Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

К учредительному договору юридического лица предъявляются те же требования, что и к другим гражданско-правовым договорам. Он заключается  в простой письменной форме путем  составления единого документа. В договоре должны быть указаны место  и дата его заключения, срок действия. Учредительный договор подписывается  всеми учредителями лично, подпись  представителя юридического лица —  учредителя должна быть скреплена печатью  этого юридического лица.

При создании акционерного общества учредители заключают между  собой договор, определяющий порядок  осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного  капитала общества, категории выпускаемых  акций и порядок их размещения. Договор о создании акционерного общества не отнесен к его учредительным  документам.

Устав — важнейший документ, устанавливающий правовой организации. Он является вторым (первым является договор) учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным — для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ. Основное назначение устава — информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, правах и обязанностях. В уставе определяется организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений. Кроме того, в уставе общества ничейной ответственностью определяются размеры долей каждого участника; в уставе общества с дополнительной ответственностью — размер дополнительной ответственности участников по долгам общества в виде кратного к стоимости их вкладов; в уставе акционерного общества — категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций; устав производственного кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов, порядок их внесения, характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию, порядке распределения прибыли и убытков, размерах и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам. В уставе унитарного предприятия указываются источники и порядок формирования уставного фонда, предмет и цели деятельности.

Особое юридическое и  практическое значение имеет определение  в уставе целей и предмета деятельности коммерческой организации. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением  унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных  законом, могут иметь гражданские  права и нести гражданские  обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  законом (общая правоспособность). Соответственно унитарные предприятия и иные организации в случаях, предусмотренных  законом, имеют специальную правоспособность и обязаны указывать в уставе предмет и цели своей деятельности.

Представляется, что говоря в ст. 49 ГК РФ об «иных видах организаций», законодатель имеет в виду коммерческие организации, занимающиеся так называемыми  исключительными видами деятельности. Законодательство содержит целый ряд  примеров таких организаций.

Так, согласно ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании» страховщиками признаются юридические лицам организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских фирм и др.

Унитарные предприятия, а также другие коммерчески организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации  могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда  по закону это не является обязательным. Сделки, совершенные такими коммерческими  организациями в противоречии с  целями деятельности, определенно ограниченными  в их учредительных документах, могут  быть признаны судом недействительными  в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ, то есть такие сделки являются оспоримыми.

Необходимо помнить, что  сведения, содержащиеся в учредительном  договоре и уставе, не могут в  соответствии с постановлением Правительства  РСФСР от 5 декабря 1991 г. составлять коммерческую тайну.

 

7. Государственная  регистрация 

субъектов предпринимательской  деятельности

 

Государственная регистрация  — заключительный этап создания коммерческой организации. Именно с момента государственной  регистрации юридическое лицо считается  созданным, то есть по российскому законодательству регистрация является конституционной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании  и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

Сам процесс государственной регистрации можно условно разделить на этапы:

- подача необходимых документов;

- проведение их правовой  экспертизы;

- получение временного  свидетельства о регистрации  (в Москве);

- получение постоянного  свидетельства о регистрации.

Для государственной регистрации  коммерческих организаций необходимы следующие документы:

1) Заявление по форме, утвержденной регистрационной палатой. В нем указываются необходимые сведения о создаваемой коммерческой организации: фирменное наименование, юридический адрес, фамилия, имя и отчество руководителя, размер уставного капитала, состав учредителей, размер их вкладов в уставный капитал, а также фамилия, имя и отчество заявителя, то есть лица, подавшего документы для государственной регистрации. Это не обязательно должен быть сам учредитель. Он может выдать третьему лицу доверенность на представление его интересов во всех государственных органах по делам, связанным с государственной регистрацией создаваемой коммерческой организации.

В случае если среди учредителей  есть юридические лица, заполняется  приложение к заявлению, в котором  указываются сведения о государственной  регистрации юридического лица —  учредителя, его юридический адрес, размер и способ внесения вклада в  уставный капитал коммерческой организации.

2) Учредительные документы.

3) Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины и регистрационного сбора. Такими документами являются оригиналы платежных поручений, квитанции.

4) Справка, подтверждающая неповторяемость наименования создаваемой коммерческой организации в регистрационном реестре. Так, приказом Московской регистрационной палаты (МРП) от 15 июня 1994 г, N 56 был введен порядок обязательной предварительной проверки наименований коммерческих организаций при:

- регистрации новой организации;

- смене наименования организации;

- изменении организационно-правовой  формы;

- изменении юридического  адреса другого региона на  московский. Проверку наименований  на неповторяемость осуществляют  несколько коммерческих организаций, имеющих доверенность МРП. За проведение такой проверки взимается дополнительная плата. После проверки выдается справка, в которой указывается номер заявки, дата проведения проверки, полное наименование предприятия, дата, до которой наименование может быть использовано для регистрации.

5) Документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного (складочного) капитала организации, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей. С этой целью в банке открывается так называемый временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. Для открытия данного счета в банк представляются Устав и учредительный договор, еще зарегистрированные в МРП, справка о проверке наименования, протокол с решением о создании организации.

Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен  собственником полностью до государственной  регистрации.

Кроме указанных выше, для  коммерческих организаций различных  организационно-правовых форм требуется  представлю различных документов. Так, при учреждении полного или коммандитного  товариществ необходимо представить  копии свидетельств о регистрации  в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц — полных товарищей; декларации пола товарищей о том, что они не являются полными товарищами в других хозяйственных товариществах.

При принятии документов для  государственной регистрации проверяется  их комплектность, производится сверка паспорта данных граждан-учредителей  с данными, указанными в учредительных  документах. Сверка не производится, если подлинность подписей учредителей  на учредительных документах удостоверена нотариально.

Затем юрист проводит правовую экспертизу представленных документов, в процессе которой проверяется  соответствие документов требованиям  законодательства как по форме, так  и по содержанию.

По итогам экспертизы юрист  составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным  требованиям. В случае положительного заключения, а также после внесения необходимых поправок МРП выдает Временное свидетельство о регистрации.

Временное свидетельство подтверждает присвоение коммерческой организации очередного регистрационного номера и позволяет открыть счет в банке, встать на учет в налоговых органах, изготовить печать. Временное свидетельство необходимо также для включения в состав Единого государственного реестра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования. Временное свидетельство действует в течение 45 дней с момента выдачи, что, по нашему мнению, является грубым нарушением действующего законодательства.

Постоянное свидетельство о регистрации выдается только в случае представления в указанный срок в МРП следующих документов:

1) Справки из банка  об открытии расчетного счета  и внесении на него не менее  50 % уставного капитала. Порядок открытия  расчетных и текущих счетов регламентируется Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях», которая действует в части, не противоречащей ГК РФ. Справка выдается банком после представления заявления об открытии счета, копий Временного свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации.

В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо также  представление справки за подписью руководителя и главного бухгалтера, подтверждающей передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества.

2) Свидетельства налогового  органа о постановке на учет  по месту нахождения организации.  Порядок постановки на учет  определяется ст. 84 Налогового кодекса  РФ.

При постановке на учет в  налоговом органе сведения о каждом налогоплательщике автоматизированно  обрабатываются и ему в установленном  порядке присваивается идентификационный  номер, являющийся единым по всем видам  налогов и сборов66[66].

Идентификационный номер  налогоплательщика проставляется  во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, а  также в иных документах в соответствии с yутвержденными в установленном порядке нормативными актами67[67].

Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных  номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки  данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплателыциков-предприятий, — также в Государственный  реестр предприятий68[68].

    1. Справки из Государственного комитета РФ по статистике (с 25 мая 1999 г. — Российское статистическое агентство) о включении коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и присвоении кодов Общероссийского классификатора предприятий и организаций и классификационных признаков (подчиненность министерству, местонахождение, вид деятельности, организационно-правовая форма, форма собственности и др.).
    2. Декларации об изготовлении печати. В этом документе приводятся основные сведения о коммерческой организации, а также образцы печати и подписей руководителя и главного бухгалтера.
    3. Справки о постановке на учет в социальных фондах: Пенсионном фонде, Государственном фонде занятости населения, Фонде социального страхования, фондах медицинского страхования.

После представления указанных  выше документов организации выдается Постоянное свидетельство о регистрации. Если течение 45 дней с момента получения Временного свидетельств о регистрации не будут представлены документы для получения постоянного свидетельства, коммерческая организация признается несостоявшейся как юридическое лицо из-за отсутствия установленных законом признаков.

После получения Постоянного  свидетельства необходимо нотариально  заверить его копии и представить  их в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинской  страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального  страхования и в банк.

Согласно ст. 51 ГК РФ нарушение  установленного законом порядка  образования коммерческой организации  или несоответствие ее учредительных  документов закону влечет отказ в  государственной регистрации. Отказ  в регистрации по мотивам нецелесообразности создания организации не допускается. Неправомерный отказ в регистрации  индивидуального предпринимателя  или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, если эти  деяния совершены должностным лицом  с использованием своего служебного положения, являются уголовно наказуемыми (ч. 1 ст. 169 УК РФ).

Отказ в государственной  регистрации организаций может  быть обжалован в суд (арбитражный  суд). В случае признания судом  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления об отказе в регистрации, соответствующее  пение суда следует считать актом  государственной регистрации. Оно  является основанием для внесения организации  в единый государственный реестр. Отказ в регистрации, совершенный  в нарушение вступившего в  законную силу судебного акта, а  равно деяния, связанные с воспрепятствованием  законной предпринимательской деятельности, причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии с ч. 2 ст. 169 УК РФ.

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права