Основные институты индивидуального предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно. Предпринимательство — это прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль

Работа содержит 1 файл

основная часть и заключение.docx

— 94.81 Кб (Скачать)

       Помимо  этого ЕГРИП содержит данные о  документах:

       – удостоверяющих личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);

       – подтверждающих факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);

       – дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии), а также иные сведения, установленные законодательством РФ.51

       В соответствии с Федеральным законом  о госрегистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (п. 1 ст.4). Все сведения из реестров являются открытыми и общедоступными. Это означает, что, обратившись в регистрирующий орган, любой предприниматель или организация может получить об индивидуальных предпринимателях следующие данные:

       – фамилию, имя, отчество;

       – пол и гражданство;

       – сведения о государственной регистрации;

       – ИНН, дата постановки на налоговый учет и регистрации в качестве страхователя во внебюджетных фондах;

       – сведения о наличии лицензий на те или иные виды деятельности;

       – коды видов экономической деятельности, закрепленные за налогоплательщиком;

       – реквизиты банковских счетов;

       – данные о прекращении деятельности (дата, причины, способы).  Чтобы получить эти сведения, в налоговую инспекцию направляется запрос в произвольной форме и документ об оплате информации.52

       Государственная регистрация индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона о государственной  регистрации). Лица, не имеющие определенного  места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанные  лица намерены заниматься предпринимательской  деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Пункт 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации преследует цель защитить контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий: место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя. Кроме того, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. 

       В то же время правило о государственной  регистрации только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных  к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что норма п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации находится в противоречии с рядом положений Конституции РФ. Например, она не согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Указанные нормы Конституции РФ содержатся в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина".53

       Обратим внимание, что Закон о государственной  регистрации не связывает осуществление  акта государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  с местом, где фактически будет  осуществляться предпринимательская  деятельность. Поэтому в случае, когда гражданин имеет место  жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает осуществлять в другом, он подлежит государственной регистрации  по месту жительства, а не по месту  возможного осуществления предпринимательской  деятельности.54

       Местом  жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин  постоянно или преимущественно  проживает. Специалисты отмечают, что  постоянно или преимущественно  проживать в определенном месте  гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном  законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.55 аким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, который требует включать в реестровую запись указание на "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания регламентирована Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 28.03.2008).56 Правила регистрации иностранных граждан с Российской Федерации содержатся в гл. III ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".57

       Но  следует отметить, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое место  жительства, то упомянутые нормы Закона о государственной регистрации  и названных выше сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства). Несоответствие этих норм правилам ГК РФ, по нашему мнению, не вызывает сомнений. Юристы справедливо отмечают, что  при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют  значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон (т.е. ГК РФ) не связывает с ними определение  места жительства гражданина. Прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина.58 Эти рассуждения справедливы и применительно к регистрации граждан по месту жительства.

       Регистрация индивидуального предпринимателя построена по принципу «одного окна». Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики.59 ФНС России утвердила методические разъяснения для налогоплательщиков по заполнению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они содержатся в приказе от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".60  В этом документе определены общие требования к оформлению документов, перечень лиц, имеющих право быть заявителем при госрегистрации, а также порядок заполнения заявлений и приложений. Порядок представления документов в регистрирующий орган при государственной регистрации определяется в соответствии со ст. 9 Закона о государственной регистрации. Она определяет два способа представления документов. Документы представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

       Согласно  ст. 22.1 Закона о государственной  регистрации в регистрирующий орган  по месту жительства заявителя представляются:

       a) заявление о государственной  регистрации с подписью физического  лица, обращающегося за государственной  регистрацией, подлинность которой  должна быть засвидетельствована  в нотариальном порядке.

       б)подлинник и копия документа удостоверяющая личность предпринимателя.

       в) подлинник документа об уплате государственной  пошлины.

       Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Неосуществление  государственной регистрации в  установленные сроки является одним  из оснований юридической ответственности  регистрирующих органов и их должностных  лиц.61 Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации). Задача указанного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. Регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в Законе о государственной регистрации.62 С 01.01.2004 г. зарегистрированный индивидуальный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п. 10 ст. 83 Налогового Кодекса РФ).63 Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 83 Налогового Кодекса РФ).64

       Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер  налогоплательщика (ИНН). Этот номер  каждый налогоплательщик обязан указывать  в подаваемых в налоговый орган  декларациях, отчетах, заявлениях или  иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

       Кроме того, следует отметить, что регистрирующий орган в соответствии с Законом  о госрегистрации (п.1 ст.23) в определенных случаях вправе отказать физическому лицу в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, помимо случая непредставления всех необходимых документов либо представления их в ненадлежащий орган предпринимателю откажут в регистрации еще в трех случаях. Во-первых, если предприниматель уже зарегистрирован в таком статусе. Это означает, что одновременно у одного предпринимателя не может быть двух свидетельств о регистрации. Во-вторых, отказ последует, если не истек срок, на который приговор суда запретил гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. И, наконец, в третьих, регистрация не проводится, если не истек год с момента признания предпринимателя банкротом или с момента прекращения его деятельности в принудительном порядке. В решении налогового органа указывается причина отказа в регистрации. Это решение выдается заявителю под расписку или направляется в адрес заявителя по почте заказным письмом с уведомлением не позднее следующего рабочего дня после его вынесения.65

       Индивидуальные предприниматели вправе заниматься любыми видами деятельности, за исключением тех, которые запрещены законом. Занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у предпринимателя специального разрешения (лицензии) или квалифицированного аттестата. Перечень указанных видов должен определяться  только законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Сейчас действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ).66 (далее — Закон о лицензировании), который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Закона. Названный Закон не распространяется на виды деятельности, перечень которых дан в ст. 2 Закона о лицензировании. Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в соответствии со специальными законами.

       Лицензирование  — это особый вид административного производства. Оно позволяет проверить квалификацию соискателя на получение лицензии, выявить правоограничения, препятствующие ему заниматься данной деятельностью, определить лицензионные условия. В свою очередь, лицензия есть административный акт, дающий право лицензиату (в нашем случае — индивидуальному предпринимателю) осуществлять конкретный вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Таким образом, лицензирование представляет собой сферу административного (публичного) регулирования.

       В литературе лицензирование рассматривается не только как вид властной публичной деятельности. Лицензирование — это способ (метод) государственного регулирования предпринимательской деятельности. На публично-правовую оценку лицензирования не влияет правило п. 1 ст. 49 ГК РФ. Вряд ли под воздействием гражданско-правовых норм отношения в области лицензирования могут приобрести цивилистический оттенок. Выдача лицензии (специального разрешения)67 — юридический факт, на основании которого возникают различного рода правоотношения, в том числе административные и гражданские.68

       У многих начинающих предпринимателей возникает  закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

Информация о работе Основные институты индивидуального предпринимательства в России