Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа
Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII-XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции.
Все эти меры в совокупности и приводят к реальному снижению административной нагрузки на предпринимателей.
Гранты начинающим - безвозмездные безвозвратные субсидии до 300 тыс. рублей вновь зарегистрированным компаниям и индивидуальным предпринимателям;
-
субсидирование процентной
- развитие микрофинансирования - займов до 1 млн. рублей сроком до 1 года;
-
капитализация региональных
В 2010 году предполагается сделать поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства. Прежде всего, концентрация поддержки на малых компаниях, осуществляющих инновационную деятельность, закупающих новое производственное оборудование и новые технологии. Предлагается широкий спектр субсидий для таких компаний: гранты на начало дела, субсидии на компенсацию платежей по кредитным договорам, субсидии на компенсацию расходов по патентованию, правовой охране изобретений, в том числе и за рубежом, продвижению своей продукции, лизингу оборудования. При этом сохраняется такие востребованные направления поддержки, как гранты начинающим, микрофинансирование, обучение основам предпринимательства, поддержка молодежного бизнеса.
Минэкономразвития России в конце 2009 года приступило к системной работе по выявлению и исключению административных барьеров в отдельных отраслях экономики (строительство, торговля, общественное питание, бытовые услуги, сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, образование, земельно-имущественные вопросы, транспорт, связь и т.д ).
В
декабре 2009 года распоряжением Правительства
России утвержден план мероприятий
по совершенствованию
На финансирование финансовой программы поддержки в 2010 году будет направлено 11 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Здесь еще важно, что в прошлые годы сформировали целую систему объектов инфраструктуры поддержки: бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды микрозаймов, фонды гарантий. И каждый год выделение новых расходов на государственную поддержку усиливает влияние этих институтов, капитализирует их. Следовательно, число предпринимателей, которым предложили поддержку, увеличивается.
Деятельность ОАО «РВК» ( «Российская венчурная компания») в 2010 году будет сфокусирована на развитии российской инновационно-венчурной системы. РВК должна развивать инфраструктуру для компаний на самой ранней стадии развития, стимулировать спрос на инновационные продукты и услуги. Главная задача - мотивировать инноваторов к созданию бизнеса, поддержать, так называемое, инновационное предпринимательство. Одна из идей - создание партнерской сети РВК, через которую начинающие компании и проекты смогут получить доступ к бизнес-экспертизе высокого качества. Частные компании и эксперты смогут оказывать услуги по анализу и структурированию инвестиционных проектов, а готовые проекты будут рассматриваться инвестиционным комитетом созданного фонда посевных инвестиций РВК.
Объем Фонда посевных инвестиций, созданного РВК совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, на начальной стадии - 2 млрд. рублей. Предполагается, что только через Фонд посевных инвестиций смогут получить поддержку около 100 компаний. Однако посевной фонд не может быть единственным инвестором в компанию: Фонд будет предоставлять до 75% от суммы необходимых инвестиций, а 25% требуемых средств должен предоставить частный инвестор. Минимальная сумма инвестиций в одну компанию не регламентирована, но максимально в одну компанию в первом раунде Фонд может инвестировать до 25 млн. рублей.
Также РВК будет продолжать проводить мероприятия по нефинансовой поддержке. Задача таких мероприятий - повысить компетенции участников венчурного рынка. РВК реализует ряд современных образовательных программ, а также популяризационные мероприятия.
Созданный РВК механизм финансирования через венчурные паевые инвестиционные фонды создает спрос на компании и проекты на стадии start-up. И объем 7 венчурных фондов, созданных с участием РВК, составляет около 19 млрд. рублей. Это, по нашим оценкам, позволит профинансировать 150-200 компаний, бизнес-идеи которых показали жизнеспособность, и им требуются инвестиции на развитие производства в объеме от 50 млн. рублей.
Уровень конкурентоспособности бизнеса
в целом зависит от того, насколько эффективным
будет взаимодействие малого и крупного
бизнеса. Зачастую крупный бизнес недостаточно
использует возможности по привлечению
малого бизнеса по аутсорсингу и субконтракту.
С другой стороны, не многие малые компании
могут предоставить требуемый уровень
качества продукции для крупного бизнеса.
Это хорошо видно в автомобильной промышленности,
где иностранные компании сталкиваются
с трудностями по локализации бизнеса
из-за недостаточного количества малых
производственных компаний, способных
исполнять жесткие требования по качеству
продукции.
Выводы и предложения
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационный момент.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом ( лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение - и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль.
Получение прибыли свойственно не только предпринимательству, но и любой другой форме деловой активности. Важно обратить в этой связи внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход, под котором понимается прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Рыночная экономика, предоставленная самое себе, не способна эффективно и с пользой для всего общества функционировать без тесного взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы. Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, отдельно от государства. Даже в период так называемого свободно-предпринимательского капитализма государство играло немаловажную роль в определении основных направлений социального и экономического развития. Поскольку экономика состоит из множества взаимодействующих и одновременно конкурирующих друг с другом элементов, а рынок представляет собой арену конкурентной борьбы между множеством различных субъектов экономической деятельности, преследующих различные интересы, государство призвано выступать в качестве гаранта соблюдения общепринятых «правил игры» между субъектами рыночных отношений, своего рода арбитра при разрешении возникающих между ними проблем.
Очевидно,
что государство отнюдь не устраняется
от вмешательства в экономику.
Более того, государство
играет ключевую роль в формировании и
сохранении конкурентной среды. Одна из
его важнейших задач состоит в обеспечении
условий для реализации интересов всех
субъектов рыночных отношений. Оно призвано
обеспечивать экономические, социальные,
политические, организационные, правовые
условия для развития предпринимательства.
В этом плане государство выполняет важные
для общества функции по созданию и поддержанию
самой инфраструктуры экономической системы,
содействию предприятиям в адаптации
к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечению
условий для инвестиционной активности
и т.д. Иначе говоря, в современном мире
предпринимательство не может развиваться
без самого активного участия и поддержкигударства.
По мере укрепления института
предпринимательства и рыночных отношений
для России все более растущее значение
приобретает проблема укрепления и совершенствования
системы и механизмов государственного
управления экономикой и регулирования
рынков. Но главный вопрос здесь состоит
в том, чтобы решительно отказаться от
остатков старых, не оправдавших себя
командно-административных методов и
разработать и внедрить новые формы и
методы, созданные на совершенно новых
принципах с учетом особенностей и принципов
свободной конкуренции и свободного рынка,
с применением прежде всего экономических
рычагов стимулирования роста экономики.
В этом плане государство призвано обеспечить
условия для стимулирования предпринимательства
при помощи соответствующей налоговой,
кредитной, страховой, амортизационной
политики и т.д.
Особенно велика роль государства
в привлечении в экономику масштабных
инвестиций, без которых невозможно преодолеть
спад производства, произвести структурную
перестройку предприятий, вывод экономики
из состояния стагнации на рельсы устойчивого
развития. А добиться этого представляется
невозможным без соответствующих гарантий
защиты интересов инвесторов, особенно
зарубежных. Очевидно, что в плане увеличения
инвестиционной привлекательности, да
и экономического роста в целом основополагающее
значение имеет устойчивая политическая
стабильность в обществе. Особо важное
значение имеет проблема снижения, нейтрализации
и предотвращения политических и иных
рисков путем обеспечения государством
системы гарантий по защите прав и интересов
инвесторов, создания равных условий осуществления
капиталовложений для российских и инностранных
инвесторов.
Определяющее значение
для эффективной предпринимательской
деятельности имеет конкурентоспособность,
способность верно ориентироваться в
рыночной конъюнктуре. Соответственно
ключевым элементом рыночной экономики
является свободная конкуренция между
субъектами рыночных отношений в качестве
продавцов и покупателей товаров и услуг.
Именно она придает рыночной экономике
динамичность, жизнеспособность и эффективность.
Ее недостаток или отсутствие неизбежно
ведет к снижению эффективности предприятий,
сокращению стимулов к внедрению новшеств
и совершенствованию методов производства.
Это в равной степени относится как к частному,
так и к государственному секторам.
Поэтому государство должно быть ориентировано
на повышение эффективности и прибыльности
своих предприятий путем открытой конкуренции
с частным сектору. Более того, государство
призвано создать равные условия конкуренции
для всех хозяйствующих субъектов, и здесь
незаменимую роль играет политика государства,
направленная на защиту добросовестной
конкуренции и недопущение монополизации
и осуществления нечестных методов конкуренции.
Другими словами, государственному регулированию
подвергаются и конкуренция, если она
нарушает общепринятые правила и нормы,
и монополия, если она служит препятствием
для добросовестной конкуренции.
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые акты
1.Гражданский кодекс РФ части 1, 2, 3, 4 по состоянию на 1 октября 2009 г.- М.: Сибирское издательство 2009. – 541с.
2.Закон РСФСР от 22 марта 1991г.№948-« О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)
3. Конституция РФ. Спб.: Изд. Дом Герда, 2008.-145с.
4.
ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209 – ФЗ
«О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ».(2 августа
2009г.) СПС «Консультант Плюс» 2009г.
II.Специальная литература:
1. Автономов, В. С. Человек в зеркале экономической теории / В.С. Автономов - М.: Экономика, 2003 – 320 с.
2. Безгодов, А.В. Очерки социологии
предпринимательства / А.В. Безгодов.
- СПб.: ООО "Издательство «Петрополис»
3.Горфинкель, В.Я.Предпринимательство:
учебник / В.Я.Горфинкель, Г.Б.Полякова,
В.А.Швандер - 4-е издание, пер. и доп.
- М.: Издательско – торговая корпорация
«Юнити Москва», 2008г. – 6 - 49 с.
4. Данилец, А.В. Практическое
5. Друкер, П.Ф. Рынок: как
выйти в лидеры. Практика и принципы / П.Ф.
Друкер. - М.: ЭЛКО, 2002 – 320 с.
6.Ершова, И.В.Предпринимательское
право: учебник / И.В. Ершова. - Изд. 4
- е, пер. и доп. - М.: «Юриспруденция»,2008.
– 560 с.
7.Жилинский, С.Э.
8. Мовсесян, А. О Стратегии государственного регулирования экономики/ А.О.Мовсесян. - Экономист. 2004. №10. С. 27 – 34
9. П. В. Масленников, В.В.Вождаев, А.А.Задорожный «Организация предпринимательской деятельности» учеб. пособие для студентов вузов/П.В.Масленников. - Кемерово 2005г. – 98 с.
10.Олейника, О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник в 2т.: Т.1./ О.М.Олейника. - М.: Юрист, 2007. – 727 с.
11. Поланьи, К. Великая трансформация: политические
и экономические
истоки нашего времени / К.Поланьи. - СПб.:
Алетейя, 2002. – 480 с.
12.Савицкая,
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия/ Г.В. Савицкая – Минск:
Новое знание, 2009. – 686 с.
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе