Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

а) нормы общего назначения, применяемые в том числе и  к предпринимательским отношениям, например о залоге, исковой давности, праве собственности и т.п.;

б) нормы специального назначения, адресованные предпринимателям.

В круг последних необходимо включить нормы:

- о содержании и режиме  предпринимательской деятельности (ст. 2 — о содержании предпринимательской  деятельности, ст. 5 — обычаи делового  оборота, ст. 10 — недопустимость  осуществления гражданских прав  в целях ограничения конкуренции  и злоупотребления доминирующим  положением на рынке, ст. 49 —  о лицензировании, ст. 51 — о государственной  регистрации и проч.);

- об отдельных объектах  и правах на эти объекты,  например, ст. 139 — служебная и  коммерческая тайна, ст. 132 — понятие  предприятия как объекта правоотношений; сюда же следует отнести и  ст. 217 — о приватизации;

- о статусе юридических  лиц (в том числе предпринимателей  и предприятий), об учредительных  документах (гл. 4);

- о формах реализации  права на предпринимательскую  деятельность (договоры — публичные,  обязательные к заключению, договоры  присоединения, организация и  проведение торгов);

- об ответственности предпринимателей, распространяющейся вплоть до  пределов непреодолимой силы.

5. Необходимость и достаточность  для регулирования предпринимательской  деятельности норм, содержащихся  в ГК РФ, может быть оценена  исходя из целей и потребностей  в правовом регулировании. Они  в свою очередь определяются  компромиссом частных и публичных  интересов, продиктованным потребностями  защиты прав потребителей и  иных предпринимателей, всех членов  общества в целом, что уже  как будто и не вызывает  сомнений, но не находит нормативного  регулирования. В этом смысле  регулирование предпринимательской  деятельности гражданско-правовыми  методами создает защиту только  для предпринимателей, да и то  лишь в отношениях друг с  другом или с потребителем. Гражданское  право практически не в состоянии  с позиций частных интересов  урегулировать и дать предпринимателю  средства защиты в отношениях  с государством, его органами. Для  этого необходимо включать в  поле регулирования публичные  интересы и находить между  ними компромисс.

В плане конструирования  правового механизма следует  иметь в виду, что применительно  к предпринимательской деятельности публичные интересы и публичное  право служит:

а) пусковым механизмом реализации прав, например на ведение предпринимательской  деятельности;

б) условием осуществления  прав, например установление при лицензировании хозяйственной деятельности режима ее осуществления, потребности в  котором определяются не с позиций  частного интереса;

в) средством гашения частных  интересов, их подавления, ограничения, согласования, что объективно необходимо.

6. Наконец, необходимо  оценить имманентность указанных норм гражданскому праву. В этом смысле все нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, должны быть соотнесены с теми основными принципами, которые закреплены в ст. 1 ГК РФ. Здесь прежде всего нужно назвать два ведущих положения: равенство сторон и свободу договора.

Правовая природа отношений, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, довольно сложная. Разумеется, часть этих правоотношений складывается на основе принципов свободы и  равенства, которые, однако, не распространяют своего действия на огромный массив правоотношений, связанных с регистрацией и лицензированием предпринимательской деятельности, учетом и оценкой имущества, государственной и бухгалтерской отчетностью, ценообразованием и финансированием. Именно эти отношения отражают сущность хозяйственной деятельности. Возможно, по этой причине во многих странах мира, под воздействием правового регулирования которых Россия всегда находилась (например, Германия), нормы и о юридических лицах, и о режиме имущества предпринимателей, его учете, оценке и ряд других содержатся в специальных актах торгового законодательства.

Попытка свести регулирование  предпринимательской деятельности к гражданскому законодательству может  привести к двум последствиям (практика содержит этому множество подтверждений). Первое заключается в том, что  создается видимость правового  регулирования хозяйственной деятельности в законе и абсолютный произвол в  реальной действительности, поскольку  в гражданском законодательстве нет инструментов, позволяющих урегулировать  правоотношения между предпринимателем и государством, обществом в целом. Второе носит теоретический характер и состоит в том, что, включив  предпринимательскую деятельность в свой предмет и претендуя  на адекватное правовое регулирование, гражданское право размывает  свои границы, теряет свою специфику  и становится комплексной отраслью законодательства.

Однако, как уже отмечено, ГК РФ, создавая защиту только для предпринимателей в отношениях друг с другом или  потребителем, не учитывает их взаимоотношений  с государственными органами. Тем  самым он не распространяет и не может распространять своего действия на отношения, связаннее с регистрацией, лицензированием, учетом и оценкой  имущества, ценообразованием и многими  другими, составляющими предмет  специальной отрасли правя —  предпринимательского (хозяйственного) права.

7. Федеральные законы  РФ — это следующий источник  хозяйственного права. В их  числе следует прежде всего  назвать законы, регламентирующие  исходные позиции рыночной экономики.  К ним относятся Закон о  конкуренции, Федеральные законы  от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»31[31], от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»32[32] и др. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях. Здесь могут быть названы Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»33[33], от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»34[34], от 26 апреля г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»35[35],от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности»36[36], Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»37[37]. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарной бирже и биржевой торговле»38[38], Федеральный закон от 8 мая г. «О производственных кооперативах»39[39] и др.

В законах решаются также  многие вопросы регулирования хозяйственной  деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

8. Следующим источником  предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

9. Постановления Правительства  РФ, изданные в соответствии с  его компетенцией, также относятся  к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании. Это видно даже из названий некоторых постановлений Правительства РФ (например, от 8 мая 1996 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 292 «О передаче субъектам Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации»40[40] и от 17 мая 1996 г. «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешне торговой деятельности»41[41].

В этом смысле наиболее примечательно  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 5 августа 1992 г. Положение о  составе затрат по производству й  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли (с  изменениями по состоянию на 11 сентября 1998 г.)42[42], постановление Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. «О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций»43[43] и др.

10. К числу источников  предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления  предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается  во исполнение и на основании постановлений  Правительства РФ. Особое место в  регулировании хозяйственной деятельности занимают Положение о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г.44[44], Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденное приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г.45[45] Большое количество актов по вопросам налогообложения издано Государственной налоговой службой РФ; они регулируют финансовые доходы предприятий и предпринимателей.

Появляются новые органы исполнительной власти, положения которых  также следует учитывать при  осуществлении предпринимательской  деятельности. Так, 9 февраля 1996 г. Комиссия по аудиторской деятельности при  Президенте РФ утвердила Порядок  составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности46[46].

Правовой режим ведомственных  нормативных актов регламентирован  Правилами подготовки нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г.47[47], в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти могут издавать следующие виды нормативных правовых актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Запрещено принимать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм.

Из всей массы ведомственных  нормативных актов выделяются акты, подлежащие государственной регистрации, на основе следующих критериев:

- затрагивающие права,  свободы и обязанности человека  и гражданина;

- устанавливающие правовой  статус организаций;

- носящие межведомственный  характер независимо от срока  действия, в том числе содержащие  сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера.

В указанном перечне нуждается  в разъяснении понятие «затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина». По буквальному  смыслу, употребление слов «человек и  гражданин» влечет отсылку ко Всеобщей декларации прав человека и гражданина. По существу же такое толкование представляется слитком узким. Бели речь идет о правах и обязанностях гражданина, то к числу регистрируемых в обязательном порядке актов должны быть отнесены и акты, содержащие нормы, регулирующие правоотношения, одной из стороной которых потенциально может быть гражданин.

Государственная регистрация  актов осуществляется Министерством  юстиции РФ. Она включает в себя: юридическую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости  государственной регистрации; присвоение регистрационного номера; занесение  в Государственный реестр нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти.

Нормативные правовые акты подлежат опубликованию. При их опубликовании и рассылке для исполнения обязательно указание на номер и дату государственной регистрации. Анализируемая группа актов без указания сведений о государственной регистрации и опубликовании считается не вступившей в силу и применяться не может.

По поводу нормативных  правовых актов ЦБ РФ принято 15 сентября 1997 г. Положение о порядке подготовки и вступления в силу нормативных  актов Банка России. С этого  момента названный орган может  издавать только указания, положения  и инструкции.

Поскольку и постановление  Правительства РФ от 13 августа 1997 г., и отмеченное Положение ЦБ РФ не имеют обратной силы, все содержащиеся в них требования могут применяться  только в отношении актов, принимаемых  после указанных дат. Ранее принятые нормативные акты сохраняют свою юридическую силу.

11. В современный период  необходимо учитывать нормотворчество субъектов Российской Федерации, компетенция которых вданной сфере определяется Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также двусторонними соглашениями с Россией. Введение в действие того или иного федерального закона иногда осуществляется путем принятия соответствующего республиканского закона. Например, Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе»48[48] действует на территории Республики Башкортостан с рядом изменений и дополнений, принятых Законом Республики Башкортостан от 3 января 1996 г. В ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» устанавливается, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. Руководствуясь данным положением Федерального закона, Государственное Собрание Республики Башкортостан 8 февраля 1996 г. приняло Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан ».

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права