Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:20, дипломная работа
В итоге, весь процесс банкротства имеет несколько процедур, которые можно, в свою очередь, разделить на стадии. Также, в нем участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых, в принципе, мы и рассмотрим в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, по этому внимание будет уделено лишь наиболее интересным. Интерес к этому вызван неоднозначной лояльностью законодателя на протяжении становления и всего развития процедуры банкротства. В ходе работы мы увидим, что принципиально нового появилось в Законе о банкротстве 2002 года, а также, попытаемся обнаружить его недостатки и слабые стороны.
Введение
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
§ 2.1 Понятие кредитора
§ 2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
§ 3.1 Понятие должника
§ 3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Отдельные категории должников – юридических лиц
§ 4.1 Положение законодательства об отдельных субъектах процедуры банкротства
§ 4.2 Градообразующие организации
§ 4.3 Кредитные организации
Глава 5. Физическое лицо как субъект банкротства
§ 5.1 Гражданин как субъект банкротства
§ 5.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 6. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 7. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
§ 7.1 Понятие арбитражного управляющего
§ 7.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
§ 7.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Глава 8. Роль арбитражного суда в делах о банкротстве
Заключение
Список использованных источников
Обращает на себя внимание еще один интересный факт - изменилось отношение законодателя к заявлению уполномоченного органа. Ранее в соответствии с п. 2 статьи 39 Закона о банкротстве 1998 года устанавливалось, что к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке. В соответствии с действующим законодательством требования уполномоченных органов должны быть подтверждены решением самого органа (решение о взыскании задолженности за счет имущества должника), а не арбитражного суда.
2.2 Права и обязанности кредитора
Итак, как отмечалось ранее,
правом на обращение в арбитражный
суд пользуется не только должник, но
и конкурсный кредитор. Такая система
контроля не должна позволять должнику
увильнуть от исполнения им своих
обязанностей. Заявление кредитора
должно соответствовать общим
· наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;
· наименование и почтовые адреса должника и кредитора;
· размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени) и т.д.
Так же, кредитор обязан указать
иные сведения, которые характерны
только для заявления кредитора,
в частности, доказательства обоснованности
требований кредитора, в том числе
вступившее в законную силу решение
суда, доказательства, подтверждающие
признание указанных требований
должником. Кроме того, кредитор-заявитель
должен иметь требования, подтвержденные
судебным решением. Иными словами, заявление
не может быть принято арбитражным
судом, пока заявитель не докажет, что
он предварительно предъявлял исковое
требование к должнику, получил соответствующее
решение суда и не смог его исполнить.
В соответствии с положениями
статьи 39 Закона о банкротстве кредитор
обязан также приложить к заявлению
документы, подтверждающие размер задолженности
по обязательствам. Такими документами
(при наличии исполнительных документов)
являются, в частности, постановления
судебного пристава-
Заявление уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Вместе с тем к заявлению уполномоченного органа должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о задолженности по данным уполномоченного органа, так постанавливает статья 41 Закона о банкротстве. Кроме того, законодатель наделяет уполномоченные органы правом участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
С момента принятия к производству
арбитражным судом заявления
о банкротстве должника кредиторы
не вправе обращаться к должнику с
исками, вытекающими из конкретных
обязательств. Кредитор в рамках дела
о банкротстве должен заявить
арбитражному управляющему о том, чтобы
его требования были включены в реестр
требований кредиторов и в случае
признания должника банкротом были
удовлетворены в порядке
Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. Также, на основании статьи 170 Закона о банкротстве, для участия в собрании кредиторов могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Необходимость привлечения к участию в деле таких лиц определяется по усмотрению арбитражного суда с учетом конкретных обстоятельств дела и мнения сторон.
Каким же образом
образуется собрание
· арбитражный управляющий;
· комитет кредиторов;
· конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее чем 10% от общей суммы требований кредиторов, внесенных в реестр требований кредиторов;
· 1/3 от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов независимо от размера их требований к должнику.
Организация и проведение собрания кредиторов возложены на арбитражного управляющего. Но об этом будет сказано ниже. В соответствии с положениями Закона о банкротстве к компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. В частности, собрание кредиторов принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов и так далее. Полностью функции и полномочия такого собрания указаны в п. 2 статьи 12 Закона о банкротстве. Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. На практике достаточно часто данное положение нарушается, что впоследствии может привести к признанию собрания кредиторов неправомочным.
Это можно проиллюстрировать следующим примером из судебно-арбитражной практики.
По одному из дел арбитражный
суд признал неправомочным
Пункт 1 статьи 15 Закона о банкротстве постанавливает, что по общему правилу решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Но для ряда решений, предусмотренных п. 2 этой же статьи, установлено, что они принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. На практике порой достаточно сложно обеспечить созыв собрания, на котором бы присутствовали конкурсные кредиторы, имеющие большинство голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Поэтому Закон о банкротстве 2002г. предусматривает, что если на первом собрании кредиторов нет необходимого для принятия решения числа голосов, то созывается повторное собрание кредиторов. Оно правомочно принимать решения, указанные в п. 2 статьи 15 Закона о банкротстве, если за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов, при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 3 статьи 15 Закона о банкротстве).
Теперь стоит рассмотреть
подробнее, что из себя представляет
комитет кредиторов, а главное, конечно,
для чего, собственно, он создается.
Он создается, во-первых, с целью
представления интересов
Членами комитета кредиторов могут быть избраны исключительно представители конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Число членов комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но во всяком случае оно не должно быть менее чем три человека и более чем 11 человек (п. 4 ст. 17 Закона о банкротстве).
Особенностью комитета кредиторов является то, что он избирается по правилам кумулятивного голосования: каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатур, предложенных в комитет кредиторов, он может отдать все свои голоса за одну или несколько кандидатур или распределить их по всем кандидатурам. В результате подсчета голосов в состав комитета кредиторов включаются те из кандидатур, которые наберут наибольшее количество голосов (п. 2 статьи 18 Закона о банкротстве).
Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
· требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;
· принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей и др.;
· обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.
Из Закона о банкротстве
не вытекает, что решения комитета
кредиторов должны приниматься только
непосредственно на его заседании.
Представляется, что голосование
по тем или иным вопросам может
проводиться и путем
Таким образом, собрание и комитет кредиторов способствуют сплочению воли каждого из кредиторов, определяя ход развития каждой из процедур банкротства, и обеспечивает реализацию общей цели. Немаловажное влияние на это оказывает деятельность другого субъекта банкротства – арбитражного управляющего, который принимает деятельное участие на всех этапах процесса.
Глава 3. Должник как субъект банкротства
3.1 Понятие должника
Одна из ключевых ролей
во всех процедурах банкротства отводится
такому субъекту как должник. Закон
наделяет его широким спектром способов
защиты от недобросовестного
Итак, должником, как разъясняет нам статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, является лицо, обязанное совершить в силу обязательства и в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Более конкретно, применительно к банкротству, понятие "должник" определяет статья 2 Закона о банкротстве 2002г., существенно отличая его от традиционно принятого: под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму в течение срока, установленного этим законом. Следует отметить, что в своем определении должника, Закон о банкротстве сужает круг лиц, подпадающих под его действие, и характеризуя его больше с экономической стороны, задевая лишь денежное обязательство.
Информация о работе Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности