Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа
Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII-XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции.
Факторы, препятствующие реализации инноваций на промышленных предприятиях:
-недостаток собственных денежных средств;
- недостаток
финансовой поддержки со
- высокая стоимость нововведений;
- низкий инновационный потенциал предприятия;
- низкий
платежеспособный спрос на
- высокий экономический риск;
- длительные
сроки окупаемости
- неразвитость рынка технологий;
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги);
- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов;
- недостаток квалифицированного персонала;
- недостаток
информации о новых
- недостаток
возможностей для
- недостаток информации о рынках сбыта;
- неопределенность
сроков инновационного
- отсутствие необходимости вследствие более ранних инноваций;
- невосприимчивость предприятия к нововведениям.
Всякая хозяйственная деятельность, бизнес
неразрывно связаны с потребностью в кредите.
Чем больше, масштабнее эта хозяйственная
деятельность, тем больше потребность,
и, если ее не могут удовлетворить местные
банкиры, предприниматели вынуждены обращаться
за займом к иностранным структурам.
2.3. Проблемы механизмов кредитования
Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из "тени", но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием залогов и гарантий у малых предприятий, кропотливостью и сравнительно низкой рентабельностью проектов. Постепенно банки все больше внимания уделяют сектору малой экономики, однако необходимо и дополнительное по стимулирование этого интереса.
С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. Это привело бы к снижению рисков реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их привлекательность для кредитующих организаций. С другой - необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства.
Затрудненный
доступ к финансовым ресурсам, отсутствие
государственной системы
Мировой опыт, опросы предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе, в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.
Большинство коммерческих банков России как не рассматривало, так и не будет рассматривать в обозримом будущем предприятия как потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов предпринимательства.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.
Причинами, по которым предприниматели не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.
Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий, как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает следующее: государственная гарантия может выдаваться только тогда, когда обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала.
Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.
Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
Дважды
по итогам Всероссийских конференций
представителей предприятий Президент
РФ давал поручение Правительству РФ совместно
с Банком России разработать комплекс
мер по стимулированию кредитования предпринимательства.
Однако и сегодня эта проблема не решена.
3.Перспективные направления развития предпринимательства
Организационная помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах,
- создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
Экономическая поддержка предприятий-производителей, которая включает в себя:
- поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:
- налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью;
- налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться: а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных;
- налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы;
- поддержку новых производств. Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:
- если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то - старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),
- переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;
- на базе одного старого
- новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
Информационная поддержка предприятий-производителей:
Сведения о производственных предприятиях города:
- основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),
- данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,
- данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),
- сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),
- сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.
Сведения о государственных или муниципальных ресурсах:
- сведения о муниципальном и областном заказах,
- сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,
- утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,
- утвержденный на год объем зачетов.
С 1 августа прошлого года стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления (уведомительный порядок для ряда видов деятельности). Исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. В прошлом году принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширена сфера декларирования соответствия, что сэкономит, например, только парфюмерно-косметической отрасли 700 млн. рублей в год.
Для малых компаний установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям: для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость составляет 550 рублей, а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Существенно расширены возможности по применению малыми предприятиями специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения (предоставлена возможность регионам снижать ставку налога с 15% до 5%; в четыре раза сокращен объем налоговой отчетности) и патента (его разрешено применять лицам, нанимающим на работу до 5 человек; увеличено число видов предпринимательской деятельности, по которым возможно его применение).
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе