Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Работа содержит 1 файл

Дип. Пути повышения эффективности индивидуального предприниматель.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

2). Максимальное использование  своих возможностей, ресурсов, т.е.  систематическое определение и  использование своего потенциала.

3). Создание стабильности в деятельности  предприятия, которая достигается различными путями. Во-первых, это укрепление связей предприятия со своими клиентами (покупателями, поставщиками). Во-вторых, – это хорошее знание конкурентов. Следующей составляющей достижения стабильности работы предприятия является формирование сильного корпоративного духа. Успех здесь в первую очередь зависит от правильности выбора целевой установки, которая должна быть подкреплена соответствующей организационной работой и эффективными формами материального и морального стимулирования. Качество трудовой жизни – то насколько работники предприятия заинтересованы в развитии предприятия, в повышении эффективности его функционирования. В-четвертых, это постоянная адаптация управления к изменениям окружающей среды – в политике, экономике, технологии. Внедрение новшеств – постоянный поиск путей улучшения качества продукции, ее совершенствования, а также создание новых видов продукции или услуг. Если этого нет, то предприятие не выживет  в жестких условиях рынка.

В период динамического развития НТП  предприятия постоянно            испытывают его последствия через ужесточение конкуренции. Поэтому  каждое предприятие должно обладать определенным запасом прочности. Поскольку любое предприятие, как правило, в своей деятельности ограничено величиной производственных и финансовых ресурсов, то хозяйствующий субъект должен самым эффективным образом использовать имеющийся персонал и оборудование. А достигается это с помощью соответствующей системы организации управления производством и сбытом продукции.

В связи с ростом конкуренции  за рынки сбыта наблюдается усиление внимания к повышению качества продукции. В условиях рынка качество имеет большое значение, влияя как на повышение конкурентоспособности товаров, так и продаж, а, следовательно, и рост прибыли. Данный фактор, в свою очередь, обуславливает необходимость проведения соответствующих изменений в системе управления качеством продукции.

Необходим также особый подход к  улучшению использования основного  капитала на предприятии. Улучшение  использования основного капитала отражается на финансовых результатах  работы предприятия за счет: увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.

Одним из наиболее важных способов повышения  эффективности деятельности предприятия, несомненно, является эффективное использование оборотных средств, что позволит предприятию с минимальными издержками получать прибыль или максимизировать прибыль на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия.

Приведенные факторы экономического роста предприятия отражают различные стороны его работы. Каждое предприятие само решает, за счет каких факторов оно собирается достигнуть более высоких показателей эффективности своего функционирования.

Выбор того или иного критерия эффективности также зависит от того, на какую перспективу рассчитывает предприятие поднять показатели прибыльности.

Проведенный во второй главе анализ предоставил следующие результаты:

1). В течение периода исследования  рентабельность активов и собственного капитала в целом увеличивается, что связано с увеличением объемов производства и дохода, а также роста собственного капитала. Ситуация с рентабельностью производства и продаж обстоит несколько иначе. В течение анализируемого периода данные показатели снижаются, вследствие чрезмерного увеличения объема текущих активов предприятия, а также снижения темпов роста дохода, что в свою очередь связано с ростом себестоимости продукции.

2). Показатели, характеризующие деловую  активность, достаточно высоки, а  также увеличиваются в течение всего периода исследования. Исключение составил лишь показатель оборачиваемости всех текущих активов. Его значение в течение всего периода снижалось, что связано с увеличением объема текущих активов в общей сумме активов. Причем увеличиваются в основном товарно-материальные запасы, а также дебиторская задолженность, т.е. менее ликвидные средства, наоборот денежные средства уменьшаются. Хотя в целом оборачиваемость дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов за исследуемый период возросла, в дальнейшем увеличение количества данных активов может вызвать снижение показателей оборачиваемости.

3). Анализ ликвидности предприятия  выявил низкую маневренность  собственных оборотных средств,  причиной чего послужило то, что  значительная часть собственных средств предприятия закреплена в ценностях иммобильного характера, которые формируются в основном за счет собственного капитала, что уменьшает в итоге собственные оборотные средства, другой причиной является увеличение собственного капитала.

Низкое значение также имел коэффициент  покрытия запасов, который показывает, в какой степени товарно-материальные запасы и затраты покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении  заемных средств.

Большинство показателей ликвидности имеют высокие величины, вследствие роста текущих активов предприятия, исключением является ликвидность денежных средств. Величина денежных средств, являющихся наиболее мобильными активами, снижается на протяжении всего периода исследования. Все это позволяет утверждать, что предприятие испытывает нехватку в денежных средствах. Таким образом, увеличение многих показателей ликвидности происходит за счет неэффективного вложения средств в товарно-материальные запасы, а также роста дебиторской задолженности. Доля оборотных средств в составе активов увеличивается, при этом увеличивается и величина запасов и затрат, что приводит к увеличению их доли в составе оборотных средств и снижает эффективность их использования.

4). Анализ пассивов предприятия,  показал, что предприятие высоко независимо от внешних источников, а также финансово-устойчиво. Основную долю привлеченного капитала составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, текущая и кредиторская задолженности, доля долгосрочных кредитов и займов, которые  можно было бы направить на развитие производства, минимальна и имеет тенденцию к снижению.

5). Анализ степени загруженности  мощностей показал, что по всем  видам продукции в течение  анализируемого периода происходило  увеличение степени загруженности  мощностей. Увеличение объема  основных средств на предприятии  осуществляется довольно интенсивно, предприятию необходимо наращивать объемы производства и реализации продукции. Поэтому руководству предприятия необходимо находить и осваивать новые рынки сбыта продукции.

7). Растет эффективность использования  основного капитала предприятия.

8). Последним, но не менее важным показателем эффективности использования ресурсов предприятия является качество использования труда на предприятии. Здесь можно отметить, что эффективность использования трудовых ресурсов довольно высока, однако вопросы оплаты и мотивации труда на предприятии требуют пересмотра.

Результаты анализа говорят  о предприятии, как о: высоко независимом, финансово-устойчивом, прибыльном, обладающем способностью быстро рассчитываться по своим обязательствам.  Тем не менее, на предприятии отмечен целый ряд негативных моментов и тенденций, которые ухудшают общее финансово-экономическое положение предприятия. Выявленные анализом недостатки представляют собой потенциальные резервы улучшения эффективности функционирования предприятия, использование которых позволит предприятию добиться повышения результативности  своей финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенных  исследований изучены теоретические  разработки об эффективности производства и практический опыт функционирования казахстанских субъектов индивидуального предпринимательства.

Современный рынок ставит перед индивидуальными предпринимателями задачи экономического, производственного и организационного характера. Невыполнение новых требований рынка нарушает безубыточную работу малыхпредприятий, достаточную мобильность ресурсов и высокую их отдачу.

Исследование процесса анализа и управления экономической  стратегией организаций в зарубежной и отечественной практике позволило  выявить и систематизировать  факторы экономической эффективности в определенной зависимости друг от друга.

Результаты аналитических  исследований позволил сформулировать основные предпосылки теории обеспечения  экономической эффективности:

  1. Управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своей организации, так и существующих и потенциальных контрагентов.
  2. Вышеуказанную проблему не решить без надежного информационного обеспечения и квалифицированного персонала, способного реализовать ценовую устойчивость на практике. Это и есть управленческая эффективность, так как уровнем и качеством информационного обеспечения в значительной степени определяется сегодня результативность управления субъекта индивидуального предпринимательства.
  3. В системе информационного обеспечения особое значение имеют статистические данные, которые вкупе с бухгалтерской отчетностью становятся основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление о технико-экономическом состоянии организации. Выявление основных экономических факторов, вызвавших изменения в экономическом состоянии индивидуального предпринимателя, выделение доступных источников средств и оценка целесообразности их мобилизации с целью увеличить доходность бизнеса есть обеспечение экономической эффективности частного предпринимательства.
  4. Выявление количественных и качественных изменений в хозяйственно-экономическом состоянии индивидуального предпринимателя, моделирование экономического роста, разработка сценариев развития организации на перспективу с целью корректировки стратегии и тактики экономического развития представляет собой определенный уровень деловой активности субъекта малого бизнеса.
  5. Идентификация текущего экономического положения индивидуального предпринимателя, сравнение этого уровня с конкурентами, а также прогноз основных тенденций в хозяйственно-экономическом положении субъекта малого предпринимательства в виде сценариев будет непременно сигнализировать о повышении общего уровня конкурентоспособности.
  6. Выделенные факторы и система показателей, с помощью которых эти факторы можно оценить, исследуются в работе совокупностью методов, в связи с чем нами систематизированы основные задачи каждого метода и планируемый результат. Кроме использования совокупности рассмотренных методов, обеспечение экономической эффективности невозможно без составления обоснованных критериев развития субъекта индивидуального предпринимательства на перспективу. Сценарии необходимо строить с учетом современных условий функционирования малого предпринимательства.
  7. Рыночные условия функционирования малого бизнеса предполагают наличие конкуренции. В работе изучены проведение анализа конкурентоспособности предприятий по системе М.Портера. Разрабатываемая в работе теория обеспеченности экономической эффективности не противоречит системе М.Портера, который утверждает, что в основе благосостояния любой компании и ее высокой конкурентоспособности лежат 4 силы: производственные факторы, стратегия, платежеспособный спрос и поддерживающие отрасли.
  8. Нахождение условий безубыточного функционирования субъекта малого бизнеса и оптимизация себестоимости продукции позволяют перейти к построению сценариев развития на перспективу. Основными достоинствами поля экономической стратегии является наглядность положения индивидуального предпринимателя относительно равновесного состояния и возможность оптимизации показателей производственной и инвестиционной деятельности.

Экономическая эффективность пронизывает  все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного  производства, является основой построения количественных критериев ценностей принимаемых решений. Такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, моногомерность, динамичность и взаимосвязанность ее различных сторон находит отражение через категорию экономической эффективности.

С развитием  экономической науки теория эффективности  производства эволюционировала от простых, частных форм результативности производства до определения эффективности как  важнейшей экономической категории, характеризующей производственные отношения по поводу достижения производственной цели с наименьшими затратами общественного труда.

Комплексный подход при определении эффективности  производства позволяет выделить два  взаимосвязанных и субординированных  между собой аспекта: производственно-экономический и социально-экономический, что особенно актуально в современных условиях развития рыночной экономики, так как социально-экономическая эффективность выступает в качестве целевой функции хозяйственного механизма. Обобщающий показатель технико-экономической эффективности при этом является основой построения количественных критериев ценностей принимаемых решений.

В деятельности малых  предприятий важно заранее узнать возможности производства: на какой  объем выпуска продукции можно ориентироваться, каковы будут трудозатраты, и, соответственно конъюнктуре  рынка, какие можно ожидать доходы. В рыночных условиях параметры и технико-экономическая характеристика каждого малого предприятия сугубо индивидуальны. Прогнозировать их развитие, параметры, доходы можно  только исходя из характеристик изделий, технических процессов, структуры, внутренних и внешних факторов производства.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

Эффективность производства малых предприятий зависит от устойчивого экономического роста и развития самого предприятия, повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Основная цель товаропроизводителя  заключается в создании высокорентабельного  предприятия по производству конкурентоспособной  продукции на уровне мирового качества на основе повышения личной заинтересованности работников производства.

Эффективность промышленного  производства – это экономическая  категория, которая зависит от разработанной  предприятием стратегии, ориентированной на кратко-, средне-, и долгосрочные результаты,  позволяющая наилучшим образом реализовать потенциал предприятия и обеспечить его устойчивое развитие.

Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства