Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:07, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Обмен ресурсами как основа взаимоотношений.
В процессе взаимодействия бизнеса и власти в рамках партнерской модели происходит обмен ресурсами: бизнес получает «особые условия» (освобождение от налогов и другие льготы) и доступ к дополнительным экономическим ресурсам (дешевые кредиты, участие в федеральных программах), а представители власти могут рассчитывать на поддержку бизнес-сообщества в ходе выборов и с его помощью осуществлять собственные программы социального и экономического развития.
Отказ бизнеса от борьбы за власть.
Если паритет достигается, то в этом случае бизнес отказывается от борьбы за власть и поручает политической элите представительство своих интересов в институтах власти. В данном случае речь идет, прежде всего, об отказе бизнес-сообщества от претензий в борьбе за губернаторский пост. Ведь зачем бизнесу нагружать себя дополнительными обязанностями, когда его интересы и без того поддерживаются властью.
Эффективность бизнеса как условие консенсуса бизнеса и власти.
В Брянской области, где между бизнесом и властью устанавливаются партнерские отношения, попадание в слой бизнес-элиты обусловливается, не просто хорошими отношениями с властными фигурами, а успехами собственного бизнеса. Среди наиболее влиятельных лиц у нас можно встретить немало независимых от власти бизнесменов, а списки влиятельных в политике и экономике людей полностью не совпадают.
Не
исключено, что набор данных характеристик
может быть расширен, но ясно одно –
сегодня в регионе
Необходимо помнить, что ресурсы влияния власти на экономическую ситуацию и основные экономические факторы – не есть постоянная величина. Воздействие может быть как уменьшающимся, так и увеличивающимся. Однако при всех происходящих переменах ресурсы региональной власти, и, прежде всего, губернаторской, не стоит недооценивать.
Рычаги (ресурсы), позволяющие региональной власти влиять на бизнес-сообщество, можно с определенной долей условности сгруппировать в три основных блока – административные, экономические и политические.
К административным ресурсам могут быть отнесены прописанные в региональных законах полномочия региональной власти, а также права, присвоенные региональными руководителями. Политика централизации снизила возможности региональных властей влиять на деятельность федеральных структур, а федеральный Центр сумел вернуть себе контроль над ними. В последние годы региональная власть лишилась целого ряда инструментов административного влияния. «Сегодня мы лишены элементарной информации, не можем получить от налоговиков сведений о том, какие налоги платят наши предприятия», - говорит один из областных руководителей.
В результате укрепления «вертикали власти» влияние региональных лидеров на федеральные институты власти сократилось. Но, тем не менее, региональная власть сохраняет контроль над проверяющими инстанциями – экологической, санитарной, энергетической, пожарной инспекциями, которые всегда могут быть задействованы против отдельных экономических структур. Чаще всего эти институты властью не используются, но возможность их применения постоянно присутствуют в диалоге бизнеса и власти.
«Мы
можем закрыть любое
Серьезным
ресурсом, который существенно
Экономические ресурсы. Этот вид ресурсов региональной власти определяется экономическим потенциалом региона, степенью контроля, установленного властью над экономикой подведомственной территории, а также стратегиями, которые вырабатывает региональная власть.
В годы «региональной автономии» наиболее важным экономическим ресурсом региональной власти являлся контроль над собственностью и процессом ее распределения. Сегодня в динамично развивающейся Брянской области основная часть собственности уже распределена. В этих условиях возможность региональной власти контролировать процесс распределения и перераспределения собственности сократилась. Переход собственности в частные руки предопределяет повышение экономических ресурсов у бизнеса по сравнению с властью. Чем больше будет собственности в частных руках, тем больше потенциал власти будет снижаться.
К значимым экономическим ресурсам региональной власти, позволяющим ей сегодня влиять на бизнес, относятся: предоставление налоговых льгот; государственный и социальный заказ; введение единого налога на вмененный доход (который чаще всего рассматривается как особый ресурс городской власти); торговля региональными преференциями (предоставление землеотводов, разрешение на застройку). Используя эти ресурсы, наша региональная власть создает более или менее благоприятные условия развития «близким» экономическим структурам.
В
условиях, когда в регион приходят
новые собственники, актуальной для
регионального бизнеса
«Самостоятельно региональный бизнес противостоять московскому капиталу не может. Для этого нужна сильная власть, которая определяет правила игры и решает, пускать или не пускать московский капитал в регион», – считает известный аналитик М. Коробельников. В этом плане брянские руководители до сих пор находили компромисс: в области представлен и динамично развивающийся «местный» бизнес и представители других регионов (Москва, Курск, Воронеж, Белгород).
Как отмечалось выше, губернатор Брянской области Н.В. Денин широко использует в своей деятельности международные контакты, и это делает его взаимодействие с бизнесом взаимовыгодным. Как бывший представитель бизнес-сообщества он прекрасно понимает все его проблемы и пытается произвести определенные подвижки в этом направлении.
Так же не стоит выпускать из вида, что именно власть разрабатывает стратегические направления развития региональной промышленности, торговли, транспорта, в которых занята немалая часть крупного бизнеса. Это способствует тому, что власть берет на себя роль экономического стратега, со сформулированными приоритетами которой бизнес не может не считаться.
К политическим ресурсам региональной власти можно отнести: способность регионального руководителя отстаивать интересы региона на федеральном уровне, его влияние на региональную политику, уровень контроля за региональными процессами. В прошлом первые лица региона оказывали серьезное влияние на структурирование политического пространства в своих регионах. Некоторые из прежних ресурсов им удалось сохранить, а в ряде случаев получить новые. Так, Н.В. Денин контролирует региональное отделение «Единой России», возглавляет ее список на выборах в Государственную думу. За время нахождения Н.В. Денина на посту губернатора Брянской области у нас побывало немало представителей федеральной власти (С. Миронов, Б. Грызлов, С. Иванов), с которыми ему удалось обсудить представление определенной помощи региону.
Это позволяет говорить о том, что политические ресурсы губернатора внутри региона остаются весьма существенными, что не может не заставить бизнес считаться с этим и учитывать во взаимодействии с властью.
Краткий обзор ресурсов, которыми располагает губернатор Брянской области, убеждает в том, что лидер региона продолжает оставаться влиятельной фигурой, а сосредоточенные в его руках ресурсы не просто сократились или увеличились, а существенно изменились. Сегодня, чтобы влиять на экономическую ситуацию в своем регионе, губернатор должен динамично реагировать на происходящие перемены, обладать профессиональной командой, способной работать не только с текущей экономической ситуацией, но и уметь прогнозировать возможные экономические последствия тех или иных решений.
Региональные руководители хорошо осознают потребности нового времени. С этой целью первые лица региона стремятся обновлять экономический блок своих команд, привлекать к работе успешных предпринимателей.
Взаимодействие
с региональными властями позволяет бизнесу
более уверенно действовать в экономическом
пространстве. В более широком контексте
оно создает реальные основания для формирования
в регионе экономической и политической
стабильности.
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области
Немаловажным аспектом в гармонизации интересов власти и бизнеса является повышение уровня социальной ответственности бизнеса перед населением.
Экономическое реформирование, имеющее место в нашей стране, ставит перед предпринимателями задачи выхода на новый уровень. В частности, решение вопроса о вступлении Российской Федерации в ВТО предполагает, что качество товаров, производимых в нашей стране, будет соответствовать международным стандартам. К сожалению, не всегда желаемое соответствует действительному. До сих пор многие предприятия не в состоянии довести качество своей продукции до мирового уровня. К тому же не всегда производители свободно ориентируются в требованиях современного рынка. Для помощи предпринимателям в решении этих вопросов и создана система торгово-промышленных палат. В настоящее время членами Брянской торгово-промышленной палаты являются около 600 предприятий и организаций области всех форм собственности.
Сегодня во всем мире просматриваются тенденции сдвига бизнеса в сторону большего учета в своей деятельности социальных, моральных и этических аспектов. В острой конкурентной борьбе побеждают именно те компании, которые на практике осознают, что экономические цели имеет также и социальное измерение, а хозяйственная деятельность должна приносить максимальную выгоду не только акционерам, но и соответствовать интересам всего гражданского общества.
Социальная ответственность (партнерство) – это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему, которое строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это фактическое партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Оно возникает тогда, когда представители местной власти и бизнеса начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.
Социально ответственный бизнес предусматривает наличие следующих компонентов:
Эффект социально ответственного бизнеса характеризуется созданием стабильной бизнес-среды, снижением предпринимательских рисков, укреплением доверия, созданием положительного имиджа компании, увеличением капитализации, ростом финансовых показателей, повышением эффективности маркетинга, развитием инноваций, способствующих расширению рынка и другими полученными выгодами.
В начале 2005 года торгово-промышленная палата России заявила о намерении взять в свои руки инициативу по развитию социально-ответственного бизнеса. Причем сделать это не на уровне абстрактных лозунгов и призывов, а путем ориентации бизнеса на решение конкретных задач, изложенных в разработанном палатой стандарта «Социальная ответственность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации.
Исследования, проведенные сотрудниками Брянской палаты, показывают, что многие работники не чувствуют себя в достаточной степени социально защищенными как в государственном, так и в частном секторе экономики. В погоне за прибылью допускаются массовые нарушения трудовых норм, культивируется чрезмерная интенсивность труда, сверхурочные работы, низкие заработки, непредоставление предусмотренных законом социальных льгот и гарантий. Предприниматели зачастую полагают, что социальная защита – это прерогатива государственных институтов или профсоюзов, а у руководителей и собственников – другие заботы.
В ряде предприятий Брянщины сохраняется острота и злободневность вопросов развития социальной инфраструктуры предприятия, культуры труда, высвобождения и трудоустройства работников, формирования общественного мнения в коллективе, трудовой морали, повышения социальной активности персонала.