Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

в) подразделения предприятий.

Далее предполагается раскрыть характеристику:

а) государства;

б) регионов (краев, областей, районов, городов и др.).

В их хозяйственной компетенции  наибольший удельный и составляет хозяйственно-организаторская  деятельность как собственников, а  также реализация и защита публичных  интересе общества. Внутри этих групп  дифференцируем субъектов по ocобенностям их имущественной базы, компетенции, правового статуса, отраженного в специальных актах, посвященных таким субъектам.

 

2. Граждане как  субъекты хозяйственного права

 

1. Физические лица получили  возможность приобрести статус  предпринимателей и стать субъектами  хозяйственного права после того, как в законах о собственности  (первоначально Союза ССР, а  затем и Российской Федерации)  было установлено, что собственность  граждан не носит более потребительского характера, а может активно использоваться в производственно-хозяйственных целях. Эти положения были развиты в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности», когда гражданин получил право вести такую деятельность как индивидуально, так «создавая предприятия с привлечением наемных работников. Затем правовой статус гражданина-предпринимателя был закреплен в ГК РФ.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу  является собственность. Однако эта  база может быть представлена и арендованным имуществом.

2. Правосубъектность гражданина-предпринимателя в сфере хозяйственного права не следует смешивать с его гражданской правосубъектностью. В сфере гражданского права он обладает общей правоспособностью в качестве лица, удовлетворяющего свои потребности в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом. В хозяйственном обороте он обладает специальной хозяйственной компетенцией, то есть ведет предпринимательскую деятельность: осуществляет производство товаров работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не как предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними. Не случайно реализация последних не является предметом налогообложения, в то время як суммы, полученные от продажи имущества при осуществлении предпринимательской деятельности с целью получения доходов, подлежат обложению налогом.

Имущество, приобретаемое  предпринимателем для предпринимательской  деятельности, налогом не облагается, более того, сумма валового дохода для целей налогообложения уменьшается  на сумму расходов, связанных с  получением дохода. Предметы жe, получаемые гражданином по гражданско-правовым сделкам наследования или дарения, напротив, подлежат налогообложению.

Приобретение статуса  предпринимателя, как отмечалось, связано  для гражданина с необходимостью регистрации физического лица в этом качестве.

Для реализации своей предпринимательской  компетенции гражданин вправе избрать  любую сферу деятельности, кроме  запрещенной законом.

 

3. Юридические  лица как субъекты

предпринимательских правоотношений

 

1. Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Следует уточнить, что мы говорим о формах именно предпринимательской  деятельности. Поэтому в первую очередь  речь должно идти о коммерческих организациях. Исчерпывающий перечень их форм определен  нормами гл. 4 ГК РФ.

Как уже отмечалось, помимо коммерческих, действующим законодательством  предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Правовое положение некоммерческих организаций определяется ГК РФ, Федеральными законами от 12 января 1996 г. «О не-коммерческих организациях»53[53] и от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»54[54].

Некоммерческие организации  могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в  иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных  федеральными законами.

Прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

2. Выступая в хозяйственном  обороте, юридические лица приобретают право на наименование. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в именовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено имеем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, ибо быть произвольным.

Фирменное наименование полного  товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или  нескольких участников с добавлением  слов «и компания» и слова «полное  товарищество» (ст. 69 ГК РФ).

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей  и слова «товарищество на вере»  или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем  одного полного товарища с добавлением  слов «и компания» и слова «товарищество  на вере» (ст. 82 ГК РФ). Фирменное наименование хозяйственного общества должно содержать  указание на организационно-правовую форму.

По правовому режиму фирменное  наименование приравнено к объектам интеллектуальной собственности. Право  на фирменное наименование относится  к исключительным правам его владельца. Только владельцу принадлежит право  использовать его различными способами  в хозяйственных операциях, при  рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право  использования наименования другим лицам, заключая договор коммерческой концессии. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное  наименование, обязано по требованию обладателя права на него прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

В большинстве случаев  учредители организации вправе выбрать  для нее любое наименование. Однако для ряда случаев законом установлены ограничения. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  организации, не отвечающие требованиям  данного 3акона, а также их филиалы  и другие обособленные подразделения  не имеют права использовать в  своем наименовании слова «биржа»  или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под  наименованиями, включающими эти  слова в любых сочетаниях.

Порядок включения в фирменное  наименование слов «Россия», «Российская  Федерация» определяется постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. «Об использовании в названиях  организаций наименований «Россия», «Российская Федерация»55[55]. Установлено, что в названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях — с разрешения специально созданной Правительственной комиссии, которая пи рассмотрении обращений должна учитывать:

- значимость, характер, масштаб  и сферу деятельности организаций  в интересах граждан России  и государства;

- положение организации  в соответствующей сфере деятельности  либо на рынках РФ;

- производство уникальных, присущих только Российской Федерации  товаров (работ, услуг);

- представление интересов  Российской Федерации на мировом  рынке при осуществлении внешнеэкономической  деятельности.

В Москве действует распоряжение мэра Москвы от 16 декабря 1992 г. № 568-РМ, которым утверждено Положение о  порядке использования наименования «Москва», производных от него и  иной московской символики, а также  Перечень архитектурных г исторических памятников города Москвы, использование  изображений и наименований которых  подлежит лицензированию. Согласно этим актам коммерческие организации, создаваемые  Москве, должны представлять в орган  государственной регистрации заверенную копию лицензии, выданной Московской лицензионной палатой, на право использования  в своем фирменном наименовании слова «Москва», производных от него и иной московской символики.

Согласно ст. 52 ГК РФ в  учредительных документах коммерческой организации должно определяться место  ее нахождения.

Местом нахождения юридического лица считается место его государственной  регистрации (ст. 54 ГК РФ). В постановлении  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что до введения в действие закона о регистрации юридических лиц  применяется действующий порядок  регистрации. При разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.

 

4. Регионы как  субъекты хозяйственного права

 

1. Прежде всего необходимо  охарактеризовать основные черты регионов как субъектов хозяйственного права. Среди публичных участников хозяйственных отношений (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) субъекты Российской Федерации, все чаще обозначаемые в законодательстве и литературе как регионы, занимают особое место. Конституция РФ выделяет федеральные фонды регионального развития (ст. 71), а текущее законодательство прибегает к данному термину при регламентации самых разных общественных отношений (экономических, экологических и т.д.).

Специальное определение  региона дается в п. 1 Основных положений  региональный политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.56[56]: под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обдающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, которая может совпадать границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять несколько их территорий.

Наряду с термином «регион» действующее хозяйственное законодательство для обозначения различных частей экономического пространства России применяет  также иную терминологию — бассейны, зоны, округа, районы и т.п.57[57] Широкое распространение получает термин «район» при характеристике территории нескольких субъектов Федерации. В частности, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) упоминает экономические районы, объединяющие территории нескольких субъектов Российской Федерации (ст. 85).

Более того, помимо субъектов  Федерации термином «регион» иногда обозначаются также некоторые муниципальные  образования. К примеру, Закон о  конкуренции при фиксировании монополистической  деятельности государственных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления относит к  регионам территорий не только республик, краев и областей но а районов, городов, районов в городе (ст. 7). Некоторые нормативные акты используют одновременно термины «субъект»  и «регион» Российской Федерации.

Таким образом, в действующем  хозяйственном законодательстве термин «регион» применяется в узком смысле, подразумевающем один субъект Федерации, и в широком смысле, охватывающем территорию нескольких субъектов РФ. Поэтому первые могут обозначаться как федеральные регионы, а остальные — в зависимости от основания объединения территорий субъектов Федерации — как экономические, географические, экологические и иные регионы.

В качестве участников хозяйственных  отношений регионы рассматриваются  в узком смысле, то есть как субъекты Федерации. Сам термин «субъекты  Федерации» появился в российском законодательстве сравнительно недавно (раньше в нормативных  актах РСФСР содержался лишь термин «автономные республики»). Впервые  он был использован в текущем  законодательстве, а затем — внесен в один из дополнительных протоколов к Федеративному договору58[58].

В нормативных актах, принятых до вступления в силу действующей  Конституции РФ, нередко особо  выделялись республики, входящие в  состав Российской Федерации, и отдельно фиксировалась их хозяйственная  компетенция. К примеру, Законы РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ст. 6, 7 и др.) и от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (ст. 11, 14 и др.) особо отмечают республики, входящие в состав РСФСР59[59].

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права