Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:58, доклад
В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения.
Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
В любом
из периодов общественного развития
основными функциями морали являются
регулирование и оценка индивидуального
поведения людей, приведение его
в соответствие с теми нормами
и принципами, которые приняты
данным обществом в качестве базовых
и отражают общественные интересы.
Моральные нормы не только содержат
предписания должного поведения, они
фиксируют и такие нравственные
аспекты личности, которые необходимы
для нормативно одобряемого поведения,
поскольку с точки зрения морали
могут рассматриваться и
Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.
Относительно
происхождения морали имеются две
основные точки зрения. Одна из них
связывает происхождение морали
с первыми формами совместной
трудовой деятельности, указывая на то
обстоятельство, что совместная производственная
деятельность порождает необходимость
нравственной регламентации этой деятельности
как обязательного условия ее
успешного осуществления и
1 Шишкин А. Ф. Очерк истории этики. — М.: Знание, 1969; Иванов В. Г. История этики древнего мира. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
2Ефросимов М. Генезис альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
14
собственно общество в современном понимании, а его прообраз1.
Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Первобытная орда, затем племя — первые формы человеческого коллектива, сообщества, известные нам из материалов археологических, этнологических и палеонтологических исследований. О жизни этих далеких предков можно судить лишь по тем немногим дошедшим до нас свидетельствам, которые пощадило время. Однако и эти немногие доступные для анализа факты дают возможность сделать определенные выводы, интересующие нас в связи с рассматриваемым вопросом.
В первую очередь, мы знаем, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи физически относительно беззащитным, человек объективно нуждался в кооперировании своих усилий с другими людьми для успешной охоты или защиты от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные периоды) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой, поскольку для находящейся в постоянном движении орды медленно передвигающиеся в силу разных причин члены — не просто обуза, а угроза безопасности для всех, а значит и для каждого. Задержка в пути, передвижение со скоростью самых слабых и медлительных могли вызвать гибель всей орды от голода или в результате нападения таких же диких людей или животных. Поэтому Л. Крживинский2 называет первобытное общество-орду— «обществом без стариков» и «обществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые погибали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со сто-
1 Бакунин М. А. Мировое тайное общество освобождения человечества. Избр. философ, соч. и письма. — М., 1987. — С. 570.
2 Крживинский Л. Люди. Очерки этнической антропологии. — Варшава, 1996.
15
роны своих соплеменников. Происходил действующий в животном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.
Вместе с тем, исходя из того, что предок человека жил не в одиночку, мы можем сделать вывод, что и в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе подобных. Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным, и именно этим обстоятельством определялась необходимость координировать действия внутри племени и жестко регламентировать поведение его членов: «... люди взаимодействуют друг с другом с чувством моральности, такие поступки соответствуют нашим биологическим интересам»1. Так, для полудикой орды имели ценность лишь сильные, крепкие и ловкие охотники, обеспечивающие орду пропитанием и выполняющие при необходимости функции защиты, молодые женщины — как продолжательницы рода, а для женщин-матерей — их дети в силу биологического закона сохранения вида. Таким образом, ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с коллективными потребностями выживания homo erectus как специфического биологического вида.
Строго говоря, это не были ценности в нашем современном понимании — мозг человека в этот период не в состоянии был осмысливать такие сложные философские понятия, как «ценности», «благо», «добро», — но на уровне примитивных полуживотных ощущений и инстинктов человек, безусловно, мог дифференцировать полезное и вредное для себя и для сообщества.
О моральных отношениях этого исторического периода можно сказать лишь одно — они были коллективистскими, ориентировались на совместное физическое выживание, поскольку в одиночку предок человека выжить не мог, и содержали только один закон — власть силы с целью обеспечения совместного выживания. Мораль (точнее, прамораль, инстинктивная
1 Рьюз М., Уилсон Э. О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. — № 1. — С. 100.
16
мораль,
поскольку речь, лишь очень условно,
может идти о нормативной регуляции
человеческого поведения с
Жизнь
в коллективе и стремление выжить
требовали от первобытных людей
взаимопомощи при обороне и нападении,
т. е. в экстремальных ситуациях,
и очевидно, что такие виды помощи
друг другу оказывались коллективно
— в противном случае человек
был бы уничтожен силами неживой
природы и животного мира. В
самой орде должны были соблюдаться
относительно миролюбивые отношения,
по крайней мере, внешне, и об этом
заботился вожак, в первую очередь
охраняя предков человека — своих
соплеменников — от бессмысленного
самоуничтожения, пресекая различные
распри, немотивированные убийства соплеменниками
друг друга. Следовательно, даже в самом
примитивном обществе, каким являлась
первобытная орда, должна была существовать
система наиболее общих и универсальных
норм и запретов, которые в первую
очередь гарантировали бы безопасность
существования в сообществе, невозможность
его уничтожения «изнутри», и
соответствующая система
Как считает
В. Вичев, «первые социальные нормы,
возникшие как отражение
сколько
негативный характер. В них доминируют
не столько предписания к
Сами понятия «благо», «добро» и «зло» в этот период для человека ничем, практически, не отличались от ощущений животного: тепло, сытно, безопасно — добро, благо; опасность, голод, холод — зло, поскольку звуки, издаваемые человеком в этот период, и главное, понятия, ими обозначаемые и выражаемые, были ненамного разнообразнее и богаче, чем у животных. Первобытный коллектив — социальный организм, замкнутое сообщество, противостоящее всему остальному миру в жестокой борьбе за существование. Первобытный человек является коллективистом, но не в силу своей высокой нравственности, а в силу необходимости бороться за существование.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
мораль помощи и взаимопомощи уходит
корнями в природу человека и
человеческого общества: в первобытной
орде поведение каждого ее члена
соответствовало требованиям
1 Вичев В. Мораль и социальная психика. — М.: Прогресс, 1978. — С. 101.
2Семенов Ю. Г. Как возникло человечество. — М., 1966.
большинство хищников, ведущих парный или одиночный образ жизни. Человек при этом следовал такому же инстинкту стадности или коллективизма, какому следуют животные, основой поведения которых является не нападение, а самозащита, — т. е. животные-хищники. Фактически у человека не было возможности выбора поведения, не было положительных альтернатив коллективизму. При отсутствии свободы воли трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя некоторые виды взаимопомощи и поддержки на инстинктивном уровне в орде имели место как прообраз будущих моральных отношений.
По мнению историков, относительная «гуманизация» и морализация отношений в первобытном обществе произошла после величайшего события в истории человечества — освоения огня1. Использование данного природой огня и затем его произвольная добыча, хранение и использование для своих нужд стало, по мнению многих ученых, переломным моментом в истории человечества. Открытие дало людям реальную возможность стать более гуманными и ценить человеческую жизнь как таковую.
О том,
что человеческая жизнь, сам человек
в этот период уже становится наивысшей
ценностью, пусть и не вполне осознаваемой
объективно, косвенно говорит такой
факт: самой великой и ценной жертвой
духам (предков или природных
предметов и явлений), культы которых
в этот период уже существовали,
считалась жертва человеческая, приносимая
в особо ответственных, важных и
значимых случаях, тогда как в
повседневности можно было ограничиться
принесением в жертву злаков, продуктов
питания, животных, различных изделий.
Причем на роль жертвы в самых различных
человеческих сообществах, живших в
различных уголках земного
Постоянное использование огня сделало возможным переход к оседлому образу жизни — огонь не только делал жилье более уютным и теплым и избавлял от необходимости перекочевывать «вслед за летом» и за перемещающимися на юг стадными животными, но и защищал от хищных животных, и
1Россет Э. Процесс старения населения. — М., 1968. — С. 113.
18
19
давал
возможность делать запасы пищи на
случай голода, да и охота с применением
огня стала более добычливой. Видимо,
с применением огня до некоторой
степени снизилась
Информация о работе История становления этических традиций на руси