Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПОРЯДОК ЕГО  РЕАЛИЗАЦИИ

 

Содержание права 

на осуществление  предпринимательской деятельности

 

1. Право на осуществление предпринимательской деятельности относится в Российской Федерации к категории субъективных прав человека и гражданина, имеющих прежде всего конституционную базу. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При рассмотрении этих конституционных  положений в юридической литературе отмечается, что они состоят из следующих важных правовых норм: «1) о свободе экономической деятельности и договоров; 2) о едином экономическом  пространстве; 3) о многообразии и  равноправии различных форм собственности  и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; 4) о защите конкуренции»73[73]. При этом совершенно справедливо указывается на то, что свобода экономической деятельности — это не субъективное право, или, точнее, не только субъективное право, а конституционный принцип в смысле ст. 8-ституции РФ, база основных экономических прав. И в силу этого основные экономические права, — пишет Г.А.Гаджиев, — имею естественно-правовой характер, они не могут произвольно ограничиваться государством»74[74].

Правда, сказанное ни в  коем случае не означает, что право  на предпринимательскую деятельность ничем не ограничено. Конституционное  право на предпринимательскую деятельность следует рассматривать как меру дозволенного поведения. Ее внешние  пределы устанавливаются законом, который использует в этом случае метод общего дозволения, означающий, что нормативные правовые акты должны очертить территорию запрещенного поведения, а не подробно регламентировать сферу  разрешенного.

Следует отметить, что в  действующем российском правовом массиве  применительно к реализации права  на предпринимательскую деятельность существует два вида нормативного регулирования. Первый состоит в том, что закон  действительно устанавливает, что конкретно запрещено в сфере экономической деятельности. Основы этих запретов также имеют конституционную базу, заключающуюся в запрещении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти запреты будут подробно рассмотрены в гл. 19 учебника.

Здесь же необходимо подчеркнуть, что указанными запретами не исчерпываются  внешние пределы осуществления  права на предпринимательскую деятельность. Кроме прямых конституционных запретов, нужно выделить еще две их группы:

- запреты, установленные  в федеральных и территориальное  законах (например, запрещение обмана  покупателей, злоупотребления правом  и проч.);

- запреты, выработанные  хозяйственной этикой и предпринимательской  практикой, не имеющие нормативного  подкрепления, но обладающие существенной  регулятивной способностью.

Нарушение конституционных  и законодательных запретов в  процессе осуществления конкретным индивидом предпринимательской  деятельности образует состав правонарушения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нарушение же этических норм может  повлечь иные невыгодные последствия, например, вытеснение с рынка, расторжение  или неисполнение договоров контрагентами  либо утрату деловой репутации.

Второй вид нормативного регулирования образуют правовые нормы, предписывающие определенные процедуры, правила реализации права на предпринимательскую деятельность. Эти нормы требуют более детального анализа, что и будет сделано далее. Здесь о них необходимо только упомянуть для того, чтобы зафиксировать правило, в соответствии с которым теоретически в российском предпринимательском праве следует выделить несколько видов последствий нарушения правил и процедур ее осуществления.

При наиболее серьезных нарушениях (например, деятельность без регистрации, лицензии) очевидно можно ставить  вопрос о незаконности деятельности в целом и применять соответствующие  последствия. Если же нарушения были не столь существенными (например, лицензия была получена, но в процессе своей  деятельности предприниматель нарушил  отдельные ее условия), вряд ли есть смысл считать саму деятельность незаконной. В этом случае можно  было бы предъявлять требования, исходящие  не из незаконности, а более мягких составов правонарушений, которые пока в законодательстве отсутствуют. Заметим  кстати, что такая поляризация  реагирования государства (либо все  незаконно, либо оценка вообще отсутствует) является особенностью российского  права, что в значительной степени  обедняет его правовые средства и  снижает эффективность правового  регулирования.

2. Провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право на осуществление  предпринимательской и иной экономической  деятельности выходит по своему  содержанию за пределы предпринимательского  права и распространяется на  ряд других правовых отраслей. Для предпринимательской деятельности  это означает необходимость приобретения  отдельным индивидом конституционного  статуса предпринимателя, включающего  конституционные права и обязанности.

Что же касается права на свободное осуществление предпринимательской  деятельности, то оно означает как  минимум право на выбор:

- любого вида и формы  предпринимательства;

- любой сферы предпринимательской  деятельности;

- территории осуществления  предпринимательской деятельности;

- установленных законом  организационно-правовых форм предпринимательской  деятельности;

- создание новых форм  предпринимательства.

При этом виды деятельности выделяются по ее характеру формам собственности, на базе которых она  осуществляется, и количеству участвующих  в этой деятельности лиц. Соответственно характеру деятельности выделяются, например, производственная, коммерческая (торговая), финансовая и консультативная. Эти виды деятельности могут осуществляться как самостоятельно, так и в  сочетании один г другим. Однако нужно иметь в виду, что в  некоторых случаях закон ограничивает возможность сочетания отдельных  видов деятельности. Эти ограничения  устанавливаются путем либо указания на то, что деятельность является исключительной (например, биржевая, инвестиционных фондов), либо установления запрета на совмещение данного вида деятельности с иными (например, банковская деятельность не может сочетаться с торговой, производственной и страховой).

В зависимости от форм собственности выделяются государственное, муниципальное, частное и иные виды предпринимательства.

По количеству лиц, участвующих  в предпринимательской деятельности, можно выделить индивидуальное и  коллективное предпринимательство. Индивидуальное предпринимательство находит свое воплощение в форме индивидуальной предпринимательской деятельности физического лица. Предпринимательская  Деятельность юридических лиц и  иных организационных образований  рассматривается как коллективное предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности классифицируют по правовому режиму на общие и лицензируемые. Согласно г. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»75[75] установил лицензионный режим деятельности как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей76[76]. Правда, при этом закон не установил исчерпывающего перечня лицензируемых видов деятельности. Следовательно, предпринимательская деятельность, в какой бы форме она ни осуществлялась, может считаться соответствующей закону только после ее лицензирования.

Право на выбор территории для осуществления предпринимательской деятельности следует как из ст. 34, так и из ст. 8 Конституции РФ. Внешние пределы реализации этого права очерчены только полученными лицензиями, если они устанавливают территориальные границы деятельности. Расширение территории деятельности достигается либо путем регистрации лицензии, полученной, например, в одном субъекте РФ, на территории другого субъекта Федерации, либо путем открытия или создания филиалов. В некоторых случаях, например, при осуществлении банковской деятельности, такое расширение территории предполагает изменение регистрационных и уставных документов.

Какие-либо решения властных органов, запрещающие перемещение  товаров, работ или услуг, устанавливающие  дополнительные сборы или пошлины  на их ввоз или вывоз в пределам РФ, за исключением свободных экономических  зон, должны ocпариваться и признаваться незаконными и неконституционными.

Выбор формы предпринимательской  деятельности осуществляется с соблюдением  некоторых общих правил.

Потребность в той или  иной форме деятельности формируется  за пределами права, но в итоге  получает правовое оформление в соответствующем  правовом статусе. Следовательно, она  имеет две составляющие: экономико-организационную  и организационно-правовую. Не случайно, кстати, экономисты пишут о наличии  наряду с правовыми организационно-экономических  форм предпринимательства. Формирование потребности в определенной форме  деятельности происходит с учетом множества факторов, в том числе простоты или сложности ее легализации, удобства и экономичности внутренних отношений и т.д. Поэтому принципиально невозможно раз и навсегда дать исчерпывающий перечень форм осуществления предпринимательской деятельности. На каждом этапе развития сама эта деятельность будет находить те формы, которые окажутся экономически выгодными. История предпринимательства в России дает тому яркое подтверждение на примере кооперативов, которые вначале были едва ли не единственной формой частного предпринимательства, затем им было предписано преобразоваться в общества и товарищества, а затем они были «реабилитированы» и легализованы в Гражданском кодексе РФ.

С позиций свободы выбора право может выработать три варианта регулирования форм предпринимательской  деятельности. Первый состоит в том, чтобы дать общие признаки формы  и порядок их фиксации органами государства, предоставив предпринимателям возможность  формировать конкретные конструкции, при условии обеспечения минимальных  прав контрагентов, участников рынка. Второй вариант предполагает установление примерного перечня форм и дает максимальную возможность выбора самим предпринимателям. Третий вариант, по которому идет законодатель, — это путь исчерпывающего перечня, означающий обязанность привести все  то, что существует и возникает, к  тому, уже известно и желательно на данный момент. Сказанное нашло  свое воплощение в Федеральном законе от ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации»77[77], согласно ст. 6 которого с момента официального опубликования части первой ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены этим кодексом. Существовавшие же на момент опубликования ГК РФ предприятиям должны быть в определенные сроки приведены в соответствие с указанными организационно-правовыми формами либо должны ликвидироваться (например, индивидуальные частные предприятия).

Выбирая ту или иную форму, нужно иметь в виду, что иногда закон требует осуществления  определенной деятельности лишь указанными в нем субъектами. Так, банковская деятельность сможет осуществляться только кредитными организациями, созданными в форме хозяйственного общества.

3. Право на осуществление  предпринимательской деятельности, будучи конституционным, имеет конституционные гарантии. Они содержатся в ст. 8, 34, 35 Конституции РФ и выражаются:

- в равенстве всех форм  собственности и одинаковом уровне  правовой защиты каждой из  них;

- в обязанности органов  государства поддерживать конкурентную  среду;

- в праве на равную  судебную защиту в случае нарушения  законных интересов.

С позиций гарантий прав на осуществление предпринимательской  деятельности важно подчеркнуть, что  Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ в постановлении  от июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» отметили необходимость  учитывать, что в силу ст. 55 Конфуции РФ и ст. 1 ГК ограничение гражданских  прав допустимо лишь на основании  федерального закона и только в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Иные нормативные  правовые акты не могут содержать  в себе таких ограничений.

Если суд установит, что  нормативно-правовой акт не соответствует  закону или иным правовым актам и  ограничивает гражданские права  и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может призвать такой  акт недействительным.

В таком же порядке должны признаваться недействительными акты, содержащие ограничения на перемещение  товаров, услуг; финансовых средств, поскольку  указанные ограничения могут  вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это  необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Основанием для принятия решения  суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствия закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным  актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или  юридического лица, обратившихся в  суд с соответствующим требованием.

4. Право на осуществление  предпринимательской деятельности  необходимо отличать от права на выбор рода деятельности и профессии, права на труд (ст. 37 Конституции РФ). Реализация права на труд предполагает заключение гражданином с работодателем трудового договора, в соответствии с которым определяется трудовая функция работника, задаваемая его квалификацией и профессиональной подготовкой, и гарантируется выплата заработной платы. По этому договору гражданин не должен нести никаких рисков или ответственности за действия работодателя, выступающего в качестве предпринимателя. Реализуя свое право на труд, гражданин может нести неблагоприятные последствия только за свои действия, которыми в конечном счете в ряду других составляющих определяется и успех работодателя, фирмы.

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права