Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

5. В процессе применения  источников хозяйственного права  весьма сложной является задача согласования норм хозяйственного права с нормами иных отраслей. Речь может идти о сочетании с нормами гражданского, налогового, финансового, административного права. Эту задачу применительно к нормам гражданского и налогового права поставил и предпринял попытки ее решения А.Я.Курбатов51[51].

Как отмечалось, при введении в действие ГК РФ, который является обычным (не конституционным) законом, была принята норма о том, что  в случае противоречия между нормами  ГК РФ и других федеральных законов  применению подлежат нормы ГК. Вряд ли это верно во всех случаях, но судебная практика, особенно практика Высшего Арбитражного Суда РФ, строго следует этому правилу.

Исходя из изложенного, в  качестве рабочей основы применения норм, регулирующих предпринимательские  правоотношения, содержащихся в разных нормативных актах, можно сформулировать следующие правила:

а) необходимо уяснить природу  правоотношения, выделив в нем  публично-правовые и частно-правовые элементы (если они в принципе поддаются вычленению), что имеет место в сложных правоотношениях; при конфликте между публично-правовыми и частно-правовыми нормами приоритет отдается публично правовым, если они установлены законом; в случае расхождения между уровнем правовых норм приоритет должен быть признан за частно-правовым законом;

б) при использовании какого-либо отраслевого понятия следует  исходить из того содержания, которое  вкладывается в него в данной отрасли, например, понятие налогов должно соответствовать налоговому праву, а договора — гражданскому и т.д.;

в) необходимо соблюдать  общие правила применения норм права, связанные со вступлением нормативных  актов в действие, их юридической  силой и т.п.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

Конституция Российской Федерации  — главный источник всей системы  права;

кодексы Российской Федерации;

Федеральные законы Российской Федерации — основной вид источника;

Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

постановления Правительства  Российской Федерации, издаваемые в  пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

государственные стандарты  на продукция, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом  и другими компетентными органами;

акты министерств и  ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют  акты органов, действующих непосредственно  в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства внешнеэкономических  связей РФ, Центрального банка Российской Федерации и др.);

акты региональных органов  власти и управления, издаваемые в  пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

акты местных органов  власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует  принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить  соответствующим правовым актам  органов вышестоящего уровня. В противном  случае действует правовой акт органов  вышестоящего уровня. Так, законы РФ и  Указы Президента РФ должны соответствовать  Конституции РФ, иначе действуют  нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитра лен  ого судя РФ по вопросам хозяйственного правя не являются источниками правя  и служат руководством по правильному  и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте характеристики  комплексного механизма управления  экономикой. Почему необходим переход  от мономезханизма управления  к комплексному механизму? Какова  роль правовых механизмов в  нем?

2. Поясните, каким образом  хозяйственные правоотношения влияют  на мотивацию деятельности?

3. Почему отрасль хозяйственного  права имеет комплексный характер? Из норм каких отраслей права  формируется отрасль хозяйственного  права?

4. И чем состоят особые  свойства предмета хозяйственного  права?

5. Дайте характеристику  особенностей метода хозяйственного  права.

6. Дайте характеристику  пространственной модели правового  воздействия.

7. Перечислите и раскройте  основное содержание принципов  хозяйственного права.

8. Поясните, почему в хозяйственной  деятельности важна возможность  формирования альтернативных правоотношений? В чем состоит, итеративный  характер правового регулирования  хозяйственной деятельности?

9. Перечислите источники  хозяйственного права.

10. Дайте характеристику  правового механизма в составе  комплексного механизма управления  предприятием.

 

 

Тема 3

Субъекты  предпринимательского

(хозяйственного) права

 

Вопросы к теме:

1. Общие признаки субъекта  предпринимательской деятельности.

2. Граждане как субъекты  хозяйственного права.

3. Юридические лица как  субъекты предпринимательских отношений.

4. Регионы как субъекты  хозяйственного права.

5. Способы создания субъектов  хозяйственного права.

6. Порядок и основные  этапы создания субъектов хозяйственного  права.

7. Государственная регистрация  субъектов предпринимательской  деятельности.

8. Реорганизация субъектов  хозяйственного права.

9. Ликвидация субъектов  хозяйственного права.

 

1. Общие признаки  субъекта 

предпринимательской деятельности

 

1. Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном порядке или легитимированвые иным образом, а также осуществляющие руководство такой деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у  него обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является прежде всего право собственности, наличие которого дает обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми собственниками предприятиями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления.

2. Обособление имущества может иметь и формы зависимых от собственника прав: права хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения, аренды. Важно иметь в виду, что вне абсолютного (или относительного — при предоставлении имущества собственником или иным правомочным субъектом) обособления не может появиться хозяйствующий субъект, потому что только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с целью получения прибыли.

3. Участие в хозяйственном  обороте с целью получения  прибыли означает, что только профессиональное занятие производствам товаров (работ, услуг) дает основание считать его участников предпринимателями. Если гражданин совершает такого рода акции эпизодически или непрофессионально без цели извлечения прибыли (например, реализует образовавшиеся у него излишки сельхозпродукции, продает ненужные вещи, строит дом соседу на условиях разового вознаграждения), он не может расцениваться как предприниматель, не обязан регистрироваться в этом качестве.

Гражданин, который купил  доходную бумагу или помеси вклад  в банк с целью получения процентов, не может считаться предпринимателем, потому что он не участвует непосредствен] в качестве постоянного профессионального  занятия в ведения хозяйственной  деятельности и получаемый им доход  — результат предпринимательской  деятельности предприятия, которому ( отдал средства на возмездной основе.

Спорным в этом смысле является положение акционера. С одной стороны, акция дает ему право на участие в управлении акционерным обществом и получение дохода. С другой стороны, непосредственно предпринимательскую деятельность ведут не акционеры, которые, участвуя в общем собрании и создании органов акционерного общества, формируют его статус и волю, но не участвуют в хозяйственной деятельности от своего имени. В хозяйственном обороте выступает акционерное общество, которое как субъект приобретает права и обязанности и несет имущественную ответственность.

Но акционер, пайщик, член кооператива может рассматриваться  как субъект хозяйственных правоотношений, поскольку является участником правоотношений по поводу внутренней структуры акционерного общества, кооператива и т.п.

Аналогично бюджетные  учреждения, совершающие различные  имущественные сделки, но не получившие от собственник согласия на предпринимательскую  деятельность, не приобретай права  на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, полученным за счет этих доходов.

С предпринимательской тесно  связаны две группы деятельности: ведения хозяйства на некоммерческой основе и хозяйственно-организаторская или властно-регулирующая деятельность государства и регионов. Деятельность некоммерческих структур (например, товарных и фондовых бирж) осуществляется в таком виде в целях повышения эффективности обслуживания предпринимателей. Некоммерческая направленность такой деятельности в известной мере условна. Если биржа не распределяет полученной прибыли между своими акционерами, то направление всех доходов на улучшение оборудования биржи, обслуживание клиентуры влечет повышение стоимости ее акций. В остальном хозяйственная деятельность некоммерческих структур ведется таким же образом, как и предпринимательская, и в постоянном взаимодействии с предпринимателями и предприятиями. Поэтому такие некоммерческие образования также относятся к субъектам хозяйственного права.

Хозяйственно-организаторская  деятельность государства и регионов как собственников является предпосылкой создания предприятий, определяет содержание их деятельности и условия их прекращения. В этих отношениях, тесно связанных  с предпринимательской деятельностью, государство и регионы выступают  в качестве субъектов хозяйственного права так же, как и в случаях, когда реализуются их властные функции  для защиты публичных интересов  в области экономики.

4. Предприниматели и предприятия  должны легитимироваться в качестве хозяйствующих субъектов с помощью регистрами. Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта хозяйственного права государство, то есть Федерация, и входящие в нее субъекты. В соответствии с Конституцией РФ, конституциями входящих в Федерацию республик они имеют соответствующую имущественную базу и компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности и руководства ею.

5. Субъекты хозяйственного  права не только ведут хозяйственную  деятельность по выпуску товаров  (работ, услуг), но и осуществляют руководство ею либо властное государственное воздействие на предпринимательскую деятельность. Объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов различен. У предпринимателей-граждан компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в отношении своих подразделений, а главное — в его работе, то есть в непосредственном ведении хозяйства. У таких субъектов, как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества, и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей при осуществлении защиты публичных интересов. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, установления требований по соблюдению порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Концепция хозяйственного права  не членит область экономики в  зависимости от «геометрии» хозяйственных  правоотношений. О необходимости  единства регулирования в области  хозяйства мы уже говорили. Поэтому  все связи государства, регионов, предприятий и предпринимателей рассматриваются нами на территории хозяйствования в их единстве.

6. Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.).52[52] Имущественная ответственность для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам, своим имуществом.

7. Классификация субъектов хозяйственного права может проводиться по разным признакам, например, государственные, муниципальные и частные предприятия различаются в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны. Можно различать субъектов в зависимости от характера их хозяйственной компетенции и выделить государство, регионы, предприятия, их подразделения.

Предприятия можно различать  по их организационно-правовой форме.

Рассмотрим правовое положение  отдельных видов субъектов хозяйственного права с учетом всех этих факторов. Прежде все следует, очевидно, выделить такие субъекты, в компетенции  которых преобладает ведение  хозяйственной деятельности:

а) предприниматели —  физические лица;

б) предприятия — юридические  лица;

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права