Оценка предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Адам Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.

Содержание

Оценка предпринимательского риска…………………………….стр.2
Понятие и причины возникновения риска в предпринимательской деятельности………………………….стр.2
Оценка ожидаемого риска…………………………………….стр.3
Методы оценки рисков………………………………………...стр.8
Депозитный и процентный риски в банковском предпринимательстве……………………………………………….стр.17
2.1 Особенности банковских рисков……………………………..стр.17
2.2 Процентный и депозитный риски……………………………стр.19
Задача 1…………………………………………………………………стр.24
Задача 2…………………………………………………………………стр.27
Литература……………………………………………………………..стр.29

Работа содержит 1 файл

рискология .docx

— 84.82 Кб (Скачать)

Зміст 
 

  1. Оценка  предпринимательского риска…………………………….стр.2
    1. Понятие и причины возникновения риска в предпринимательской деятельности………………………….стр.2
    2. Оценка ожидаемого риска…………………………………….стр.3
    3. Методы оценки рисков………………………………………...стр.8
  2. Депозитный и процентный риски в банковском предпринимательстве……………………………………………….стр.17

    2.1 Особенности банковских рисков……………………………..стр.17

    2.2 Процентный и депозитный риски……………………………стр.19

    Задача 1…………………………………………………………………стр.24

    Задача 2…………………………………………………………………стр.27

    Литература……………………………………………………………..стр.29 
     

 

 

    1. Оценка  предпринимательского риска.

    1.1 Понятие и причины возникновения риска в предпринимательской деятельности

     Риск  присущ любой сфере человеческой деятельности, так как связан с  множеством условий и факторов, влияющих на исход принимаемых решений.

     Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства  было выдвинуто еще в XVII в. французским  экономистом Р. Кантильоном.

     Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Адам Смит в «Исследованиях о природе  и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы  прибыли всегда связано с большим  или меньшим риском. Известно, что  получение прибыли предпринимателю  не гарантировано, вознаграждением  за затраченные им время, усилия и  способности могут оказаться  как прибыль, так и убытки.

     Различают внутренние и внешние предпринимательские риски.

     Внешние связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или по другим не зависящим от него обстоятельствам.

     Внутренние  зависят от способности предпринимателя  организовать производство и сбыт продукции. На них влияют следующие факторы: уровень менеджмента, себестоимость, качество и  надежность продукции, условия сбыта, реклама, организация  послепродажного сервиса, наличие оборотных средств, клиентура и др.

     Страховые компании и финансовые институты  не  предоставляют предпринимателям (за отдельными исключениями) гарантий компенсации убытков от внутренних рисков, поскольку они  подвержены воздействию многих субъективных факторов.

     Ущерб от предпринимательских рисков бывает прямым и косвенным. Прямой ущерб — это потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам (населению и организациям).  Косвенный ущерб — это неполучение дохода (упущенная выгода) вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по 

различным причинам.

     Предпринимательские риски могут быть обусловлены следующими причинами:

     • природными — землетрясение, наводнение, ураган, смерч, удар молнии, шторм (на море), извержение вулкана и т.д.;

     • падение летательных аппаратов  и их частей;

     • износ зданий и сооружений, поломки  машин и оборудования;

     • ошибки персонала;

     • злоумышленные действия;

     • нарушение своих обязательств контрагентами  предпринимателя по сделкам;

     • непредвиденные расходы — судебные и иные.

     Если  предпринимательская деятельность связана с  проведением торговых операций, то она подвержена комплексу  коммерческих рисков, а если осуществляется на территории зарубежных стран —  комплексу страновых рисков. Различные  виды  предпринимательства могут  быть также подвержены действию отдельных  видов финансовых рисков. 

    1. Оценка  ожидаемого риска

       

     Оценить ожидаемый риск в предпринимательской  деятельности может только высококвалифицированный  и опытный бизнесмен. Богатый  опыт проведения бизнес-операций позволяет  предпринимателю чувствовать степень  риска на уровне интуиции.

     Научный расчет предпринимательского риска  должен осуществляться специалистом в  области экономики, но примерная  оценка возможных потерь доступна предпринимателю без специального экономического образования. Для этого нужно изучить виды и факторы возможного риска, а также основные причины, которые могут привести к катастрофическому и критическому риску.

     Прежде  чем приступить к любой предпринимательской  деятельности, уважающий себя бизнесмен  должен провести анализ подобных операций, изучить статистику случившихся  потерь в ходе подобных операций. Изучив статистику потерь, можно провести сравнительный анализ проведенных  ранее операций, из которого можно  предположить их исход в зависимости  от уровня потерь. Например, если количество случаев риска достаточно велико, то вероятность повторения рискованных  ситуаций в будущем будет высока. Наоборот, если вероятность избежать потери будет немного выше, чем  вероятность критического уровня риска, предприниматель может пойти  на проведение этой бизнес – операции.

     Оценка  предпринимательского риска начинается с оценки сильных и слабых сторон компании, которая зависит от анализа  внешней и внутренней бизнес – среды.

     Анализ  внешней бизнес – среды позволяет определить возможности и угрозы компании при решении воплотить в жизнь свои предпринимательские замыслы. Возможностями компании являются возможности удовлетворения потребностей потребителей. Угрозы внешней бизнес – среды заключаются в неблагоприятном влиянии факторов макросреды (демографических, технологических, экономических, юридических, политических, социальных, культурных) и микросреды (потребители, конкуренты, поставщики, каналы распределения). Угрозы и опасности, которые могут стать причиной для критического и катастрофического риска компании или фирмы, должны строго контролироваться. Необходимо подготовить стратегический план действий компании в случае возникновения рискованных ситуаций.

     Анализ  внутренней бизнес – среды включает в себя оценку сильных и слабых сторон деловых способностей компании, определение недостатков в работе различных ее отделов и поиск средств и способов их устранения.

     Общая оценка слабых и сильных сторон компании или фирмы имеет название стратегического  анализа, в результате которого производится составление стратегического плана  предпринимательской деятельности. Первым этапом стратегического плана  является формулирование целей. Цели должны быть четко и структурно организованы, иметь количественное выражение, быть реальными и последовательными. Существует выбор между двумя  альтернативными способами достижения конечной цели компании: поиск новых  рыночных сегментов или проникновение  на существующие; сокращение сроков получения  прибыли при установках высоких  цен или долговременные перспективы  роста прибыли при низких ценах; ускорение темпов роста при высоком  уровне предпринимательского риска  или минимизация рисков.

     При оценке предпринимательского риска  необходимо провести анализ предыдущих аналогичных мероприятий компании или фирмы. Общий анализ деятельности компании объединяет в себе анализ сбыта, сегмента рынка, сравнительный  анализ затрат и объемов продаж, финансовый анализ, анализ маркетинга компании.

     Анализ  сбыта проводится при помощи двух методов: анализа отклонений и анализа  микропродаж. В процессе анализа  отклонений определяется влияние различных  факторов на уровень плановых и фактических  объемов продаж. В процессе анализа  микропродаж определяются и выделяются факторы, влияние которых неблагоприятно отражается на достижении запланированных  плановых показателей (территориальные  особенности, низкие объемы продаж, особенности  ценообразования). Общий анализ сбыта  проводится по результатам сравнительного анализа запланированного и фактического объемов продаж.

     Анализ  сегмента рынка проводится на основе учета процентного объема продаж компании относительно общих объемов  продаж на рынке. В случае увеличения относительной доли компании на рынке  можно сделать вывод о ее приближении  к основному конкуренту на рынке.

     Анализ  соотношения объемов затрат и  продаж заключается в строгом  контроле основных ежегодных показателей  объемов затрат и продаж. В норме  это соотношение может иметь  небольшие колебания. Но если отклонения превышают допустимые величины, на это следует обратить внимание, поскольку  этот факт может стать серьезной  проблемой.

     Финансовый  анализ необходим для установления факторов, которые влияют на норму  прибыли по чистой стоимости. Норма  прибыли определяется в зависимости  от двух показателей: финансового рычага и прибыли от активов. Норма прибыли  может увеличиться в двух случаях: при увеличении отношения чистой прибыли к величине активов, а  также при увеличении отношения  активов к чистой стоимости. Структура  активов зависит от денежных поступлений, использования оборудования, объемов  запасов.

     Анализ  маркетинга компании проводится по оценке потребителей и оценке акционеров. Оценка покупателей включает в себя следующие покупательские критерии: количество покупателей, их предпочтения, количество постоянных покупателей, количество недовольных покупателей, доступность  информации о товаре на рынках, относительная  оценка качества товара, относительная  оценка сервисного обслуживания. Система  таких оценок рынков позволяет предупредить возможные опасности в этой сфере.

     Одним из факторов предпринимательского риска  является наличие конкурирующих  фирм. Для определения уровня предпринимательского риска в этой области необходимо определить конкурентов и изучить  их сильные и слабые стороны. На рынке  компания может занимать одну из нескольких позиций: 1) доминирующая. Фирма, занимающая эту позицию, обладает правом контролировать поведение на рынке других фирм или  компаний, а также использует в  своей деятельности различные стратегии; 2) надежная. Такая позиция позволяет  компании или фирме вести продолжительную  деятельность на рынке. Но улучшение  положения фирмы не представляется возможным из-за постоянного давления со стороны доминирующей фирмы; 3) сильная. Фирма имеет возможность в  течение длительного времени  сохранять свои позиции на рынке, а также способна производить  самостоятельные торговые мероприятия; 4) благоприятная. Фирма имеет хорошие перспективы, уверенно сохраняет свои позиции на рынке за счет своих преимуществ перед другими фирмами и компаниями; 5) слабая. Фирма, занимающая эту позицию, не имеет уверенного положения на рынке, но может его улучшить за счет изменения стратегии. В обратном случае этой фирме придется покинуть рынок; 6) нежизнеспособная. Фирма не имеет возможности улучшить свое положение на рынке из-за неудовлетворительного ведения дел.

     Для определения правильной оценки положения  конкурирующих фирм необходимо изучить  три составляющие: доли рынка, предпочтения покупателей и ассоциации с фирмой. Фирмы или компании, которые обладают большими долями рынка и получают большие объемы прибыли, являются лидерами по показателям предпочтений покупателей. Фирма должна определить предпосылки  конкурентов, которые отрицательно отразились на их положении в процессе изменения ситуации на рынке. В соответствии с этим можно разработать стратегию  дальнейших действий.

     Существуют  несколько категорий конкурирующих  фирм: 1) разборчивый конкурент. Такой  тип конкурента отвечает действием  только на определенные моменты поведения  соперников, одновременно игнорируя  другие их мероприятия. Изучив эту особенность, можно выработать стратегию поведения  с этой фирмой; 2) неторопливый конкурент. Реакция этих конкурирующих фирм на поведение соперников является запоздалой. В этом случае следует изучить  причины такой неторопливости, одновременно вырабатывая стратегию поведения  с этой фирмой; 3) стремительный конкурент. Этот соперник отличается стремительной  реакцией на действия других фирм. С  ним сложно соперничать, так как  он всегда стремится занять доминирующие позиции; 4) непредсказуемый конкурент. Действия этого конкурента невозможно просчитать. Лишь немногие фирмы могут  отважиться соперничать с ним.

Информация о работе Оценка предпринимательского риска