Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Управленческая, техническая и информационная помощь малому бизнесу. В этих видах помощи нуждаются все малые предприятия. Поэтому в международной практике принято делить всех малых предпринимателей на три группы: начинающие, развивающиеся и успешно работающие.

К первой группе относятся граждане, имеющие способности и желание заниматься бизнесом. Это молодежь, военнослужащие, уволенные в запас, бывшие чиновники, инженеры, потерявшие работу, и др.

Вторая группа - это те, кто уже  имеет свой бизнес и небольшую  собственность. Предприниматель начал бизнес на свои деньги, но для дальнейшего развития его дела у него нет финансовых средств. Государство должно помочь ему в этом, по крайней мере разделить риск с банками и другими кредитными учреждениями.

К третьей группе относятся предприниматели, которые уже имеют стабильный бизнес. Им также нужна помощь государства, особенно необходима поддержка при выходе на внешние рынки.

Итак, мы видим, что всем категориям наших предпринимателей нужна помощь, но помощь и поддержка каждой группы имеют свою специфику.

1. Проблемы начинающих фирм:

- необходимость обучения основам  предпринимательства и консультационная  поддержка;

- отсутствие первоначального капитала;

- отсутствие офисных, торговых  или производственных площадей;

- необходимость выхода на рынок.

Формы поддержки:

- учебные и учебно-деловые центры;

- бизнес-инкубаторы;

- специальные лизинговые компании;

- система государственных фондов  поддержки малых предприятий;

- сеть агентств по поддержке  малого и среднего бизнеса.

2. Проблемы развивающихся фирм (возраст 1-2 года):

- отсутствие банковского кредита  и гарантий по нему;

- высокая стоимость кредита;

- отсутствие площадей для расширения  бизнеса и высокая стоимость  аренды;

- высокая стоимость оборудования;

- необходимость консультационной  и информационной поддержки;

- необходимость закрепления позиций  на рынке.

Формы поддержки:

- система государственных фондов  и поручительств; специализированные  лизинговые компании (лизинг оборудования  до 3-5 лет);

- льготная аренда с правом  выкупа производственных площадей, принадлежащих муниципалитетам;

- консультационно-информационные  услуги бизнесу; компенсация затрат  на участие в выставках. 

3. Проблемы успешно работающих  фирм (возраст 5-6 лет):

- сохранение и усиление позиций  на внутреннем рынке;

- необходимость выхода на внешние рынки и увеличение объема производства;

- необходимость внедрения наукоемких  инновационных технологий.

Формы поддержки:

- участие в выполнении государственных  и муниципальных заказов (торгово-промышленные  палаты);

- содействие выходу на внешние рынки через торговых представителей РФ;

- гарантирование экспортных поставок (Российский банк развития);

- лизинг высокотехнологичного  оборудования на 5-10 лет;

- привлечение отечественных и  иностранных инвестиций (ФПМП).

С начала перестройки нашей экономики благодаря федеральным программам поддержки малого предпринимательства были созданы организации инфраструктуры для малого бизнеса, куда может обратиться любой предприниматель. Это:

- Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства и  региональные фонды в 77 регионах;

Торгово-промышленная палата и 145 ТПП  в регионах;

- Российская ассоциация развития  малого предпринимательства и  58 региональных отделений;

- 220 бизнес-школ;

- около 40 технопарков и бизнес-инкубаторов;

- более 320 лизинговых компаний (хотя доля лизинга в объеме инвестиций составляет в России всего 1% по сравнению с 25-30% в развитых странах);

- учебно-деловые центры -  более  50;

- региональные информационно-аналитические  центры -  более 40.

Конечно, эти цифры весьма скромные по сравнению с развитыми странами. Для примера возьмем Германию. Здесь имеется около 600 центров развития предпринимательства, 216 инкубаторов, технопарков и инновационных центров, консультационный Центр объединяет 1400 консультантов по всем видам деятельности, 180 ТПП, 34 информационных центра.

Но наша беда не в том, что у  нас мало этих организаций, а в  том, что даже имеющиеся организации  не востребованы со стороны предпринимателей.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы [5]:

- налоговое регулирование;

- сокращение административных барьеров;

-  кадровая поддержка малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования  могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

В целях высвобождения у малых  предприятий дополнительных средств  целесообразно сократить общую  налоговую нагрузку на малые предприятия  за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом, снижение налогов для малых предприятий  послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых  предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса.

Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими  шагами по оптимизации данной формы  оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009 - 2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации.

Учитывая высвобождение большого количества работников, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые  предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса.

 

 

Заключение

 

Сегодня для всех уже очевидно, что малый бизнес является неотъемлемым элементом институциональной структуры  экономики промышленно развитых стран. Велика роль его в достижении экономического роста государства, утверждения демократических принципов и установления социальной стабильности в обществе.

Анализ развития малого предпринимательства  в России свидетельствует о том, что этот сектор экономики переходит  от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.

В 90-х гг. в России сложилась весьма специфическая отраслевая структура  малых предприятий, а также выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия не проигрывают в сравнении с крупными и средними предприятиями. Наибольшее число зарегистрированных малых предприятий по-прежнему приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает возрастать. Следующими по численности малых предприятий и количеству занятых являются промышленность и строительство. В последнее время большое распространение получили предприятия, связанные с операциями по недвижимому имуществу, аренде и предоставлением услуг.

Существует рад факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях промышленности: высокий уровень  налогообложения;  неплатежеспособность заказчиков; изношенность оборудования;  недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предпринимателей; отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы.

В России сформированы институты государственной  поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры.

В федеральных программах предусматривается  выделение следующих основных направлений  и конкретных мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

- формирование нормативно-правовой  базы;

- совершенствование системы финансовой  поддержки;

- создание системы информационного  обеспечения;

- содействие внешнеэкономической  деятельность субъектов малого предпринимательства;

- подготовка, переподготовка и  повышение квалификации кадров;

- производственно-технологическая  поддержка.

Большое значение приобретает поддержка  и развитие малого бизнеса на региональном и местном уровнях.

 

Библиографический список

 

    1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ.
    2. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес [Текст] / О.Ю. Акимов.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 192с.
    3. Барский, А. Помощь малому бизнесу: теория и практика [Текст] / А. Барский // Современный предприниматель.- 2009.- №5.
    4. Ивасюк, Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе [Текст] / Р.Я. Ивасюк  // Экономический анализ: теория и практика.- 2009.- №4.
    5. Литвак, Е. Влияние кризисных явлений экономике Российской Федерации на малый бизнес [Текст] /  Е. Литвак // Финансовая газета.- 2009.- №6.
    6. Малое предпринимательство России в 2008 году [Текст]: статистич. сборник / Госкомстат. - М., 2009.- 312с.
    7. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление [Текст] /  под ред. А.Д. Шеремета.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 480с.
    8. Малый бизнес. Организация, экономика, управление [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 430с.
    9. Микроэкономика: практический подход [Текст]: учебник /  под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.- М.: КНОРУС, 2005.- 672с.
    10. Нестеренко, Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России.- М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007.- 224с.
    11. Подустов, С.П. Системообразующие факторы становления и развития малого бизнеса в России  [Текст] /  С.П. Подустов // Предпринимательство.- 2008.- №3.- С.133-140.
    12. Предпринимательство [Текст] / под ред. М.Г. Лапусты.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 608с.
    13. Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст] / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова.- М.: Проспект, 2005.- 560с.
    14. Талалаева, И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Текст] / И. Талалаева // Малая бухгалтерия.- 2009.- №2.
    15. Трайнев, В.А. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение [Текст] / В.А. Трайнев, Н.Я. Бутырин.- М.: Логос, 2006.-184с.
    16. Уткин Э.А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов. - М.; ТЕИС, 2004.- 124 с.
    17. Экономика и управление малой фирмой [Текст] / под ред. И.В. Мишуровой.- И.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д, 2004.- 672с.

 

 

Приложение 1

Число малых предприятий в общем  количестве предприятий и организаций  в 2007 - 2008 гг. по видам экономической  деятельности

 

Период                           

2007 г.          

2008 г.           

Число    
предприятий 
и организаций

из них малых   
предприятий    
и организаций 

Число    
предприятий 
и  организаций

из них малых    
предприятий    
и организаций 

Тыс.

% к  
итогу

Тыс.

% к итогу  
от общего  
числа    
предпр-й

Тыс.

% к  
итогу

Тыс.

% к итогу  
от общего  
числа    
предпр-й

Всего          

4417,1

100 

1032,8

21,7  

4767,3

100 

1137,4

23,9

По видам экономической  деятельности:                                          

Сельское         
хозяйство, охота 
и лесное хозяйство      

300,7

6,8

28,9

0,6  

293,2

6,2

29,4

0,6

Рыболовство      
и рыбоводство  

6,3

0,1

2,4

0,05 

7,4

0,2

2,5

0,05

Добыча полезных  
ископаемых     

12,8

0,3

4,1

0,09 

14,6

0,3

4,5

0,09

Обрабатывающие   
производства   

452,2

10,2

123,4

2,6  

478,4

10 

128,6

2,7

Производство     
и распределение  
электроэнергии,  
газа и воды    

15,3

0,3

4,1

0,09 

18,6

0,4

4,9

0,1

Строительство  

333,2

7,5

117,1

2,5  

371,7

7,8

130,7

2,7

Оптовая и розничная      
торговля, ремонт 
автотранспортных 
средств и        
бытовых изделий

1682,6

38,1

464,6

9,7  

1831,4

38,4

510,6

10,7

Гостиницы        
и рестораны    

74 

1,7

20,8

0,4  

79,7

1,7

29,7

0,6

Транспорт        
и связь        

162,2

3,7

50,3

1,1  

184,5

3,9

57,3

1,2

Финансовая       
деятельность   

95,4

2,2

14,7

0,3  

102,5

2,2

16,1

0,3

Операции         
с недвижимым     
имуществом,      
аренда         

614,2

13,9

163,3

3,4  

689,8

14,5

181,3

3,8

Образование    

170,9

3,9

2,7

0,1  

171,9

3,6

2,7

0,05

Здравоохранение  
и предоставление 
социальных услуг

72,6

1,6

10,8

0,2  

75,8

1,6

11,6

0,2

Предоставление   
прочих комму-нальных, социаль-ных  и персональ-ных  услуг          

333,9

7,6

25,3

0,5  

346,6

7,3

27,2

0,6

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития