Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII-XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции.

Работа содержит 1 файл

курс.№2.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Введение

      Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

      Три волны развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

    Первая  волна, которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией  внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые выдвинул положение о  риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства - предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

    Вторая волна в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883-1950). В своих новаторских работах И. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать новую комбинацию факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. Если вместо количества факторов, мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение. Предприниматель в такой ситуации призван делать не то, что делают другие, и делать не так, как делают другие.

    И. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

    1) потребность в господстве, власти, влиянии;

    2) воля к победе, стремление к  успеху, достигнутому в борьбе  с соперниками и с самим собой (потребность в достижениях - так позже охарактеризовал это американский психолог Д. Макклеланд);

    3) радость творчества, которую дает  самостоятельное ведение дел.

    И первая и вторая волны развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением третьей волны в результате теоретических изысканий И. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

    По  мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются.

    Третья  волна отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой уравновешивающую силу.

    Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к четвертой  волне, появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

    В настоящее время в теоретических  исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как  способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству.

    Появление интрапренерства связано с тем  фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую  форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

    Предпринимательство - это особый вид экономической активности под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

    Анализ  учений классиков экономической  мысли в XVIII-XIX вв. позволяет сделать  один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о  предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко исследуется в XX столетии, особенно во второй его половине.

    Целью курсовой работы является рассмотрение теоритических аспектов предпринимательской деятельности, определение проблем и перспектив развития предпринимательства.

      
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Теоритические аспекты  исследования предпринимательской  деятельности
 

    1.1.Сущность предпринимательской деятельности

    Гражданский кодекс РФ так определяет сущность предпринимательской деятельности : самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом , продажи  товаров, выполнения работ или  оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом  качестве в установленном  законом  порядке.

    В соответствии  с понятием  предпринимательской деятельности , установленным  в Гражданском  кодексе РФ, выделяются следующие характерные особенности  предпринимательства:

    - самостоятельная деятельность дееспособных граждан и  их объединений (зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или  юридических лиц);

    - процесс, направленный на систематическое  извлечение прибыли  (дохода) законным  путем ;

      -  инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и  удовлетворение потребностей других лиц и  общества;

     - деятельность рисковая, преодолевающая сопротивление среды, государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи .

    Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по следующим признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым, организационно-экономическим формам.

    По  виду, или назначению, предпринимательская деятельность делится: на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную.

    Все эти виды деятельности могут функционировать  раздельно или вместе.По формам собственности предприятия могут быть: частными, государственными, муниципальными, находится в собственности общественных объединений (организаций).

    При этом государство не может устанавливать какие-либо преимущества или ограничения в зависимости от вида собственности. Каждый из этих видов

предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы

их осуществления  во многом совпадают. Осуществление  такой деятельности

предполагает  инициативность, ответственность, инновационный  подход,

стремление  к максимизации прибыли.

    По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть: индивидуальной и коллективной.

    При индивидуальном предпринимательстве  собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

    К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся: хозяйственные товарищества,   хозяйственные общества,     производственные кооперативы (артель),  государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    К организационно-экономическим формам предпринимательской деятельности относятся: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги.

    Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое. Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).

    1.2. Виды предпринимательской деятельности

    Производственное  предпринимательство - ведущий вид предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

    Производственное  предпринимательство определяет все  виды предпринимательской деятельности и является наиболее сложным - это «реальный сектор экономики».

    К производственному предпринимательству  относится инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

    Для того, чтобы заняться производственной деятельностью, прежде всего нужно  определить, какие конкретно производить  товары (оказывать услуги). На этом этапе  необходимо провести маркетинговые  исследования рынка для выявления потребности в товаре, спроса на него.

    Следующий этап производственного предпринимательства - приобретение или аренда факторов производства: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды, в свою очередь, подразделяются на основные и оборотные.

    Основные  производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспорт и др.

    Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонта. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

    Затем необходимо подобрать персонал (рабочую силу). При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

    Осуществление предпринимательства невозможно без  наличия информации о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т.д. В последнее время информация стала таким же товаром, как, например, сырье и материалы - ее можно купить. Однако от качества и достоверности информации во многом зависит успех всей предпринимательской деятельности.

    Результатом производственной деятельности предпринимателя  является реализация продукции или работ, услуг потребителю. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе