликты, непонимание, пути их преодоления……………16
4. Барьеры в общении………………………………..……………17
Заключение…………………………………………...……………26
Список литературы………………..………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ЭТИКА!!!.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                     

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «Философии и социологии»

 

 

 

 

Реферат: "Морально-психологические  «барьеры» общения и их преодоления "

Выполнил:                                                                      

ст. группы ГМУ-09                                                          Егармина.А.А

  

 Проверил:  

Старший преподаватель                                                Сморкалова Л.В                                                                                                                                                                      

 

Братск 2011

Содержание

 Введение………………………………………………………........3

1. Психологические барьеры………………………………………4

2. Барьеры личности и общности………………………………….9

3. Конфликты, непонимание, пути их преодоления……………16

4. Барьеры в общении………………………………..……………17

Заключение…………………………………………...……………26

Список литературы………………..………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под психологическими барьерами  межличностного общения подразумеваются  как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический  контакт. Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .

В своей работе я попытаюсь  разобраться  какие бывают «барьеры»  и как их преодолевать!

 

1.Психологические барьеры

 

Под психологическими барьерами  в контексте данного изложения  будем понимать некие интеллектуальные и чувственно-эмоциональные проявления, ассоциативно выражающиеся в торможении, сопротивлении и возникновении  непреодолимых препятствий, которые  необходимо преодолевать в процессе психологической работы. Образно  говоря, это как бег с препятствиями, где каждое последующее сложнее  предыдущего, где у каждого своя дистанция, и главное заключается  не в том, чтобы прийти первым к  финишу, а чтобы просто ее преодолеть. При этом уровень сложности первых психологических барьеров на фоне последних  может представляться, например, как  детская игра с фигурками солдатиков и реальные боевые действия. Эмпирически  такие ассоциации были отрефлексированы в процессе «взросления» психологической  работы нашего исследования.

Обратимся к одному из наиболее типичных фактов психологической работы. Как видно по эмпирическому материалу  исследования, его участникам пришлось пройти и пережить довольно серьезные, тяжелые и драматические психические  процессы и состояния. Многие из них (участников), как правило молодые, это воспринимали как своеобразное «зарабатывание» потенциала страданий  для последующего свершения некоего  чуда, заключающегося в исполнении всех планов и желаний (кстати, ожидание и искренняя вера в феномен  чуда также является отличительной  чертой нашего человека). Но после окончания  работы никаких чудес не происходило, что становилось причиной большого разочарования: «Мы плакали, страдали, каялись, ну и что из этого?!». Здесь  следует сделать небольшую ремарку. Отсутствие после завершения психологической  работы ощущения чуда, которое довольно явно отмечалось в процессе, можно  рассматривать как своеобразный критерий ее окончания. Если же такое  ощущение остается (на чем, кстати, часто  строят свою работу многие «целители»), это может говорить о неоконченности, некачественности или даже, наоборот, об усугублении психической проблемы и искусственной «привязке» к целителю. В нашем случае это привело к «сходу с дистанции» почти всей молодой части участников исследовательской группы, которые не смогли пройти апробацию полученных результатов в условиях реальной жизни. А это как раз и было основной целью психологической работы. Мы считаем, что преодоление психологических барьеров в реальной жизни может быть единственным универсальным критерием и результатом подобной работы.

Отмечу, что психологические барьеры проявляются как неадекватная внутренняя реакция на внешние объективные ситуации и обстоятельства. Таковых в нашей сегодняшней жизни очень много. В качестве примера приведем только некоторые фигурировавшие в наших ранее проводимых исследованиях и наблюдениях. Большинство из таких ситуаций обусловлены переходом от тоталитарного командно-административного устройства общества к свободным, рыночным отношениям. Оказалось, что наш человек практически неспособен выгодно продать свою рабочую силу посредством прямого предложения на рынке труда, не умеет получить или, вернее, взять образование и профессиональную подготовку, за которые уже уплатил, не в состоянии честно вести дела и удержаться от воровства у своего же компаньона в совместном бизнесе, хотя это явно не выгодно во всех отношениях и т.д. Этот перечень можно еще долго продолжать вплоть до самого высокого государственного уровня (например, все прекрасно понимают, что для экономического роста необходимо снизить налоги, но пока еще никто, в чьей прямой компетенции находятся эти решения, этого так и не сделал). Как видим, непреодолимые психологические проблемы налицо. Может быть, дальнейшее изложение несколько прояснит суть такого состояния.

 

С позиций обобщенного  понимания пока еще единственное, что можно утверждать наверняка, это наличие на всех социальных и  осознаваемых психологических уровнях  феномена некритичности, или отсутствия объективности, правдивости и ответственности. Чтобы в этом убедиться, попробуйте хотя бы один день быть абсолютно искренним  пусть даже в отношении самого себя. Если кому-нибудь удастся проделать  такой эксперимент, он скорее всего  обнаружит резкое увеличение внутренних и внешних конфликтов, что объективно обозначит признаки тех же психологических  барьеров. Абсолютная искренность и  правдивость являлись главным правилом психологической работы в процессе духовно-природной психотерапии. Поэтому  в нашем исследовании такое психологическое  состояние становилось нормой. И  когда такой человек, сумевший привести свою психику в достаточно адекватное, сбалансированное, генитальное (в фрейдистском понимании) состояние, попадал в  реальную социальную среду, пораженную «эмоциональной чумой», вокруг него неизбежно  образовывалось своеобразное агрессивное  пространство. Появлялись даже предложения  обратиться к врачу-психиатру. Отчасти  по этим же причинам кандидат на трудоустройство  в разговоре с работодателем  часто рассказывает не то, какой  он специалист, разъясняя свои аргументы  в отношении претензий на рабочее  место, а просто жалуется на жизнь, представляя  себя в очень невыгодном свете  «несчастного» человека, заслуживающего лишь жалости. Такой факт неоднократно нами отмечался при проведении видеотренингов, моделирующих разговор безработного с  работодателем. Отсутствие адекватной прагматической взаимосвязи получаемого  профессионального образования  и степени его реальной потребности  и востребованности еще в процессе обучения закладывает основы той  же несостоятельности будущего специалиста. Бизнесмен не в состоянии психологически устоять от соблазна украсть у  компаньона, а по сути, у самого себя, поскольку компаньон обычно делает то же самое. В результате каждый остается при своем, но деловые отношения навсегда испорчены.

Теперь попытаемся заглянуть  в глубинные психологические  корни подобных барьеров, которые, как  видим, в настоящее время образовали целую пропасть между нами сегодняшними, пораженными «эмоциональной чумой», и нами завтрашними, которые получат  природную возможность и историческое право на дальнейшую жизнь и развитие. В нашем исследовании некоторый  эмпирический материал по этому поводу удалось получить благодаря принятию за основу эсхатологического подхода, что означало «идти в глубину» до конца, как бы ни было сложно, драматично и страшно, только на основании веры в объективность и правдивость  природных и духовных законов  человеческого бытия. Такой подход позволил по крайней мере в отдельных  случаях достигать предельных и  даже запредельных трансцендентных  психических состояний и уровней. В результате стало возможным  некоторое обобщение психологической  проблематики с реальной жизнью и  идентификация с соответствующими уже известными архетипическими  ядрами, являющимися основой тех  же ПК. Внешнее бесконечное разно  — и многообразие психологических  конфликтов и проблем в нашей  жизни с соответствующей культурой  и ментальностью сводятся к конечному  числу изначальных «корней зла», базирующихся на соответствующих архетипах.

Определенно просматривается  и психологическая формула духовного  профессионала, рассмотренная в  первой главе, в которой основным критерием является одновременное  нахождение человека и его актуализированной  психики «ТАМ» и «ТУТ». В данном случае к «ТУТ» можно отнести  все, что находится до точки смерти и является продуктом человеческой деятельности, а к «ТАМ» — все  то, что находится уже после  точки смерти, в области возрождения, где основным доминирующим фактором является духовность, уже не как человеческий продукт, а нечто привнесенное извне, можно сказать космическое или божественное

Скорее всего, наше будущее  бытие, как результат выживания, должно соответствовать запредельной области нашей психики и находиться по ту сторону эсхатологического  барьера, где основным психическим  содержанием является духовность. Это  может соответствовать оптимальному соотношению состояний «ТУТ»  и «ТАМ» с достаточно обширным пространством активного рефлексирования. Преодоление данного барьера  может стать основным содержанием  нашего будущего личностного и социального  развития. Эта проблема со всеми  ее масштабами существует в каждом человеке, что перекладывает ее решение  на личностный индивидуальный уровень. Наше исследование, несмотря на всю  его ограниченность, все же позволило  эмпирически обозначить некоторые  факторы реальности ее решения в  масштабах одной личности. Только одного этого может быть достаточно, чтобы в дальнейшем попытаться развить  это исследование в более значительных конструктивных и научно обоснованных масштабах.

Функции психологических барьеров:

а) психологическая защита (защита интересов, ценностей и автономии  личности или общности);

б) стимулирующая (может выступать  фактором развертывания внутреннего  потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных  ресурсов);

в) консервативная (“замораживание”, торможение духовного потенциала личности); при повышенной рефлексивности и  чрезмерном самоанализе развивается  замкнутость.

 

2.Барьеры личности и общности

1. Психическое состояние  личности, неадекватное требованиям  складывающейся ситуации (напряженность,  эйфория). Причинами могут быть  особенности характера индивида.

2. Личность принадлежит  к общности, закрытой для других  общностей; в этом случае такая  особенность будет присуща многим  личностям этой общности.

По видам деятельности дифференцируются следующие барьеры деятельности :

коммуникативный и познавательный;

трудовой и управленческий;

реактивный и творческий;

экономический и политический;

правовой и духовно-нравственный.

Барьеры взаимопонимания  возникают на разных этапах взаимоотношений  .Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер.

Первое впечатление о  человеке складывается прежде всего  по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Конечно, “провожают по уму”, но встречают все-таки “по  одежке”. Внешность всегда многое определяла в отношении к человеку, особенно в кругу малознакомых людей. Уже  в детском возрасте, начиная с 4-х лет, красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую  популярность среди сверстников. Эта  тенденция сохраняется и в  зрелом возрасте. Когда участникам психологического эксперимента предлагали по фотографиям оценить личные качества и предсказать судьбу тех, кто изображен на снимках, оказалось, что более красивым испытуемым чаще приписывали положительные качества и счастливую судьбу.

В исследованиях Л.Я. Гозмана  был обнаружен эффект иррадиации красоты: физическая привлекательность  мужчины существенно зависела от внешности женщины, в обществе которой  он постоянно появлялся. Выходит, есть и определенная выгода от общения  с внешне привлекательными людьми –  рядом с ними и тебя самого могут  оценить выше. Но именно в этой прагматической направленности и скрывается для  людей, наделенных незаурядными внешними данными, опасность ложного понимания  заинтересованности окружающих в общении  с ними. Корыстный интерес они  легко могут принять за интерес  человеческий.

Если бы отношения между  людьми ограничивались только поверхностными контактами, то можно было бы утверждать, что красота – лучшее средство достижения успеха в общении. Но исследования показывают, что физическая привлекательность  супругов не влияет на взаимоотношения  в семейной жизни и на стабильность брака. Любопытно, что люди более  снисходительны к проступкам тех, кого эксперты оценивают внешне более  привлекательными. Зато строже, чем  обычно, их осуждают, если свои внешние  данные они используют с аморальной целью.

Разумеется, оценка внешности  одного человека другим субъективна, большую  роль играет одежда и косметика. При  словесном воссоздании облика человека наиболее значимыми являются рост, цвет глаз и волос, а также особенности  мимики. Это объясняется тем, что  с формой, цветом и выражением глаз мы связываем не только внешние, но и внутренние личностные характеристики (физиогномика). Философ А. Шопенгауэр говорил, что “уста высказывают  мысль человека, а лицо – мысль  природы”.

Информация о работе Морально-психологические «барьеры» общения и их преодоления