Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
Продолжение курса реформ в Казахстане требует, чтобы развитие малого предпринимательства и частной инициативы стало общегосударственной доктриной проводимых социально - экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением.
Именно такая политика способна создать приемлемые условия для развития предпринимательства в Казахстане, поднять его до уровня цивилизованности, что коренным образом может сказаться на экономике, благосостоянии народа.
При активизации работы
по созданию малых предприятий и
государственной поддержке
Анализ тенденций в
малом предпринимательстве
В современных теориях экономического развития не последнее место занимает так называемая предпринимательская модель экономического развития, суть которой заключается в том, что малые предприятия имеют огромный потенциал для улучшения состояния экономики. В соответствии с этой теорией государство должно найти достаточно эффективные и гибкие способы стимулирования предпринимательской активности. В условиях экономики Казахстана предпринимательская модель экономического развития может стать важным фактором развития экономики в целом. Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая, во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений; во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которой немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики.
На сегодняшний день развитие кластеров является широко признанным инструментом сопутствующим экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив, как в развитых, так и в развивающихся странах по всему миру, отражает их эффективность и жизнеспособность.
Основатель кластерной теории, Майкл Портер, подчеркивает, что сотрудничающие, взаимодополняемые группы компаний, сопутствующих отраслей и институтов могут повысить национальную и региональную конкурентоспособность на мировом рынке.
Кластер – это группа близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, работающих в определенной отрасли, объединенных и дополняющих друг друга. Кластер может охватывать район, штат или даже один город с захватом близлежащего города или соседних стран.
Согласно М. Портеру, кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:
Основными участниками кластерного развития являются компании (предприниматели) входящие в кластер. Только при активном участии предпринимателей, кластер может развиваться и укрепляться. Бизнес лидеры, таким образом, играют важнейшую роль в процессе повышения конкурентоспособности. Однако они являются не единственными участниками процесса. Образовательные учреждения также играют большую роль, и как показывает опыт, являются важным катализатором в процессе кластерного развития. Университеты, например, являясь образовательными учреждениями, также могут обеспечивать участников кластера инновациями и продвигать НИОКР деятельность. К другим важным участникам кластера относятся финансовые организации, такие как венчурные компании, и организации оказывающие различные бизнес услуги. Все эти организации могут помочь усилить процесс развития кластера и сыграть значительную роль в его развитии. Немаловажную роль в развитии кластера играют местные органы власти, институты развития, и другие институты и организации, которые могут способствовать развитию кластера.
Рисунок 3. Экономические составляющие кластера
Одним из критериев отбора было проведение анализа структуры кластера, а именно - географическая концентрация предприятий, которая особо важна для создания кластера, а также критическая масса предприятий в той или иной отрасли. Таким образом, концентрация предприятий одной отрасли в каком-то из регионов Казахстана определяет и возможности для инновационного развития в данной отрасли. Инновационная деятельность подразумевает не только внедрение сверхновых и сверхсложных технологий, но и совершенствование и обновление существующих. Это и ожидается достичь в семи пилотных кластерах в ближайшей перспективе. Так, например, концентрация предприятий по переработке плодоовощной, мясной и молочной продукции на юге Казахстана говорит о присутствии или возможности создания конкурентных преимуществ в пищевой индустрии на юге Казахстана. Кроме того, в Южном регионе получат развитие такие кластеры как кластер туризма, строительных материалов, нефтегазового машиностроения и текстиля. В Восточном регионе Казахстана - кластер металлургии и пищевой кластер, в западном регионе - кластер нефтегазового машиностроения, в северном регионе - кластер по производству пищевой продукции и нефтегазового машиностроения. В настоящее время разрабатывается стратегия, в которой будут даны рекомендации по специализации по областям с учетом имеющихся в них сырьевых, интеллектуальных, производственных и транспортных возможностей.
Проект не предусматривает целевого государственного финансирования создания кластеров, в том числе и кластера производства строительных материалов. Однако если инициативы кластерных групп будут нуждаться в финансировании тех или иных проектов для развития кластеров, рабочие группы будут искать возможности выделения как бюджетных средств, мобилизации средств самих участников кластеров, так и привлечения иностранных инвестиций.
Следует отметить, что создание кластеров - это не какой-нибудь навязчивый проект со стороны государства. В мировой практике кластеры создавались естественным путем. У нас же, инициатором является государство, но его функция в данном проекте - подготовить благоприятную почву для создания кластеров и выработка вместе со всеми участниками проекта пути решения проблем. И, наверное, правильнее будет сказать, что создание кластеров не потребует дополнительных производственных мощностей. Создание кластеров будет способствовать тому, чтобы отечественные компании стали более сильными и конкурентоспособными, что, в свою очередь, приведет к расширению отрасли и появлению новых производственных мощностей. Это значит - будут заняты более сильные конкурентные позиции и получены более высокие прибыли, к чему предприниматели очень даже готовы. Самое главное, что государство готово к диалогу. А конкретные действия будут совместно определяться по результатам кластерных встреч и встреч рабочих групп по каждому конкретному вопросу или проблеме в каждом кластере.
Повышение стандартов и увеличение количества выпускников профессиональных рабочих требуют определенного времени. Для осуществления таких планов потребуется немало лет. Дефицит профессиональных кадров, безусловно, велик, и подтверждением этому являются проведенные встречи с участниками кластеров, которые ставили проблему кадров на первый план. Для ускорения процесса повышения стандартов образования и подготовки квалифицированных кадров требуется взаимодействие образовательных учреждений и предпринимателей, которые заинтересованы в найме на работу квалифицированных кадров. А также государственная поддержка на всех уровнях власти. Достижение такого взаимодействия возможно в результате работы в кластерах, на встречах рабочих групп каждого из кластеров, то есть в рамках проекта «Казахстанская кластерная инициатива». В дальнейшем представители деловых кругов смогли бы самостоятельно поддерживать и развивать взаимодействие с учебными заведениями РК.
Мировой опыт по развитию кластерных инициатив показывает, что в среднем долгосрочность таких мероприятий занимает 3-6 лет. Однако кластерные инициативы включают в себя, также и так называемые «быстрые победы», реализация которых может быть ускоренной, но во многом зависит от участников кластера и их взаимоотношений друг с другом. Развитие и существование самого кластера теоретически может составить очень длительный период. За данный период кластер переходит через определенные фазы, такие как, пре-кластер, появляющийся кластер и расширяющийся кластер. Казахстан планирует свое вступление в ВТО в ближайшем будущем. Было много дискуссий о возможных последствиях вступления РК в данную организацию. Однако неоспоримым остается то, что Казахстану для успешного вхождения в мировое экономическое сообщество необходимо ускоренное вхождение в данную организацию. Вступление в ВТО делает экономику страны открытой для конкурентов, и поэтому важно для казахстанской экономики повышать конкурентоспособность своих предприятий. Основной целью предпринимаемой Правительством РК кластерной инициативы является повышение конкурентоспособности бизнеса Казахстана. Скорейшее успешное развитие кластерных инициатив, таким образом, сможет подготовить или же смягчить бремя вступления Казахстана в ВТО.
В условиях рыночных отношений основной целью функционирования любого предприятия является получение максимального дохода на единицу затраченного ресурса, а также постоянное его увеличение. Именно это и является основным показателем результативности или эффективности функционирования субъектов индивидуального предпринимательства. Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы субъектов малого бизнеса, должны пронизывать все стороны его деятельности. Известны и используются следующие пути повышения эффективности деятельности частного предпринимательства:
1). Совершенствование
2). Максимальное использование своих возможностей, ресурсов, т.е. систематическое определение и использование своего потенциала.
3). Создание стабильности в
В период динамического развития НТП предприятия постоянно испытывают его последствия через ужесточение конкуренции. Поэтому каждое предприятие должно обладать определенным запасом прочности. Поскольку любое предприятие, как правило, в своей деятельности ограничено величиной производственных и финансовых ресурсов, то хозяйствующий субъект должен самым эффективным образом использовать имеющийся персонал и оборудование. А достигается это с помощью соответствующей системы организации управления производством и сбытом продукции.
В связи с ростом конкуренции
за рынки сбыта наблюдается
Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства