Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа
В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.
Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников
К числу позитивных требований
следует отнести также
В настоящее время не требуется получения лицензии для ведения деятельности арбитражного управляющего. Следует заметить, что ранее лицензирование осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1544 "О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих". С момента вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в качестве арбитражного управляющего не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Интересен тот факт, что
по законодательству ряда стран СНГ,
к примеру Украины, наличие лицензии
является обязательным условием при
назначении физического лица арбитражным
управляющим, за исключением распорядителя
имущества крестьянского
Новеллой российского Закона о банкротстве 2002 года является положение, согласно которому конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе предусмотреть дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:
· наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника);
· наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики;
· наличие определенного количества проведенных процедур.
Исходя из специфики правового
статуса отдельных категорий
должников, также на законодательном
уровне предусмотрены дополнительные
требования к кандидатуре арбитражного
управляющего. Так, постановлением Правительства
РФ от 19 сентября 2003 года N 586 установлен
Перечень требований к кандидатуре
арбитражного управляющего в деле о
банкротстве стратегического
· наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы);
· участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве (за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника) при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего;
· наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Дополнительные требования
установлены также в отношении
арбитражного управляющего при банкротстве
кредитной организации. Помимо общих
положений арбитражный
Как отмечалось выше, существует ряд негативных условий, которые препятствуют назначению лица как арбитражного управляющего, и таковыми являются:
· заинтересованность в отношении должника или кредиторов;
· процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя (арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель сам может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке и на условиях, закрепленных действующим законодательством);
· неполное возмещение убытков, причиненных лицом при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
· дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц);
· судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
· отсутствие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Критерии заинтересованности установлены статьей 19 Закона о банкротстве. При этом заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:
· юридическое лицо, являющееся основным или дочерним;
· руководитель должника;
· члены совета директоров (наблюдательного совета) должника;
· члены коллегиального исполнительного органа;
· главный бухгалтер;
· бухгалтер;
· лица, находящиеся с указанными выше категориями в родственных отношениях (супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга).
Закон о банкротстве 2002г.
устанавливает, что обязательной формой
финансового обеспечения
Таки меры предосторожности
вызваны, как отмечалось ранее, основными
принципами деятельности арбитражного
управляющего, которыми являются независимость,
объективность и
В России на начало 2004 года было
зарегистрировано более 40 саморегулируемых
организаций арбитражных
7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
Правовое регулирование
деятельности саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих
Порядок ведения реестра саморегулируемых организаций регламентирован Положением о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которое утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2004 года N 202. По своей организационно-правовой форме эта организация является некоммерческой, и Закон о банкротстве п. 2 статьи 21 устанавливает ряд условий для включения ее в единый государственный реестр:
· наличие не менее чем 100 членов, каждый из которых соответствует требованиям, предъявляемым законом к арбитражным управляющим;
· участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства (в совокупности), учитывая и незавершенные;
· наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, формируемых за счет денежных средств в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена.
Функции саморегулируемой
организации в отношении ее
членов весьма разнообразны. Это
как защита прав и законных
интересов ее членов, повышение
уровня профессиональной
Правовая регламентация утверждения арбитражного управляющего в настоящее время существенно изменилась. По мнению М.В. Телюкиной, "Закон 1998 года ставил решение этого вопроса в зависимость от воли кредиторов, определяя способы выдвижения, обсуждения кандидатуры, представления ее арбитражному суду. Закон 2002 года лишил кредиторов возможности повлиять на назначение конкретной кандидатуры, передав соответствующие возможности саморегулируемым организациям арбитражных управляющих"[12].
Заметим, что арбитражный
суд, принимая заявление о признании
должника банкротом, выносит определение,
в котором указывается
Следует заметить, что при наличии отвода кандидатура не может быть утверждена. Отводы заявляются в процессе судебного заседания при рассмотрении вопроса об утверждении управляющего; об отводах должно быть указано в протоколе судебного заседания.
Надо сказать, что основания
и порядок проведения саморегулируемой
организацией проверки деятельности своих
членов указаны в Правилах, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от
25 июня 2003 года N 366 "Об утверждении
Правил проведения саморегулируемой организацией
арбитражных управляющих
Таким образом, Закон о
банкротстве 2002 года создал ряд условий
и гарантий того, что арбитражным
управляющим будут исполняться
его обязанности непредвзято
и независимо от воли участников процесса
банкротства, что способствует правильному
и объективному проведению всей процедуры
несостоятельности. А поскольку
эти обязанности важны и
Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности