Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:50, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно. Предпринимательство — это прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль
Помимо этого ЕГРИП содержит данные о документах:
– удостоверяющих личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);
– подтверждающих факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);
– дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии), а также иные сведения, установленные законодательством РФ.51
В соответствии с Федеральным законом о госрегистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (п. 1 ст.4). Все сведения из реестров являются открытыми и общедоступными. Это означает, что, обратившись в регистрирующий орган, любой предприниматель или организация может получить об индивидуальных предпринимателях следующие данные:
– фамилию, имя, отчество;
– пол и гражданство;
– сведения о государственной регистрации;
– ИНН, дата постановки на налоговый учет и регистрации в качестве страхователя во внебюджетных фондах;
– сведения о наличии лицензий на те или иные виды деятельности;
–
коды видов экономической
– реквизиты банковских счетов;
– данные о прекращении деятельности (дата, причины, способы). Чтобы получить эти сведения, в налоговую инспекцию направляется запрос в произвольной форме и документ об оплате информации.52
Государственная
регистрация индивидуального
В
то же время правило о
Обратим
внимание, что Закон о государственной
регистрации не связывает осуществление
акта государственной регистрации
индивидуального
Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Специалисты отмечают, что постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.55 аким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, который требует включать в реестровую запись указание на "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания регламентирована Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 28.03.2008).56 Правила регистрации иностранных граждан с Российской Федерации содержатся в гл. III ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".57
Но
следует отметить, что если ст. 20
ГК РФ под местом жительства гражданина
подразумевает фактическое
Регистрация индивидуального предпринимателя построена по принципу «одного окна». Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики.59 ФНС России утвердила методические разъяснения для налогоплательщиков по заполнению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они содержатся в приказе от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".60 В этом документе определены общие требования к оформлению документов, перечень лиц, имеющих право быть заявителем при госрегистрации, а также порядок заполнения заявлений и приложений. Порядок представления документов в регистрирующий орган при государственной регистрации определяется в соответствии со ст. 9 Закона о государственной регистрации. Она определяет два способа представления документов. Документы представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.
Согласно ст. 22.1 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются:
a)
заявление о государственной
регистрации с подписью
б)подлинник и копия документа удостоверяющая личность предпринимателя.
в) подлинник документа об уплате государственной пошлины.
Государственная
регистрация осуществляется в срок
не более чем пять рабочих дней
со дня представления документов
в регистрирующий орган. Неосуществление
государственной регистрации в
установленные сроки является одним
из оснований юридической
Каждому
налогоплательщику
Кроме того, следует отметить, что регистрирующий орган в соответствии с Законом о госрегистрации (п.1 ст.23) в определенных случаях вправе отказать физическому лицу в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, помимо случая непредставления всех необходимых документов либо представления их в ненадлежащий орган предпринимателю откажут в регистрации еще в трех случаях. Во-первых, если предприниматель уже зарегистрирован в таком статусе. Это означает, что одновременно у одного предпринимателя не может быть двух свидетельств о регистрации. Во-вторых, отказ последует, если не истек срок, на который приговор суда запретил гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. И, наконец, в третьих, регистрация не проводится, если не истек год с момента признания предпринимателя банкротом или с момента прекращения его деятельности в принудительном порядке. В решении налогового органа указывается причина отказа в регистрации. Это решение выдается заявителю под расписку или направляется в адрес заявителя по почте заказным письмом с уведомлением не позднее следующего рабочего дня после его вынесения.65
Индивидуальные предприниматели вправе заниматься любыми видами деятельности, за исключением тех, которые запрещены законом. Занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у предпринимателя специального разрешения (лицензии) или квалифицированного аттестата. Перечень указанных видов должен определяться только законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Сейчас действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ).66 (далее — Закон о лицензировании), который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Закона. Названный Закон не распространяется на виды деятельности, перечень которых дан в ст. 2 Закона о лицензировании. Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в соответствии со специальными законами.
Лицензирование — это особый вид административного производства. Оно позволяет проверить квалификацию соискателя на получение лицензии, выявить правоограничения, препятствующие ему заниматься данной деятельностью, определить лицензионные условия. В свою очередь, лицензия есть административный акт, дающий право лицензиату (в нашем случае — индивидуальному предпринимателю) осуществлять конкретный вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Таким образом, лицензирование представляет собой сферу административного (публичного) регулирования.
В литературе лицензирование рассматривается не только как вид властной публичной деятельности. Лицензирование — это способ (метод) государственного регулирования предпринимательской деятельности. На публично-правовую оценку лицензирования не влияет правило п. 1 ст. 49 ГК РФ. Вряд ли под воздействием гражданско-правовых норм отношения в области лицензирования могут приобрести цивилистический оттенок. Выдача лицензии (специального разрешения)67 — юридический факт, на основании которого возникают различного рода правоотношения, в том числе административные и гражданские.68
У многих начинающих предпринимателей возникает закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
Информация о работе Основные институты индивидуального предпринимательства в России