Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40
Управленческая, техническая и информационная помощь малому бизнесу. В этих видах помощи нуждаются все малые предприятия. Поэтому в международной практике принято делить всех малых предпринимателей на три группы: начинающие, развивающиеся и успешно работающие.
К первой группе относятся граждане, имеющие способности и желание заниматься бизнесом. Это молодежь, военнослужащие, уволенные в запас, бывшие чиновники, инженеры, потерявшие работу, и др.
Вторая группа - это те, кто уже имеет свой бизнес и небольшую собственность. Предприниматель начал бизнес на свои деньги, но для дальнейшего развития его дела у него нет финансовых средств. Государство должно помочь ему в этом, по крайней мере разделить риск с банками и другими кредитными учреждениями.
К третьей группе относятся предприниматели, которые уже имеют стабильный бизнес. Им также нужна помощь государства, особенно необходима поддержка при выходе на внешние рынки.
Итак, мы видим, что всем категориям наших предпринимателей нужна помощь, но помощь и поддержка каждой группы имеют свою специфику.
1. Проблемы начинающих фирм:
- необходимость обучения
- отсутствие первоначального
- отсутствие офисных, торговых или производственных площадей;
- необходимость выхода на рынок.
Формы поддержки:
- учебные и учебно-деловые
- бизнес-инкубаторы;
- специальные лизинговые
- система государственных
- сеть агентств по поддержке малого и среднего бизнеса.
2. Проблемы развивающихся фирм (возраст 1-2 года):
- отсутствие банковского
- высокая стоимость кредита;
- отсутствие площадей для
- высокая стоимость
- необходимость
- необходимость закрепления
Формы поддержки:
- система государственных
- льготная аренда с правом
выкупа производственных площад
- консультационно-
3. Проблемы успешно работающих фирм (возраст 5-6 лет):
- сохранение и усиление позиций на внутреннем рынке;
- необходимость выхода на внешние рынки и увеличение объема производства;
- необходимость внедрения
Формы поддержки:
- участие в выполнении
- содействие выходу на внешние рынки через торговых представителей РФ;
- гарантирование экспортных
- лизинг высокотехнологичного оборудования на 5-10 лет;
- привлечение отечественных и иностранных инвестиций (ФПМП).
С начала перестройки нашей экономики благодаря федеральным программам поддержки малого предпринимательства были созданы организации инфраструктуры для малого бизнеса, куда может обратиться любой предприниматель. Это:
- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и региональные фонды в 77 регионах;
Торгово-промышленная палата и 145 ТПП в регионах;
- Российская ассоциация
- 220 бизнес-школ;
- около 40 технопарков и бизнес-
- более 320 лизинговых компаний (хотя доля лизинга в объеме инвестиций составляет в России всего 1% по сравнению с 25-30% в развитых странах);
- учебно-деловые центры - более 50;
- региональные информационно-
Конечно, эти цифры весьма скромные по сравнению с развитыми странами. Для примера возьмем Германию. Здесь имеется около 600 центров развития предпринимательства, 216 инкубаторов, технопарков и инновационных центров, консультационный Центр объединяет 1400 консультантов по всем видам деятельности, 180 ТПП, 34 информационных центра.
Но наша беда не в том, что у нас мало этих организаций, а в том, что даже имеющиеся организации не востребованы со стороны предпринимателей.
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы [5]:
- налоговое регулирование;
- сокращение административных барьеров;
- кадровая поддержка малых предприятий.
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
В целях высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом, снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса.
Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009 - 2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации.
Учитывая высвобождение
Заключение
Сегодня для всех уже очевидно,
что малый бизнес является неотъемлемым
элементом институциональной
Анализ развития малого предпринимательства в России свидетельствует о том, что этот сектор экономики переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.
В 90-х гг. в России сложилась весьма специфическая отраслевая структура малых предприятий, а также выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия не проигрывают в сравнении с крупными и средними предприятиями. Наибольшее число зарегистрированных малых предприятий по-прежнему приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает возрастать. Следующими по численности малых предприятий и количеству занятых являются промышленность и строительство. В последнее время большое распространение получили предприятия, связанные с операциями по недвижимому имуществу, аренде и предоставлением услуг.
Существует рад факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях промышленности: высокий уровень налогообложения; неплатежеспособность заказчиков; изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предпринимателей; отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы.
В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры.
В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:
- формирование нормативно-
- совершенствование системы
- создание системы
- содействие
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- производственно-
Большое значение приобретает поддержка и развитие малого бизнеса на региональном и местном уровнях.
Библиографический список
Приложение 1
Число малых предприятий в общем количестве предприятий и организаций в 2007 - 2008 гг. по видам экономической деятельности
Период | ||||||||||
2007 г. |
2008 г. | |||||||||
Число |
из них малых |
Число |
из них малых | |||||||
Тыс. |
% к |
Тыс. |
% к итогу |
Тыс. |
% к |
Тыс. |
% к итогу | |||
Всего |
4417,1 |
100 |
1032,8 |
21,7 |
4767,3 |
100 |
1137,4 |
23,9 | ||
По видам экономической
деятельности: | ||||||||||
Сельское |
300,7 |
6,8 |
28,9 |
0,6 |
293,2 |
6,2 |
29,4 |
0,6 | ||
Рыболовство |
6,3 |
0,1 |
2,4 |
0,05 |
7,4 |
0,2 |
2,5 |
0,05 | ||
Добыча полезных |
12,8 |
0,3 |
4,1 |
0,09 |
14,6 |
0,3 |
4,5 |
0,09 | ||
Обрабатывающие |
452,2 |
10,2 |
123,4 |
2,6 |
478,4 |
10 |
128,6 |
2,7 | ||
Производство |
15,3 |
0,3 |
4,1 |
0,09 |
18,6 |
0,4 |
4,9 |
0,1 | ||
Строительство |
333,2 |
7,5 |
117,1 |
2,5 |
371,7 |
7,8 |
130,7 |
2,7 | ||
Оптовая и розничная |
1682,6 |
38,1 |
464,6 |
9,7 |
1831,4 |
38,4 |
510,6 |
10,7 | ||
Гостиницы |
74 |
1,7 |
20,8 |
0,4 |
79,7 |
1,7 |
29,7 |
0,6 | ||
Транспорт |
162,2 |
3,7 |
50,3 |
1,1 |
184,5 |
3,9 |
57,3 |
1,2 | ||
Финансовая |
95,4 |
2,2 |
14,7 |
0,3 |
102,5 |
2,2 |
16,1 |
0,3 | ||
Операции |
614,2 |
13,9 |
163,3 |
3,4 |
689,8 |
14,5 |
181,3 |
3,8 | ||
Образование |
170,9 |
3,9 |
2,7 |
0,1 |
171,9 |
3,6 |
2,7 |
0,05 | ||
Здравоохранение |
72,6 |
1,6 |
10,8 |
0,2 |
75,8 |
1,6 |
11,6 |
0,2 | ||
Предоставление |
333,9 |
7,6 |
25,3 |
0,5 |
346,6 |
7,3 |
27,2 |
0,6 |
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития