а) нормы общего назначения,
применяемые в том числе и
к предпринимательским отношениям,
например о залоге, исковой давности,
праве собственности и т.п.;
б) нормы специального назначения,
адресованные предпринимателям.
В круг последних необходимо
включить нормы:
- о содержании и режиме
предпринимательской деятельности
(ст. 2 — о содержании предпринимательской
деятельности, ст. 5 — обычаи делового
оборота, ст. 10 — недопустимость
осуществления гражданских прав
в целях ограничения конкуренции
и злоупотребления доминирующим
положением на рынке, ст. 49 —
о лицензировании, ст. 51 — о государственной
регистрации и проч.);
- об отдельных объектах
и правах на эти объекты,
например, ст. 139 — служебная и
коммерческая тайна, ст. 132 — понятие
предприятия как объекта правоотношений;
сюда же следует отнести и
ст. 217 — о приватизации;
- о статусе юридических
лиц (в том числе предпринимателей
и предприятий), об учредительных
документах (гл. 4);
- о формах реализации
права на предпринимательскую
деятельность (договоры — публичные,
обязательные к заключению, договоры
присоединения, организация и
проведение торгов);
- об ответственности предпринимателей,
распространяющейся вплоть до
пределов непреодолимой силы.
5. Необходимость и достаточность
для регулирования предпринимательской
деятельности норм, содержащихся
в ГК РФ, может быть оценена
исходя из целей и потребностей
в правовом регулировании. Они
в свою очередь определяются
компромиссом частных и публичных
интересов, продиктованным потребностями
защиты прав потребителей и
иных предпринимателей, всех членов
общества в целом, что уже
как будто и не вызывает
сомнений, но не находит нормативного
регулирования. В этом смысле
регулирование предпринимательской
деятельности гражданско-правовыми
методами создает защиту только
для предпринимателей, да и то
лишь в отношениях друг с
другом или с потребителем. Гражданское
право практически не в состоянии
с позиций частных интересов
урегулировать и дать предпринимателю
средства защиты в отношениях
с государством, его органами. Для
этого необходимо включать в
поле регулирования публичные
интересы и находить между
ними компромисс.
В плане конструирования
правового механизма следует
иметь в виду, что применительно
к предпринимательской деятельности
публичные интересы и публичное
право служит:
а) пусковым механизмом реализации
прав, например на ведение предпринимательской
деятельности;
б) условием осуществления
прав, например установление при лицензировании
хозяйственной деятельности режима
ее осуществления, потребности в
котором определяются не с позиций
частного интереса;
в) средством гашения частных
интересов, их подавления, ограничения,
согласования, что объективно необходимо.
6. Наконец, необходимо
оценить имманентность указанных
норм гражданскому праву. В этом смысле
все нормы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, должны быть соотнесены
с теми основными принципами, которые
закреплены в ст. 1 ГК РФ. Здесь прежде всего
нужно назвать два ведущих положения:
равенство сторон и свободу договора.
Правовая природа отношений,
связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, довольно сложная. Разумеется,
часть этих правоотношений складывается
на основе принципов свободы и
равенства, которые, однако, не распространяют
своего действия на огромный массив правоотношений,
связанных с регистрацией и лицензированием
предпринимательской деятельности, учетом
и оценкой имущества, государственной
и бухгалтерской отчетностью, ценообразованием
и финансированием. Именно эти отношения
отражают сущность хозяйственной деятельности.
Возможно, по этой причине во многих странах
мира, под воздействием правового регулирования
которых Россия всегда находилась (например,
Германия), нормы и о юридических лицах,
и о режиме имущества предпринимателей,
его учете, оценке и ряд других содержатся
в специальных актах торгового законодательства.
Попытка свести регулирование
предпринимательской деятельности
к гражданскому законодательству может
привести к двум последствиям (практика
содержит этому множество подтверждений).
Первое заключается в том, что
создается видимость правового
регулирования хозяйственной деятельности
в законе и абсолютный произвол в
реальной действительности, поскольку
в гражданском законодательстве
нет инструментов, позволяющих урегулировать
правоотношения между предпринимателем
и государством, обществом в целом.
Второе носит теоретический характер
и состоит в том, что, включив
предпринимательскую деятельность
в свой предмет и претендуя
на адекватное правовое регулирование,
гражданское право размывает
свои границы, теряет свою специфику
и становится комплексной отраслью
законодательства.
Однако, как уже отмечено,
ГК РФ, создавая защиту только для предпринимателей
в отношениях друг с другом или
потребителем, не учитывает их взаимоотношений
с государственными органами. Тем
самым он не распространяет и не
может распространять своего действия
на отношения, связаннее с регистрацией,
лицензированием, учетом и оценкой
имущества, ценообразованием и многими
другими, составляющими предмет
специальной отрасли правя —
предпринимательского (хозяйственного)
права.
7. Федеральные законы
РФ — это следующий источник
хозяйственного права. В их
числе следует прежде всего
назвать законы, регламентирующие
исходные позиции рыночной экономики.
К ним относятся Закон о
конкуренции, Федеральные законы
от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации»31[31], от 22 апреля 1996 г. «О
рынке ценных бумаг»32[32] и др. Большая группа
законов посвящена правовому положению
субъектов, действующих в новых условиях.
Здесь могут быть названы Федеральные
законы от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных
обществах»33[33], от 8 февраля 1998 г. «Об
обществах с ограниченной ответственностью»34[34], от 26 апреля г. «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»35[35],от 3 февраля 1996 г. «О
банках и банковской деятельности»36[36], Закон РСФСР от 22 ноября
1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»37[37]. Закон РФ от 20 февраля
1992 г. «О товарной бирже и биржевой торговле»38[38], Федеральный закон
от 8 мая г. «О производственных кооперативах»39[39] и др.
В законах решаются также
многие вопросы регулирования хозяйственной
деятельности в различных сферах:
поставки продукции и товаров, инвестирования,
приватизации, закупки сельскохозяйственных
продуктов, перевозки грузов и др.
8. Следующим источником
предпринимательского права являются указы Президента
РФ. Они составляют большой массив
нормативных актов, регулирующих хозяйственные
отношения. В соответствии со ст. 90 Конституции
РФ указы Президента РФ не могут противоречить
Конституции и федеральным законам, а
в случае противоречия им действуют нормы
Конституции и законов РФ. Указы как средство
регулирования хозяйственных отношений
применяются при отсутствии законодательных
решений по тем или иным вопросам, а также
при необходимости оперативного развития
законодательных положений.
9. Постановления Правительства
РФ, изданные в соответствии с
его компетенцией, также относятся
к источникам предпринимательского
(хозяйственного) права. Акты Правительства
в точном смысле их регулятивных возможностей
издаются в развитие и во исполнение федеральных
законов, указов Президента РФ, а также
на их основании. Это видно даже из названий
некоторых постановлений Правительства
РФ (например, от 8 мая 1996 г. «О мерах по
реализации Указа Президента Российской
Федерации от 27 февраля 1996 г. № 292 «О передаче
субъектам Российской Федерации, находящихся
в федеральной собственности акций акционерных
обществ, образованных в процессе приватизации»40[40] и от 17 мая 1996 г. «О некоторых
мерах по реализации Федерального закона
«О государственном регулировании внешне
торговой деятельности»41[41].
В этом смысле наиболее примечательно
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. Положение о
составе затрат по производству й
реализации продукции (работ, услуг), включаемых
в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли (с
изменениями по состоянию на 11 сентября
1998 г.)42[42], постановление Правительства
РФ от 25 ноября 1993 г. «О переоценке основных
фондов (средств) предприятий и организаций»43[43] и др.
10. К числу источников
предпринимательского (хозяйственного)
права относятся акты министерств
и ведомств, принятые в соответствии
с их компетенцией. Среди них наибольшее
значение имеют акты органов, действующих
непосредственно в экономической сфере.
Важнейшими для осуществления
предпринимательской деятельности
являются акты Министерства финансов
РФ, Министерства экономики РФ, Центрального
банка РФ. Большинство из них принимается
во исполнение и на основании постановлений
Правительства РФ. Особое место в
регулировании хозяйственной деятельности
занимают Положение о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской
Федерации, утвержденное приказом Министерства
финансов РФ от 29 июля 1998 г.44[44], Положение об изменении
порядка проведения в Российской Федерации
некоторых видов валютных операций, утвержденное
приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г.45[45] Большое количество
актов по вопросам налогообложения издано
Государственной налоговой службой РФ;
они регулируют финансовые доходы предприятий
и предпринимателей.
Появляются новые органы
исполнительной власти, положения которых
также следует учитывать при
осуществлении предпринимательской
деятельности. Так, 9 февраля 1996 г. Комиссия
по аудиторской деятельности при
Президенте РФ утвердила Порядок
составления аудиторского заключения
о бухгалтерской отчетности46[46].
Правовой режим ведомственных
нормативных актов регламентирован
Правилами подготовки нормативных
актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации,
утвержденными постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г.47[47], в соответствии с которым
федеральные органы исполнительной власти
могут издавать следующие виды нормативных
правовых актов: постановления, приказы,
распоряжения, правила, инструкции и положения.
Запрещено принимать нормативные правовые
акты в виде писем и телеграмм.
Из всей массы ведомственных
нормативных актов выделяются акты, подлежащие
государственной регистрации, на основе
следующих критериев:
- затрагивающие права,
свободы и обязанности человека
и гражданина;
- устанавливающие правовой
статус организаций;
- носящие межведомственный
характер независимо от срока
действия, в том числе содержащие
сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера.
В указанном перечне нуждается
в разъяснении понятие «затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина». По буквальному
смыслу, употребление слов «человек и
гражданин» влечет отсылку ко Всеобщей
декларации прав человека и гражданина.
По существу же такое толкование представляется
слитком узким. Бели речь идет о правах
и обязанностях гражданина, то к числу
регистрируемых в обязательном порядке
актов должны быть отнесены и акты, содержащие
нормы, регулирующие правоотношения, одной
из стороной которых потенциально может
быть гражданин.
Государственная регистрация
актов осуществляется Министерством
юстиции РФ. Она включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия
нормативного правового акта законодательству
РФ; принятие решения о необходимости
государственной регистрации; присвоение
регистрационного номера; занесение
в Государственный реестр нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти.
Нормативные правовые акты подлежат опубликованию.
При их опубликовании и рассылке для исполнения
обязательно указание на номер и дату
государственной регистрации. Анализируемая
группа актов без указания сведений о
государственной регистрации и опубликовании
считается не вступившей в силу и применяться
не может.
По поводу нормативных
правовых актов ЦБ РФ принято 15 сентября
1997 г. Положение о порядке подготовки
и вступления в силу нормативных
актов Банка России. С этого
момента названный орган может
издавать только указания, положения
и инструкции.
Поскольку и постановление
Правительства РФ от 13 августа 1997 г.,
и отмеченное Положение ЦБ РФ не
имеют обратной силы, все содержащиеся
в них требования могут применяться
только в отношении актов, принимаемых
после указанных дат. Ранее принятые
нормативные акты сохраняют свою
юридическую силу.
11. В современный период
необходимо учитывать нормотворчество
субъектов Российской Федерации,
компетенция которых вданной сфере определяется
Федеративным договором от 31 марта 1992
г., а также двусторонними соглашениями
с Россией. Введение в действие того или
иного федерального закона иногда осуществляется
путем принятия соответствующего республиканского
закона. Например, Федеральный закон от
18 июля 1995 г. «О рекламе»48[48] действует на территории
Республики Башкортостан с рядом изменений
и дополнений, принятых Законом Республики
Башкортостан от 3 января 1996 г. В ст. 2 Федерального
закона от 14 июня 1995 г. «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» устанавливается,
что субъекты РФ в соответствии со своими
полномочиями решают все вопросы в области
поддержки малого предпринимательства,
в том числе могут применять дополнительные
меры за счет собственных средств и ресурсов.
Руководствуясь данным положением Федерального
закона, Государственное Собрание Республики
Башкортостан 8 февраля 1996 г. приняло Закон
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республике Башкортостан ».