Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Работа содержит 1 файл

Дип. Пути повышения эффективности индивидуального предприниматель.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

Однако существуют и  негативные тенденции. Снизилась материалоотдача на 53,3%, и соответственно возросла материалоемкость на 150%. Это вызвано значительным увеличением материальных затрат.

Т.о., изучив структуру  затрат, рассчитав показатели эффективности  использования ресурсов, проведя  анализ полученных данных, можно определить каких затрат можно избежать, т.е. резервы снижения затрат на производство продукции.Изучив баланс предприятия и рассчитав необходимые показатели, можно сделать вывод, что Комплекс «ВЕРНЫЙ» финансово устойчивое предприятие, независимое от кредиторов и обеспечивающее свое нормальное функционирование за счет собственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Стимулирование экономического  роста субъектов индивидуального предпринимательства

 

На основании анализа  можно выделить ряд факторов, сдерживающих становление малого и среднего предпринимательства, как основы экономики.

Первое. На протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей является единственно доступным средством для накопления и оборота денежных средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема дохода, полученного ими.

Второе. Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, осуществляющих свою деятельность в форме физического лица составляет более 2/3 от общего количества действующих субъектов малого предпринимательства в стране. Однако их рост не способствует повышению экономической эффективности сектора малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств от реализации продукции и оказания услуг свидетельствует о невысокой производительности их труда.

Третье. Наблюдается тенденция  снижения количества вновь создающихся  малых предприятий на фоне увеличения числа малых предприятий, прекративших деятельность. При этом из всего  количества зарегистрированных предприятий  малого бизнеса только 38% являются активно действующими, т.е. осуществляющими экономическую деятельность.

Четвертое. Стоимость  основных средств, состоящих на балансе  малых предприятий, составила 4% от общей  стоимости основных средств (фондов) всех субъектов рынка республики. Невысокий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не позволяет расширить залоговую базу и увеличить кредитование малого и среднего предпринимательства под залог основных средств.

Пятое. Низкая плотность  населения Казахстана является причиной узкого рынка сбыта продукции малого и среднего предпринимательства.

Шестое. Разбросанность и неупорядоченность норм действующего законодательства, регулирующего различные  стороны производственно-хозяйственной  деятельности субъектов малого предпринимательства, способствует увеличению административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства и способствующих его переходу в теневую экономику.

Анализ показывает, что  экономика быстроразвивающихся  стран достигла больших результатов  благодаря малому и среднему бизнесу. В Казахстане имеется целый ряд преимуществ для увеличения темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния этого процесса на рост экономики.

Первое. Интенсификация конкуренции в средних и крупных  городах страны создает предпосылки для перехода малого и среднего предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли.

Второе. Увеличение в  банках депозитов от физических лиц  свидетельствует о появлении  избыточных средств у основных вкладчиков - индивидуальных предпринимателей.

Третье. Большая часть  населения, переориентированного на занятие  малым бизнесом в период рыночных преобразований в стране, имеет высшее профессиональное образование по различным  специальностям. Данный потенциал позволяет предпринимателям создавать перерабатывающие и наукоемкие производства, а также участвовать в программах импортозамещения и установлении партнерских отношений с крупными отечественными и иностранными предприятиями.

Четвертое. Устойчивый банковско-финансовый сектор позволяет развивать рынок финансовых услуг и выработать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, стимулирующую увеличение активов предприятий малого и среднего предпринимательства.

Пятое. Выгодное географическое положение Казахстана на евразийском перекрестке открывает большие возможности для выхода продукции (работ, услуг) малого и среднего предпринимательства на внешние рынки. Например, западные провинции Китая и восточная часть России испытывают большие потребности в продовольствии.

Шестое. Сформирована нормативно-правовая основа регулирования малого предпринимательства.

Проведенный анализ позволяет  сделать вывод о необходимости  углубления реформ в рамках проводимой государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом направления дальнейших реформ должны быть системными, с учетом всех слабых и сильных сторон текущего развития экономики, и в конечном итоге необходима экономическая модель дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

До сих пор республиканские  программы поддержки развития малого предпринимательства не имели достаточного эффекта, по причине того, что не была выработана оптимальная государственная  стратегия в этой области, не были выявлены соответствующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг происходящих процессов.

Опыт зарубежных стран  показывает, что государственная  политика в отношении малого предпринимательства  является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства.

Исходя из зарубежного  опыта, поддержка и развитие МСБ (малого и среднего бизнеса) в Казахстане является приоритетной сферой государственной  экономической политики:

  • Дальнейшее развитие малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка отечественными товарами и услугами, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, как показывает опыт развитых стран, невозможно без специальных мер государственной поддержки.
  • Реализация первоочередных мер Программы направлена, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:
  • недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
  • чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
  • ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
  • сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;
  • отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;
  • организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;
  • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Важнейшим фактором ускорения  развития малого предпринимательства  и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.

Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства  при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).

Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрации и лицензирования, которое будет предусмотрено планом мероприятий по реализации настоящей Программы, позволит:

  • уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;
  • обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;
  • упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.

В то же время отдельные  законы и административные меры недоработаны, остаются некоторые упущения и пробелы. Например, по вопросу доступа к  кредитным ресурсам залоговое законодательство нуждается в совершенствовании, так как существующая система кредитования тормозит развитие предпринимательства. Это обусловлено рядом обстоятельств:

- отсутствием стимулов  у банков второго уровня;

- отсутствием государственной  поддержки выделения кредитов,

- должной системы гарантий;

- не ликвидностью имущества у большинства предприятий МСБ;

- краткосрочностью кредитов;

- высокой стоимостью  кредитов.

Налоговое законодательство и налоговая система в определенной мере препятствуют развитию МСБ. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, следует сосредоточить внимание не на нормах отдельных видов налогов, пошлин, лицензионных и других запретах и ограничениях, а на ряде общих положений, препятствующих текущему законодательному произволу. Одним из элементов государственной политики в сфере малого предпринимательства, для более глубоких сдвигов в структуре МСБ, должна стать система адресной государственной поддержки, которая предусматривает стимулирование производственно - инновационной направленности, интеграцию малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово - промышленные группы. В качестве организационных форм подключения могут выступить франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Положительным моментом такого варианта промышленной организации является появление гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

Можно сделать вывод: фундамент развитой системы государственной поддержки предпринимательства должны составлять:

- оптимальная законодательная  и нормативная база, определяющая  цели государственной политики  и регулирующих весь комплекс  вопросов поддержки предпринимательской  деятельности;

- разработка и реализация  системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, кадрового содействия;

- сочетание прямых  и косвенных мер поддержки  малого предпринимательства;

- система специализированных  институтов по поддержке малого  бизнеса, как на уровне государства, так и на уровне крупных общенациональных общественных организаций;

- гибкость системы  приоритетов и разнообразие форм  государственной поддержки при  наличии согласованности и непротиворечивости  мер;

- взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей;

- существенное улучшение  системы учета и государственной  статистики субъектов малого  предпринимательства;

- проведение образовательной  и пропагандистской компании.

Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства