Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 101.49 Кб (Скачать)

Конкурсный управляющий  письменно уведомляет известных  ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок (он сокращен по сравнению с общим сроком) могут  предъявить ему свои требования.

В случае если конкурсный управляющий  обнаружит достаточное количество имущества отсутствующего должника, он может ходатайствовать перед  арбитражным судом о прекращении  упрощенной процедуры банкротства  и переход к общим процедурам банкротства, предусмотренные Законом  о банкротстве.

При принятии решения о  подаче в суд искового заявления  о признании отсутствующего должника банкротом, с целью установления его фактического отсутствия, в соответствии с признаками установленными Федеральным  законом от 26 октября 2002г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)", налогововым  органом направляется мотивированный запрос о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной  практикой, адвоката, учредившего адвокатский  кабинет). Информация об операциях на счете является банковской тайной, но в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990г. N 395-I О банках и банковской деятельности налоговые  органы могут получать такую информацию. Проблема получения такой информации возникла на законодательном уровне, в момент вступления в законную силу 22.02.2007г. Приказа Федеральной налоговой  службы от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов", который утвердил форму соответствующего запроса. Данный Приказ по поводу мотивированности запроса говорит: «В мотивировочной части запроса указывается одно или несколько из следующих оснований:

а) вынесение решения о  взыскании налога (сбора, пени, штрафа);

б) принятие решений о приостановлении  операций или об отмене приостановления  операций по счетам организации (индивидуального  предпринимателя, нотариуса, занимающегося  частой практикой, адвоката, учредившего  адвокатский кабинет);

в) проведение в отношении  организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский  кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении  налогоплательщика выездной (повторной  выездной) налоговой проверки, камеральной  налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом  агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении  налогоплательщика мероприятий  налогового контроля, вызванных фактическим  отсутствием налогоплательщика  по адресу, указанному в учредительных  документах; проведение в отношении  налогоплательщика мероприятий  налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные  сроки документов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах; осуществление иных целей  и задач налогового контроля)». Из вышесказанного можно увидеть, что  законодатель не предусмотрел подачу искового заявления в суд о  признании отсутствующего должника банкротом как основание для  запроса получения информации по счетам организации у банка. Что  же касается мероприятий налогового контроля, на который может сослаться  налоговый орган, при направлении  соответствующего запроса, то законодатель не относит установления факта отсутствия должника к таким мероприятиям. Также  нельзя относить «проведение в отношении  налогоплательщика мероприятий  налогового контроля, вызванных фактическим  отсутствием налогоплательщика  по адресу, указанному в учредительных  документах», т.к. это не говорит  о том, что организация не предоставляет  отчетности и прекратила предпринимательскую  деятельность. Хотя законодатель и  указал, что налоговый орган может  делать соответствующий запрос для  осуществления иных целей и задач  налогового контроля, но опять же не представляется возможным соотнести  признание должника отсутствующим  с мероприятиями налогового контроля.

Стоит отметить, что Налоговые  органы уже пытались решить эту проблему еще в начале 2006 года. Федеральной  Налоговой Службой было создано  Письмо от 16 февраля 2006г. N ЧД-6-09/169@ "О  запросах налоговых органов в  банки о предоставлении справок  об осуществлении операций по банковским счетам в целях определения недействующих  юридических лиц", в котором  было отмечено, что налоговые органы могут получать соответствующую  информацию, составляющую банковскую тайну в рамках выявления отсутствующих  должников. Но также стоит сказать, что данное письмо носит рекомендательный характер, и банки все равно  руководствуются Налоговым кодексом РФ, а точнее 86 статьей. А с первого  января 2007 года, в связи с принятием  упомянутого выше Приказа, данная проблема встала еще острее, и Письмо никакой  роли уже не играло.

По уже сложившейся  практике Инспекции ФНС при направлении  запроса в банк, ссылаются на 86 статью НК РФ, которая обязывает  банки предоставлять налоговикам  соответствующую информацию, но в  то же время данная статья говорит, что «указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена  налоговым органом после вынесения  решения о взыскании налога, а  также в случае принятия решений  о приостановлении операций или  об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального  предпринимателя)» и «Форма и  порядок направления налоговым  органом запроса в банк устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов  и сборов». Из этого можно сделать  вывод, что только на основании статьи 86 НК РФ банк не может и не имеет  права предоставлять налоговому органу информацию касающееся операций по счетам организации, на основании  признания должника банкротом, т.к. она (информация) составляет банковскую тайну, а оснований у Инспекций  для получения такой информации с 22.02.2007г. нет. Налоговые органы безусловно находят выход из сложившейся  ситуации, указывая в мотивировочной части запроса другие мероприятия  налогового контроля (как то камеральная, выездная проверка), но ситуация не нормальная и решать ее нужно только на законодательном  уровне. Либо четко указать, что подготовка и согласования подачи искового заявления  о признании должника отсутствующим, является основанием для получения  информации от банка по операциям  на счете должника, либо включить данную обязанность налогового органа в  список мероприятий налогового контроля, опять же на законодательном уровне. А иначе так и будет получаться, что налоговикам придется самим  выкручиваться из такого положения  и лукавить в запросах, а банкам недоумевать над странными запросами  от налоговых органов. 

 

 

Глава 7. Арбитражный управляющий  как субъект банкротства

7.1 Понятие арбитражного  управляющего

При осуществлении всех процедур банкротства одним из главных  действующих лиц является временный, административный, внешний и конкурсный управляющие, которые объединяются понятием арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий - это особый субъект, от деятельности которого зависит  в конечном итоге судьба должника. Согласно статье 2 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - гражданин  Российской Федерации, утверждаемый арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных установленных  Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Большой интерес к  сфере несостоятельности в целом  и деятельности арбитражного управляющего в частности вызван тем, что реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства, эффективность которого напрямую зависит  от деятельности арбитражного управляющего. В перспективе логично предположить пристальное внимание к арбитражным  управляющим со стороны налоговых  органов в связи с тем, что  они являются одной из самых высокодоходных категорий налогоплательщиков: имеются  факты нарушения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов с вознаграждения арбитражного управляющего, а также нарушения очередности исполнения налоговых обязательств должником.

Прошедший после принятия в 1998г. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" период выявил потребность  переоценки требований законодательства, предъявляемых к правовому статусу  арбитражных управляющих, порядку  их назначения, формам и методам  надзора за деятельностью этого  субъекта процесса банкротства.

С учетом того, что деятельность арбитражного управляющего носит публичный  характер, потребовалось в законодательном  порядке ввести такие правовые механизмы, при применении которых была бы исключена  его личная заинтересованность или  имущественная выгода в отношении  кредиторов (либо должников) и которые  стимулировали бы его усилия к  соблюдению выгод тех и других. Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах  как должника, так и кредиторов, по – этому, данное положение обеспечивается путем закрепления на законодательном  уровне ряда требований, предъявляемых  к кандидатуре арбитражного управляющего Законом о банкротстве и иными  нормативными актами, в частности  Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 года N 586 "О требованиях  к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического  предприятия или организации", Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 года N 414 "Об утверждении  Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего" (с изменениями и дополнениями) и др.

Как отмечает статья 2 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим  может выступать только физическое лицо, утверждаемое арбитражным судом  для осуществления установленных  законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Требования, предъявляемые  к кандидатуре арбитражного управляющего, условно можно разделить на две  группы: требования, наличие которых  необходимо для утверждения лица в качестве арбитражного управляющего (позитивные), и требования, которые  препятствуют утверждению данного  лица в качестве арбитражного управляющего (негативные).

К числу позитивных требований следует отнести: гражданство РФ, высшее образование, регистрация в  качестве индивидуального предпринимателя, стаж руководящей работы не менее  чем два года в совокупности, наличие  специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по программе  подготовки арбитражных управляющих, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, стажировка в качестве помощника  арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев.

Если требование о принадлежности к гражданству РФ является новеллой действующего Закона о банкротстве 2002 года, то регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального  предпринимателя предусматривалась  ранее положениями Закона о банкротстве 1998 года. Это означает, что деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего признается индивидуальной предпринимательской деятельностью. Более того, при осуществлении  своих функций арбитражный управляющий  не вступает в трудовые отношения  ни с должником, ни с арбитражным  судом, хотя последний и утверждает его в качестве арбитражного управляющего. В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрация индивидуального предпринимателя  осуществляется налоговым органом  по месту его жительства. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую  запись и пересылает регистрационное  дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального  предпринимателя. Помимо государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, законом предусмотрена и регистрация  факта прекращения деятельности.

Ошибочной является позиция  некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье  могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности, и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком  случае за предпринимателем остаются все его обязанности - например, по своевременному предоставлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение  о прекращении предпринимательской  деятельности, должны предоставить в  регистрирующий орган заявление  о государственной регистрации  прекращения предпринимательской  деятельности по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины. Следует сказать, что за непредставление  или несвоевременное представление  либо представление необходимых  для включения в государственный  реестр недостоверных сведений заявители  несут ответственность, установленную  законодательством Российской Федерации. Кроме того, регистрирующий орган  вправе обратиться в суд с требованием  о прекращении деятельности физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных  либо грубых нарушений им законов  или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие  в связи с государственной  регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Применительно к рассматриваемому вопросу следует обратить внимание на определение понятия руководящая  работа. В соответствии с положениями  Закона о банкротстве 2002 года руководящей  признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии  исполнения обязанностей должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению  к отсутствующему должнику. Пункт 4 и 5 статьи 20 Закона о банкротстве  говорит, что в этом случае к арбитражному управляющему применяются все меры ответственности, установленные законодательством  для руководителя такого должника.

Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидатуре  арбитражного управляющего, является наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных  управляющих. Правила подготовки и  проведения такого экзамена утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 года N 308 "Об утверждении  Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих". В нем  определено, что Министерство юстиции  РФ утверждает программу подготовки арбитражных управляющих на условиях равного представительства Министерства юстиции и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражных  управляющих, формирует комиссию по приему экзамена, определяет дату, место  и порядок проведения экзамена, порядок  выдачи свидетельства о сдаче  экзамена и так далее. Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80% вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные.

Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности