Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:07, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Следует отметить, что сама торгово-промышленная палата, как структура, неукоснительно придерживается принципов социальной ответственности. Через всю деятельность Брянской ТПП проходит забота о подрастающем поколении Брянщины, так как в нем – будущее региона. В данном контексте налажено тесное сотрудничество с учебными заведениями. Палата постоянно оказывает помощь школам в плане приобретения методической литературы, оборудования. Среди старшеклассников и студентов проводятся тренинги, направленные на адаптацию молодых людей к рыночным условиям, одаренным детям назначаются стипендии. На многих предприятиях, являющихся членами палаты периодически организуется производственная практика для школьников и студентов.
Предметом особого внимания и опеки для Брянской палаты являются дети, вынужденные жить в детских домах, приютах, интернатах. По данным управления образования администрации Брянской области, на попечении государства находится более 6 тысяч детей – сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Можно констатировать, что именно помощь обездоленным детям стала за последние годы главным направлением благотворительных программ предпринимателей. Объединению усилий делового сообщества способствовала инициатива Торгово-промышленной палаты РФ по созданию благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям».
Одной
из важнейших сторон процесса осознания
представителями виднейших
Участвуя в организации работы по выполнению данного постановления, палата с органами власти и другими общественными организациями добилась того, что каждое социальное учреждение имеет постоянного и надежного «шефа» из числа преуспевающих предприятий области. Ежегодно вводятся в эксплуатацию здания для детских домов и школ интернатов, причем определенную часть на эти цели выделяют предпринимательские организации и торгово-промышленная палата в виде спонсорской помощи.
История
индивидуального спонсорства
Заботясь
о реставрации историко-
Брянская палата не намерена ослаблять внимание и к другим традиционным объектам своей благотворительной деятельности. В их числе – областной общественный фонд социальной поддержки военнослужащих Минобороны и членов их семей, органы правопорядка Бежицкого района г. Брянска, городские больницы, молодые таланты в области науки и искусства, многодетные семьи, спортивные коллективы. В соответствии с установками, содержащимися в программе деятельности брянской палаты на период 2003-2008 годов, намечается обеспечить общую сумму отчислений на благотворительные нужды до размера, равного не менее 3% валового дохода палаты.
В интервью Президент Брянской торгово-промышленной палаты Т.Ф. Суворова высказывает свою точку зрения по данной проблеме: «Не могу не согласиться с выводом президента банка «Новая Москва» И. Финогенова о том, что «только своими собственными усилиями мы можем преодолеть весьма негативное представление общества об уровне социальной ответственности бизнеса». Действительно, у работников частных предприятий заработная плата сегодня выше, чем у работников бюджетной сферы: учителей, врачей, работников культуры, коммунальщиков. С одной стороны, это говорит об умелом ведении дел предпринимателями, их успешном бизнесе, но с другой - создает нездоровую обстановку в обществе. Особенно если те же самые предприниматели замкнулись только на получении прибыли, повышении эффективности собственного производства, расширении собственной экономической базы, и в «упор» не хотят видеть социальных проблем своего региона, выказывая безразличие к нуждам окружающих, кроме своих работников. Тем самым подрывается деловая репутация бизнесменов, размывается роль и место бизнеса и предпринимательства в глазах рядовых членов общества».
Примечательно, что в настоящее время на Брянщине развитие предпринимательства ставится во главу угла как составная часть экономики региона. Потому что здесь все взаимосвязано: слабая экономика - значит, слабый бизнес в регионе, а слабый бизнес в регионе - нет подспорья развитию социально-экономической базы. И здесь еще раз можно согласиться с И. Финогеновым, когда он говорит, что «лишь тогда, когда развивается экономика, возможно решение социальных проблем. Наоборот, к сожалению, не получится. Слабый бизнес - слабая социальная ответственность»22.
То есть речь идет о том, что бизнес как в каждом регионе, так и в масштабах всей России, должен быть не только защищенным (здесь большая роль принадлежит торгово-промышленным палатам всех уровней), но и социально направленным (а это уже зависит от человеческих качеств бизнесмена и предпринимателя, его отношения к малой родине и своим согражданам). Можно и нужно говорить об ответственности деловых людей за решение социальных проблем. Но ответственность в данном случае понятие более нравственное, моральное. А вот социальная направленность - это уже конкретно, или она есть, или его нет.
Тема
социальной ответственности бизнеса
особенно важна и актуальна сегодня,
когда ответственность
Как же решаются эти вопросы на ведущих предприятиях Брянщины?
Отвечая на данный вопрос, можно с полной уверенностью назвать наших признанных лидеров в сфере брянского бизнеса, чьи имена и результаты работы руководимых ими коллективов известны всей России и за ее пределами, - не говоря уже о масштабах региона. Это генеральные директора ОАО «Брянконфи» С. Шишонкова, ОАО «НИИ Изотерм» В. Инютин, ОАО «Пищекомбинат Бежицкий» С. Машков, председатель КБ «Брянский народный банк» (ОАО) В. Сигаева, руководитель предприятия «Кондитерская компания «Золушка» Л. Лапыгина, директор общества с ограниченной ответственностью ССХП «Женьшень» И. Мешков (в этом уникальном хозяйстве действительно выращивается корень жизни - женьшень), генеральный директор ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» председатель бюджетного комитета Брянской областной Думы Б. Бадырханов, генеральный директор фирмы «Адмиралъ» депутат областной Думы Ю. Петрухин. К ним подтягиваются уже твердо ставшие на ноги товарищество на вере «Сыр Стародубский» (руководитель А. Мокроусова), предприятие из районного центра Навля «Пищевик» (генеральный директор В. Акулова), ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» из Брянска (генеральный директор С. Горелов), строительно-монтажное управление из г. Новозыбкова (генеральный директор Ю. Курбатов).
В последнее время проявили себя молодые предприниматели В. Беляй из г. Клинцы, Н. Корольков из Жуковки, Т. Рубинская из Брянска.
Развивая производство, внедряя новую технику и технологию, проявляя заботу о своих коллективах, работая над внешним видом и качеством продукции, не забывая о деловой репутации и престиже фирмы, они вносят весомый вклад в развитие экономики региона, а, следовательно, и в решение сложных социальных проблем. Конечно, возможности у всех разные, но объединяет их одно: держать честь брянской марки, создавать добрую славу своей предпринимательской среде.
В нашем регионе многие предприятия и предприниматели оказывают помощь в содержании памятников культуры, часть из которых даже взята на баланс предприятий. Эти действия так же могут свидетельствовать о присутствии у представителей брянского бизнеса чувства социальной ответственности перед регионом, его жителями, наследием предков и будущим поколением.
В
заключение, хочется отметить, что
в российском бизнес-сообществе уже
растет понимание необходимости
социально ответственного поведения,
участия в продвижении
Перед
отечественным бизнесом сегодня
стоит двойная задача: с одной стороны,
возродить утраченные этические традиции
российского предпринимательства, включая
заботу о нуждах общества, а с другой стороны,
использовать в максимальной мере позитивные
достижения мирового опыта участия деловых
структур в решении социальных вопросов.
Достижение этих целей потребует от бизнес-сообщества
довольно длительного времени, а главное
– осознания им аспектов в своей производственной
и коммерческой деятельности.
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области
Изучив все возможные формы и модели взаимодействия бизнеса и власти как на федеральном, так и на региональном уровне, можно с полной уверенностью говорить о необходимости разработки единой стратегии совместного развития бизнеса и власти. Для успешной реализации стратегии партнерских взаимоотношений в первую очередь нужно определить приоритетные направления соприкосновения сторон:
I. Для Брянской области в настоящее время является обязательным проведение совместного (власть и бизнес) обсуждения социально-экономических проблем региона. Причем дело не должно заканчиваться лишь обсуждением: представители бизнеса, понимая бремя ответственности, возложенное на них, предлагают (без давления властей) осуществимые альтернативные варианты решения острых проблем. Возможно даже создание при губернаторе своего рода группы развития, в состав которой войдут наиболее ответственные руководители бизнес-структур. Но обсуждаться тут должны не личные проблемы предпринимателей, а проблемы всего региона и возможности их совместного решения. По примеру некоторых регионов (Свердловская, Ярославская область) совместно с группой экономических субъектов можно разрабатывать программу развития производительных сил на длительный период времени, допустим, до 2015 года. Это позволит учесть интересы и бизнеса, и власти региона. Данные преобразования необходимо начинать уже с начала 2008 года, в свете смены власти (выборы в Государственную Думу 2 декабря и будущие выборы президента) эта мера будет способствовать интеграции интересов нового состава властных структур, бизнеса и населения.
Так
же к выработке социально-
II. Многие российские компании на основе международных стандартов внедряют систему добровольной социальной отчетности, что позволяет предотвращать открытое противостояние разных общественных групп в агрессивной форме.
Предприятиям Брянска и Брянской области, по-моему, данная мера позволила бы завоевать среди населения региона непререкаемый авторитет, и в то же время создать партнерские отношения с властью.
III. Нельзя забывать, что результативность взаимодействия бизнеса и власти во многом зависит от сотрудничества коммерческого и некоммерческого сектора. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, некоммерческие организации увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом.
Но в нашем регионе социальная активность населения очень мала, лишь 5% жителей области принимают участие в общественных объединениях. Поэтому необходимо привлекать население к участию в общественной жизни области. Причем это не должно выглядеть как простая формальность: в сознании каждого человека должно твердо укрепиться представление о том, что его мнение очень важно. Такой образ жизни не должен быть простой «обязаловкой» или наоборот путевкой в круг избранных, а обязан стать частью человеческого Я.
IV. Представителям власти Брянской области непозволительно забывать об истине, известной каждому: неудачная политика в отношении малых и средних предприятий может в будущем привести Россию к стагнации предпринимательства, теневой экономике и криминогенным явлениям в народном хозяйстве при усложнении проблем финансирования бюджета за счет налогов. По словам председателя Комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевского, «бизнесу нужна не помощь, а благоприятные условия для работы. Малый бизнес — это основа самозанятости и самофинансирования трудоспособных инициативных граждан».